html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites
Российское кино в 2013 году: К успеху пришли

Российское кино в 2013 году: К успеху пришлиДарико Цулая01.01.2014

Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит прокомментировать их эксперта в области российского кино — программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву.

Беспрецедентные 137 миллионов для учителя-алкоголика

«Впервые победитель „Кинотавра“ („Географ глобус пропил“ — прим. КиноПоиска) заработал в прокате 137 миллионов рублей — и прокат еще продолжается. Зритель есть, он ходит, и главное — не спадает интерес. Международный фестивальный прокат принципиально важен. Компания „Антипод“ эффективно поработала до и после „Кинотавра“ с нашими призерами. А это, кроме „Географа“ — „Небесные жены“ и „Интимные места», — так начинает разговор об итогах года Ситора Алиева.

В российский прокат в 2013 году вышло более 50 отечественных (или копродукционных с российским участием) картин. В 2013-м «Сталинград» стал самым кассовым, «Горько!» — самым прибыльным, а «Легенда №17», очевидно, самым любимым — фильм держится в Топе-250 КиноПоиска в районе 97 места. «Географ глобус пропил» явил собой редкий пример единодушия критиков, профессионалов от киноидустрии и зрителей, показав неплохие результаты в прокате и собрав ворох призов на российских и международных смотрах.

Зрители ломились смотреть «Интимные места»

«С одной стороны, такого рода арт-мейнстрим, как „Географ“ (хотя все наши определения, оговоримся, условны), сделан абсолютно в русле советских архетипов, — это и „Полеты во сне и наяву“, и „Осенний марафон“. И вроде бы, ничего нового — в смысле открытия тем, стилей, способов повествования. Но с другой стороны — есть что-то новое, загадка, которую невозможно разгадать, и это работает, эмоционально воздействует. Фильм нашел своего зрителя, и этот зритель очень разный,» — комментирует Ситора Алиева успех «Географа», уточняя, что прокатчик, компания «Наше кино», рассчитывал на более скромные сборы.

«

Публика, похоже, ответила любовью»

У «Географа», впрочем, не только у него, отлично сложилась фестивальная судьба. «Десятки призов и 70 фестивалей», — говорит Ситора Алиева. Необходимо помнить, что показ фильма на фестивале — это, во-первых, небольшая сумма в «копилку» создателей, во-вторых — несколько тысяч международных зрителей, которые открывают для себя российское кино. По фестивалям фильм может ездить хоть три года — и все это время находить нового зрителя. «Многие мои коллеги отмечали локальность истории «Географа», ее востребованность именно здесь, — продолжает Алиева. — Однако недавно картина получила главный приз на фестивалях в Одессе, Коттбусе и Онфлере, где работало международное жюри. Это здорово, потому что фильм оказался куда более открытым интернациональному зрителю, чем мы представляли. Стоит вспомнить дебютную картину Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Интимные места» — она успешно путешествовала по смотрам, каждый раз собирая аншлаги. Наверное, сыграло роль интригующее название, и все же это не единственная причина интереса. Причем после призов на «Кинотавре» у картины не было наград до недавнего приза в Таллине, однако билеты на все фестивальные сеансы каждый раз были проданы».

Многие картины «Кинотавра», как премированные в Сочи, так и нет, могут похвастаться успешной международной фестивальной судьбой. «Стыд“ был отмечен наградой FIPRESCI в Карловых Варах и попал в программу Лондонского кинофестиваля, „МайорЮрия Быкова взял несколько главных призов в Шанхае. Кстати, „Майор“ выходил в прокат во Франции, откуда я недавно вернулась, и мне перевели несколько замечательных рецензий на этот фильм, — рассказывает Ситора Алиева. —Я была удивлена, насколько позитивными они были, как высоко оценили картину французские критики. Международный прокат придает фильмам другой контекст, это очень важно». В дирекцию «Кинотавра», кстати, до сих пор поступают запросы и приглашения для картин-участников на новые и новые смотры. Фестиваль выступает как информационный посредник и оператор, связывая отборщиков и авторов фильмов.
«Интимные места»

Зритель не дурак: он любит жанровые картины и хочет выбирать

В 2013 году отечественная киноиндустрия вдруг предложила зрителям, кроме стандартного набора из комедий с медийными лицами и пары артхаусных картин, сразу несколько крепких жанровых картин — фильм-катастрофу, спортивную биографическую ретро-драму, свадебную комедию с подтекстом, военный исторический эпик. Публика, похоже, ответила любовью. А у российских актеров появилась возможность сыграть в жанровом кино, не теряя лицо и не уезжая в Голливуд.

«Мне кажется, в этом году к девочкам 14-15 лет, которые и делают кассу американским блокбастерам, приплюсовались совсем другие зрители — те, кому за 30, за 40, а то и за 60. Жанровое своеобразие создает новую аудиторию, — уверена Ситора Алиева. — Характерный пример — фильм „ИзменаКирилла Серебренникова. Мало того, что он был в конкурсе Венецианского кинофестиваля, это абсолютно жанровое кино, великолепно сделанное. Когда таких фильмов будет больше, тогда и прокатная жизнь российского кино изменится. Нам необходим мейнстрим высочайшего уровня, чтобы расширять аудиторию кинотеатров. Глупо считать зрителя дураком. Когда ему будет, из чего выбирать, когда будут истории, которые его волнуют эмоционально, будоражат интеллектуально, тогда кроме маркетинга заработает сарафанное радио».
«Измена»

Российское кино в большом объеме появится в Интернете

В конце года стало известно, что «Роскино» и Digital Media Rights, агрегатор цифрового контента и оператор кабельных каналов, объявили о начале трансляции 100 фильмов российского производства на видеосервисах Hulu, Hulu Plus и Amazon. Кроме игрового кино, в коллекцию зарубежных библиотек попадут российские телевизионные фильмы и сериалы. По условиям договора, фильмы из пакета «Роскино» будут знакомить американского зрителя с актуальным российским кинематографом вскоре после выхода картин на российские экраны или после премьерных показов на международных фестивалях. В начале 2014 года пакет российских фильмов появится в каталогах Hulu и Amazon, в разделе, посвященном зарубежному кинематографу.

«Российское кино заходит на все платформы. Рынок Doors, который организует „Роскино“, успешно занимается коммерческим продвижением, что очень важно. Это, между прочим, затратное дело — фильмы нужно подготовить, перевести, сделать субтитры. Еще два года назад мало кто мог предположить, что рынок VOD будет расти с такой скоростью, и попадание российских картин в библиотеки крупнейших сервисов — огромный сдвиг», — комментирует программный директор «Кинотавра».

«

Отечественное кино заходит на все платформы»

Изголодавшийся по российскому кино зритель нашелся в Тель-Авиве и Таджикистане

В этом году зарубежный зритель мог познакомиться с российскими фильмами не только на фестивалях, но и во время недель российского кино, профессионально отработанных в Торонто, Нью-Йорке, Тель Авиве. Не забыли и ближайших соседей — страны СНГ.

«В этом году был „массированный удар“ неделями российского кино на разных континентах, но важно, что Недели „отработали“ и на постсоветском пространстве, так как там живет самый благодарный для российского кино зритель — русскоговорящий, изголодавшийся по российскому кино на большом экране, — объясняет Ситора Алиева. — Я сама ездила на подобную Неделю в Таджикистан и занималась ее программированием. Что я увидела? Люди, увы, оторваны от российской культуры. Они были потрясены, увидев „Майора“, „Стыд“, „Пустой дом“, „Географа“. Потрясены темами, смелостью и открытостью разговора, который предлагают наши кинематографисты. В самом Таджикистане нет кино в широком смысле, всего один-два фильма. И подобная неделя порождает взаимообмен, который необходим для работы национальной киноиндустрии, подстегивает локальные структуры и частных инвесторов заниматься своим кино».
«Майор»

Забудьте про фуа-гра, пора есть острую лапшу!

Дебаты о том, как защищать свою киноиндустрию не стихали весь год. Российский зритель идет на американские блокбастеры и игнорирует отечественный продукт, что делать? Инициативы депутатов вроде введения квот на национальное кино, когда кинотеатры были бы (под угрозой штрафов) обязаны показывать в определенном объеме российские фильмы, в равной степени возмущали и владельцев кинотеатров, и самих кинематографистов. К счастью, дальше громких заявлений дело не пошло. Требуя ввести квоты, не очень осведомленные парламентарии и их единомышленники отчего-то приводили в пример Францию, в которой никаких квот не существует, хотя разумная система финансирования национальной киноиндустрии там действительно есть. Впрочем, стоит учиться у французов или у кого-то еще?

«Все любят говорить про Францию, а я люблю про Корею, — смеется Ситора Алиева. — Корея начала массированно продвигать свой кинематограф, и нам нужно учиться именно у них. Корейское кино не ограничивается нишей любителей азиатского кино, оно начинает интересовать американского зрителя. Те сборы, которые делают корейские блокбастеры — „Маскарад“, „Воры“, — это фантастические цифры. Сами корейцы хотят осваивать новые рынки и движутся в Китай. Недавно они потратили полтора миллиона долларов и открыли в Пекине свой центр продвижения кино. Они понимают, что именно в Китае это сложнее всего: там и чудовищная бюрократическая система, и нежелание вступать в кооперацию с кем-либо. Сейчас они планируют потратить миллион, чтобы продолжить соединять кинематографистов Кореи, США и Китая. Причем деньги тратятся на знакомства, на круглые столы, на общение, на обеды! Человеческий контакт тоже требует бюджета, и корейцы это понимают. Их экспансия — удачный пример национального кинопродвижения. Начиналось, кстати, все с Пусанского кинофестиваля, который стал аккумулятором всей индустрии».

«

Что я увидела? Люди, увы, оторваны от российской культуры»

Кинематографистов испытали на стрессоустойчивость

В 2013 году на государственном уровне впервые применили технологию питчинга, которая давно существует в мире и уже десять лет — на фестивале «Кинотавр». Продюсерам и режиссерам пришлось защищать свои новые проекты не только перед чиновниками Министерства культуры, членами экспертных советов Минкульта и Фонда кино, а также коллегами-кинематографистами, но и перед самой взыскательной публикой — журналистами и обычными гражданами, которые могли при желании следить за трансляцией питчингов через Интернет. А Минкульту и Фонду кино, вынося решения, надо помнить, что презентацию видели не только они.

«Я знаю, что это вызвало стресс у многих кинематографистов, которые оказались не готовы к такой процедуре, не готовы озвучивать детали проекта. У многих не получилось сделать это убедительно и элегантно, этому нужно учиться. Хотя мой опыт работы в экспертных группах питчингов Европы и Азии показал, что не всегда успех устного выступления тождествен качеству фильма. Однако, плюсов у открытости много. Хочется, чтобы эта инициатива Елены Лапиной не исчезла. А эксперты, то есть те, кто контролирует финансовые и административные ресурсы, учитывали необходимость этой открытости», — комментирует Ситора Алиева.
«Оттепель»

Такая большая домомучительница в такую маленькую коробочку?

Российские кинорежиссеры взяли пример с Дэвида Финчера, снявшего многосерийный «Карточный домик», обратили свое внимание на телевидение, а зрители ответили взаимностью. Хотя поначалу представить это было трудно, как Карлсону - то, как фрекен Бок влезла в телевизор. В начале декабря телезрителей приковала к экранам «Оттепель» Валерия Тодоровского, который впервые взялся за сериал не как продюсер, а в качестве режиссера. Примерно в то же время стало известно, что российскую адаптацию «Родины», вернее, ее израильского прародителя, снимет не кто-нибудь, а Павел Лунгин. Олег Погодин снял «Крик совы», Вадим Перельман — «Пепел». Параллельно мы радовались успеху отечественного телеформата за рубежом: сериал «Небесный суд» компании DT Production был куплен East 2 West Entertainment для адаптации на американском телевидении, а CBS Studios International приобрела права на демонстрацию и адаптацию «Кухни». Наконец, нельзя не упомянуть, что в одном из главных сериалов нашего времени — «Игре престолов» — появился российский актер Юрий Колокольников.

«

Я знаю, это вызвало стресс у многих кинематографистов»

«Через сериалы сейчас в мире происходит мощный взаимный обмен: форматы работают на разных территориях, потому что мир становится все более однородным. Мощь телевидения никуда не исчезнет. Волна эта будет только возрастать. Многие режиссеры станут стремиться работать на телевидении. Раньше они брезгливо к этому относились. Я никогда не понимала, откуда у них этот снобизм: „Я? На телевидении?“ А сейчас все хотят снимать сериалы. „Оттепель“ была важной вехой: те полярные мнения, которые она вызвала, только подтвердили, что это искусство. Ведь только искусство способно так волновать», — говорит Ситора Алиева и добавляет, что даже на Роттердамском кинофестивале,— главной артхаусной точке кинематографической Европы, уже не первый год существуют воркшопы, посвященные сериальному формату — малобюджетному, авторскому, разному.

Пожертвуйте на съемки фильма, кто сколько может

В Голливуде шума наделал Зак Брафф, собрав немалую сумму для своего нового фильма на краудфандинговой платформе Kickstarter. Миллионы долларов нашим кинематографистам, конечно, не снились, но есть и свои рекорды: независимая картина «28 панфиловцев» Андрея Шальопы собрала на платформе Boomstarter больше 3 млн рублей, что позволило снять небольшую, но впечатляющую сцену на студии «Ленфильм». В октябре КиноПоиск внимательно изучил краудфандинговую «поляну», и нашел немало интересных независимых проектов. Потянулись за помощью к неравнодушным киноманам и более известные режиссеры: автор «Рассказов» Михаил Сегал собирает на сервисе Planeta.Ru деньги на свой новый проект под названием «КСП». Правда, дела пока идут не очень — собрано меньше 200 тысяч из необходимых 6 млн.

«Я считаю, это не только поиск финансирования, но и своеобразный маркетинг. Сегал — звезда, он своим фильмом „Рассказы“ всех нас покорил. Очаровал тем, как свободно он обращается с жанром комедии, а главное — с актуальными смыслами нашей жизни. Он режиссер, способный на многое, ведь он снял „Франц + Полина“, а это принципиально другое кино. Он доказал, какой широкий у него диапазон возможностей. Я знаю, что продюсер Наталья Мокрицкая запустила его на свой страх и риск. Надеюсь, через краудфандинговую платформу Миша сможет найти дополнительные средства на проект. Для меня важно, конечно, чтобы он успел к „Кинотавру“ закончить картину», — говорит Алиева.
«Метро»

Школьники пока могут выдохнуть

В 2012 году все обсуждали инициативу по введению в школах факультатива «100 лучших фильмов». В начале января Минкульт определился со списком фильмов, Министерство образования и науки пообещало разработать методические рекомендации для учителей, а дальше проект повис в воздухе. Кинообразование в вузах тоже никаким реформам пока не подвергалось, да и разговоры о том, куда нужно двигаться, поутихли. Частные киношколы же растут как грибы, у каждой — свой формат и своя концепция.

«

Расскажите, чем дышит кинематограф сейчас»

«Кинематограф — это не только бюджет, съемки и две недели проката. Если финансы вливать только в Фонд кино и так называемые „патриотические фильмы“, то это ничего не даст в перспективе, — напоминает Ситора Алиева. — Необходимо вкладывать деньги и в образование тоже. Причем в профессиональное образование. Я вижу, что в Москве слишком много появилось киношкол. И, увы, семьдесят процентов — это просто „кружки“. Бизнес для ушлых. Но и в серьезных киношколах нужны перемены. У нас принято ссылаться на США при всяком удобном случае. И я приведу свежий пример. Кинокритик из Variety Питер Дебрюж недавно описал свои впечатления от преподавания в Чэпменском университете. Там, как и во многих других киношколах, построен современный технологический центр, в который вложено до 50 млн долларов — все для студентов. Крупные фигуры киноиндустрии, как Джордж Лукас, поддерживают подобные центры и даже финансируют из своего кармана. У нас, конечно, пока нет ни подобных имен, ни бюджетов, но это материальная сторона. А что касается стороны интеллектуальной, то тут тоже есть чему поучиться. Питера Дебрюжа попросили: мы не хотим классического образования, чтобы вы в 25-й раз рассказали про Хичкока, Орсона Уэллса, Жана Ренуара. Нам нужен ваш опыт современного кинокритика. Вы ездите по фестивалям, смотрите современное кино, вы ориентируетесь в трендах — расскажите, чем дышит кинематограф сейчас. Питер Дебрюж обалдел от такого подхода и признался, что в итоге сам получил от преподавания едва ли не больше, чем студенты, показывая вместо „Гражданина Кейна“ и „Касабланки“ „Бората“ и „Идентификацию Борна».
«Географ глобус пропил»

Нам просто повезло или это надолго?

Сумеют ли российские картины закрепить эти результаты в 2014 году? Ситора Алиева качает головой: «Никто не знает, что будет. Но реальность этого года очень радует. Надо продолжать изучать своего зрителя, активно задействовать социальные сети. Не будем забывать, что с 2013-го года Россия и Китай — самые важные территории для голливудских мейджоров. „Сталинград“ открыл двери в Китай для российской киноиндустрии. Кинематографическая карта мира меняется, важно вовремя вписаться в новые пути развития».

О том, какие российские фильмы стоит ожидать в 2014 году, читайте на КиноПоиске в ближайшие дни.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

10

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции