html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Бог умер в Сталинграде

«Нынешние дискуссии о религии рождаются, с одной стороны, в ответ на противоречия между христианством и наукой, а с другой стороны — в ответ на атаки 11 сентября». Этой фразой начинается манифест «Душа мира» (The Soul of the World) Роджера Скратона, доцента старейшего британского Сент-Эндрюсского университета, направленный против нового атеизма. По определению Wall Street Journal, Роджер Скратон является «самым знаменитым философом Великобритании», основателем наиболее престижного консервативного журнала Salisbury Review и автором 30 книг, среди которых работа «Значение консерватизма», ставшая библией революции Тэтчер. В издательстве Принстона выходит книга Скратона с необычным для современной философской публицистики тезисом: христианство превосходит любую другую религию, потому что впервые в истории человечества оно не сконцентрировано на жертвах других людей, но на самопожертвовании.

На анализ религиозного феномена от Евангелий до работ Фейербаха в беседе с журналистами Foglio Скратона подвиг тот факт, что «нынешняя ситуация не имела прецедентов в мировой истории. Западное общество организовано на основе светских институтов и законов, нет почти никакой отсылки к трансцендентному ни в основе временной власти, ни в последней судебной инстанции в случае наших спорных вопросов. Такое положение вещей не является новым. Так было в XIX веке, когда сосуществовали широко распространенная среди людей вера и уважительный скептицизм элиты. Новым является распространившийся отказ от священных вещей, изгнание тени божественного из жизни городов, из телесной, эмоциональной и умственной жизни людей. Осмеивается святость брака, который теперь заключается на контрактной основе. Обычаи и церемонии больше не находят места в современном существовании, уходят в прошлое такие добродетели как невинность, уважение и чувство стыда». 

Скратон пишет, что способность к самопожертвованию коренится в глубине каждого человека. «Но существует огромное отличие между религиями, которые призывают к самопожертвованию, и религиями, которые требуют жертв других людей (например, у ацтеков). Если существует прогресс в религиозной истории человечества, то он связан с моральной установкой христианства, которая сконцентрирована не на жертвах других людей, но на самопожертвовании. Христианство пересмотрело само понятие жертвы: человек стал жертвовать собой для других, а не требовать для себя жертв со стороны других. Когда мы судим о религиях, мы четко понимаем, что они требуют либо самопожертвования, либо жертв других. Это вошло в наше сознание в результате действий исламских “мучеников”».

Скратон пишет в своей книге, что ислам не объясняет мир, его создание и его значение. «В основе ислама лежит потребность в жертвах и в послушании. Нет сомнения, что исламисты присвоили многие метафизические установки, среди которых убежденность в том, что мир был создан Аллахом. Они верят также, что призваны принести себя в жертву во имя Аллаха, что их жизни обретут смысл, когда будут отданы из любви к Аллаху. Итак, исламизм — это отчаянный вопль, обращенный к Богу, чтобы он проявил себя, и надежда достичь цели благодаря огромному числу убитых».

Скратон обращается к работам Жан-Жака Руссо, чтобы объяснить современную идеологию. «Руссо воздвиг Бога и отстранил от мира, его следы на земле теряются в далеком прошлом и неразличимы. Это объясняет необыкновенное рвение, с которым последователи Руссо устроили революцию. Их война была священной, она была направлена против предрассудков во имя Бога. Но от Бога осталось только имя. Верховное существо Робеспьера, абстрактное божество Вольтера — все эти термины обозначают не Бога, а дыру в форме Бога, которая должна быть заполнена человеческими жертвами». По мнению Скратона, современная биоэтика — это форма человеческой жертвы, потому что она занимается поддержанием живых за счет мертвых и нерожденных. Это великая дерзость. Ученые стараются открыть секрет творения, чтобы взять его на вооружение. Этот проект, приветствуемый дальновидными людьми, как окончательная победа над болезнью, был предсказан и отвергнут Олдосом Хаксли в романе-антиутопии «О дивный новый мир». 

Скратон считает, что послание Хаксли имеет религиозное содержание: «Если люди сумеют открыть собственный генетический код, то согласно его предсказанию, они используют эти знания, чтобы вырваться за рамки природных цепочек, которые создал Бог. Их называют разумом, свободой, моралью и выбором. Человеческие цепочки, предсказанные Хаксли, имеют другой состав: они полностью связаны с плотью и с удовольствиями плоти. Нет страданий в «дивном новом мире», нет боли, сомнений или террора, но нет и счастья. Это мир гарантированных удовольствий, но без надежды и радости. Жители Хаксли не рождаются естественным путем, а выращиваются в колбах в лабораториях в соответствии с требованиями рационального и благодушного правительства. Не существует успеха или провала, чувства всех жителей поддерживаются на одном уровне удовлетворения с помощью  системы массовых развлечений. Только одна вещь может нарушить равновесие, а именно — половое воспроизводство с непредсказуемым генетическим результатом. Чтобы избежать этого, власти поощряют всеобщее смешение, совмещенное с универсальной контрацепцией и государственной раздачей наркотиков. Таким образом, каждый гражданин постоянно мягок и любезен. Это рай утилитаристов, где удовольствие оптимизировано, а боль преодолена. Мы инстинктивно отвергаем эту новую форму жизни как кошмарную и бесчеловечную». 

По мнению Скратона, «массовые аборты вновь вводят в обиход человеческие жертвы, но они отличаются от детоубийств, когда дети приносились в жерву Молоху». Скратон пишет: «Аборт избран, чтобы тот, кто принимает решение, не мог видеть лицо своей жертвы». Скратон упоминает о боге, которому приносились в жертву первенцы. Их сжигали живыми. В книге Скратон критикует эволюционную теорию, «которая не объясняет наш ужас перед инцестом и не умеет правдоподобно объяснить происхождение речи: «Мы не знаем, как она возникла. Но мы знаем, что речь позволяет нам понять мир, что не в состоянии сделать ни одно животное. Речь позволяет нам отличить правду от лжи, прошлое от настоящего и будущего, возможное от реального и необходимого и так далее». Скратон рассуждает об альтруизме: «Во всех случаях альтруизм в людях предполагает следующий подход: если мой ближний страдает, то я должен ему помочь. Именно наличие этой мысли нельзя объяснить теорией, которая утверждает, что альтруизм — это преобладающая стратегия в воспроизводстве. В течение последних двух десятилетий дарвинизм проник в гуманитарные науки до такой степени, что сам Дарвин вряд ли мог предвидеть подобное. Популяризаторы науки предлагают нам поверить в то, что все особенности человеческого поведения зависят от нашего генетического наследства и что открытия в области генетики позволят узнать наши мысли, идеалы и ценности. Но прав Кант, что у разумного существа есть причины для подчинения законам морали, невзирая на генетику».

«Что делает нас людьми? — задает вопрос Скратон. — Тот факт, что только мы задаем вопросы. У всех животных есть свои интересы, инстинкты и понятия. Но только мы не хотим, чтобы нам навязывал свою волю мир, в котором мы живем. В монастырях, библиотеках и при дворах средневековой Европы постоянно обсуждались великие вопросы. Одних отправляли на костер за их вопросы, а другие пересекали земли и моря, чтобы наказать людей за их ответы. В эпохи Возрождения и Просвещения вслед за постановкой великих вопросов следовали смерть и разрушение. Так было во время религиозных войн и в период Великой французской революции. Коммунизму и фашизму предшествовала философия, оба режима привели к массовому уничтожению людей. Кажется, наша склонность к дискуссиям нам слишком дорого обходится. Но следует ли из этого, что мы должны прекратить ставить вопросы? Думаю, что нет. Это означало бы отказаться от своей человеческой природы». А жажда задавать вопросы имеет именно религиозное происхождение.

По мнению Скратона, религия является составной частью структуры человеческого мышления. Из работ Эмиля Дюркгейма ясно, что религия является социальным явлением, а индивидуальный поиск Бога отвечает глубокой потребности человека. Перед лицом жестокостей, совершаемых во имя веры, Вольтер воскликнул: «Раздавите гадину!» Вслед за ним многие просвещенные мыслители объявили религию врагом рода человеческого, той силой, которая призывает к убийствам и разрешает убийства. Однако, религия не вызывает насилие, а предлагает решение. То же самое можно сказать о навязчивой идее сексуальности: религия здесь не причина, а попытка решить вопрос.

Скратон считает, что лаицизм, стремящийся заменить христианство, тоже имеет религиозную природу: «После периода, характеризовавшегося цинизмом и сомнениями, вторая волна секуляризации привела к возникновению причудливого подобия религиозной структуры сознания. Новое неприятие ереси и желание сохранить ортодоксию заставляют предположить, что идеология секуляризации пытается заполнить пустоту, оставленную старыми формами социальной принадлежности». Скратон обрушивается на попытки нового атеизма признать религию иррациональной: «Священный опыт не является иррациональным пережитком примитивного страха или предрассудков, которые когда-нибудь будут уничтожены достижениями науки».  

Скратон говорит, что лицо — это отпечаток жизни человека: «На лице человека отражается некая двусмысленность. Лицо можно рассматривать двояко: как отражение внутренней жизни и как часть человеческого тела. Напряженность лица связана с мимикой, возникающей во время еды, как утверждают Леон Касс (Leon Kass) и Рэймонд Таллис (Raymond Tallis). В отличие от животных мы не наклоняемся в направлении еды, а подносим ее ко рту, сохраняя прямое положение, что позволяет нам вести диалог с нашими близкими». Мы умеем улыбаться. «Животные не улыбаются, в лучшем случае они способны на гримасу. Животные не умеют смеяться».

Только человек стыдится собственного тела. «Есть важное прозрение в книге Бытия. Он касается стыда, испытываемого нами в вопросе половых отношений. Адам и Ева вкусили от запретного плода и познали добро и зло. Другими словами, они обрели способность выработать для себя кодекс поведения. Они начинают стыдиться своего тела и стараются прикрыть наготу. Этот стыд за свое обнаженное тело является необыкновенным чувством, которое только сознательное животное может испытывать».

В конце Скратон возвращается к вопросам, которые он уже поставил в своей культурной автобиографии Gentle Regrets: «Чего именно лишатся европейцы, если отвергнут христианскую религию? Большая часть рода человеческого не в состоянии жить без религии без того, чтобы не пасть в бездну ужасного нигилизма, который уже дважды принес неисчислимые беды нашему континенту. Атеизм полностью проявил свою разрушительную силу в Сталинграде, где столкнулись две атеистические философии, стремясь уничтожить друг друга. Там не было места проявлению милосердия, и все человеческое было уничтожено. Единственным результатом было торжество нигилизма».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с inosmi.ru

0

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • inosmi.ru
          • домен inosmi.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции