html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Кинохроника Сибири: судьбы на полках и кино за счет аренды

Накануне Международного дня кино корреспондент РИА Новости узнал о том, почему видеолетопись страны нельзя было прерывать и как ее теперь можно восстановить.

НОВОСИБИРСК, 27 дек — РИА Новости, Григорий Кроних. Западно-Сибирская студия кинохроники имела коррпункты во всех областных центрах региона и еженедельно выпускала киножурнал "Сибирь на экране", но в 2005 году эта работа остановилась. Директор киностудии Виктор Серов накануне Международного дня кино рассказал о том, почему видеолетопись страны нельзя было прерывать и как ее теперь можно восстановить.

Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>

От агитации к свободе

В просторном кабинете директора Западно-Сибирской киностудии Серова расставлено и развешено несколько десятков призов — малая часть тех, которые получили работы студии за почти 80 лет ее работы. Более 300 фильмов и тысячи выпусков журнала "Сибирь на экране", которые с 1930-х годов показывали еще кинопередвижки, лежат в хранилище студии.

"В 1950-е годы я был мальчишкой и жил в Иркутской области, в селе сплавщиков на берегу реки Бирюсы, и застал время, когда туда кинопередвижку киномеханик привозил на телеге. Там была большая конюшня, а при ней — конюховник, где хранилась сбруя, хомуты. В нем вешали простыню и показывали кино. Я помню, какое впечатление не только на детей, но и на взрослых оказывали эти сеансы", — вспоминает Серов.

Постепенно в стране была создана разветвленная система студий, каждая отвечала за свой регион. У Западно-Сибирской были коррпункты во всех областных центрах, они были обеспечены необходимым оборудованием. В Барнауле и Красноярске документалисты использовали ту же технику, что и в Москве. Еженедельно снимался 10-минутный киножурнал "Сибирь на экране".

"И это были материалы не только из городов, корреспонденты забирались и в глубинку. У нас хранятся километры этой пленки, тысячи выпусков журнала. Кроме того, снимались и тематические фильмы. Показывали продукцию студии — перед каждым киносеансом", — говорит директор.

Для обеспечения этого были созданы и соответствующие мощности: копировальные цеха, которые порой работали в три смены, чтобы обеспечить необходимое число копий.

"Вся продукция, которая производилась, была, конечно, идеологически выверена, есть даже байка о том, как в 1930-х годах один оператор на съемку колхозных коров брал с собой ведро с известкой — закрашивать прилипший навоз. Но все равно это была хроника времени, ведь нельзя же вырезать все, там оставались живые лица, интересные кадры, а с ними образ и царившее настроение", — говорит он.

Для современников — это кинохроника, а для государства и последующих поколений — видеолетопись, считает Серов.

Свобода для кинематографистов наступила с приходом к власти Михаила Горбачева. Гласность — это было великое слово, вспоминает директор, которое нашло свое отражение в жизни кинематографистов.

Рассвет перед закатом

И именно в 1990-е годы в Новосибирске проявилась целая плеяда талантливых документалистов, которые получали всероссийское, а иногда и европейское признание.

Они начали создавать фильмы, уже не связанные идеологией или другими установками, рассказывали просто — о чем болит их сердце, что волнует их ум. Это режиссеры Юрий Шиллер, Валерий Соломин, Элла Давлетшина и другие, операторы Борис Травкин, Петр Сиднев, Игорь Тирский…

"Шиллера всегда интересовало, что с человеком происходит в глубинке, когда он ходит, живет, смотрит… От власти он не зависит, а только от своего здоровья и понимания жизни, отношения к близким и работе. Представляете, как это сложно? Такое невозможно снять по заказу", — говорит Серов.

О создании фильма Соломина "Брызги шампанского" он рассказывает почти детективную историю: шел тот однажды по улице и заметил парня, почему-то "глаз за него зацепился". Соломин подошел, разговорились, оказалось, что парню 17 лет, и он сбежал из мест заключения. На вопрос, что тот собирается делать, парень ответил: "Поеду в Красноярск к матери".

"Тебя же искать будут", — сказал Соломин и предложил довести его до дома, но с одним условием – он будет снимать. Парень согласился, режиссер третьим в машину посадил оператора, и они поехали в Красноярск. Два дня ехали. Соломин обещание сдержал, парень встретился с матерью, оператор Виктор Гребенюк это снял – "трепетно и неравнодушно снял!" — и они расстались.

Через несколько лет Соломин разыскал парня. Он серьезных преступлений не совершал, хотя снова побывал в тюрьме. Например, переобул в магазине старые ботинки на новые, став, таким образом, вором. В итоге режиссер снял об этом пареньке, который не знает, как жить на воле и выжить в неволе, фильм, который потом получил Гран-при на кинофестивале "Россия".

Именно в то время Шиллер за свои фильмы получил Государственную премию, а Соломин стал членом Европейской академии киноискусств.

"Правда, в это же время появился, особенно со стороны Запада, спрос на "чернушные" фильмы, нечестные, которые искажали действительность. Этот спрос до сих пор есть, <…> хотя социальное "грязное белье" есть в любом обществе", — говорит собеседник.

Искусство за счет аренды

В 1994 году Серова назначили директором киностудии. С тех пор прошло почти 20 лет, и, по его словам, за все это время студия от государства не получила на развитие ни копейки.

В это время произошла смена технологий: вместо пленки появилась "цифра", старое оборудование стало просто железом. Зато отпала необходимость в проявочных и копировальных участках, монтажных. Освободившиеся помещения были сданы в аренду.

"В 1990-е годы я многое перестроил под склады, которые тоже сданы в аренду, — вспоминает Серов, — только это и позволяет содержать здание, поддерживать инфраструктуру".

От госфинансирования федеральное министерство культуры перешло к системе конкурсов. Соискателям предлагаются темы, по которым Минкульт принимает заявки, и студии могут участвовать в конкурсе, если хотят, наравне с частными компаниями.

"Когда мы в конкурсе побеждаем, то снимает — от двух до шести фильмов в год. В 2013 году снимаем три — два уже сданы, третий в работе. Смешно то, что частные студии, где три-четыре человека, тоже могут в год по три фильма сделать", — с горечью говорит собеседник.

И добавляет: "Кинематографисты считают, что нужно создавать государственный холдинг, объединяющий базовые студии Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Хабаровска. Тогда проблемы производства и обучения нового поколения кинодокументалистов будут решаться комплексно".

В текущем году государство вдвое сократило количество фильмов, которым оказало поддержку, что будет в следующем — неизвестно.

Как принято во всем мире, на Западно-Сибирской киностудии съемочную группу укомплектовывают, когда есть в работе фильм. Когда нет — договорников распускают, на студии остается только костяк, у которого всегда есть работа. Это и перевод старой пленки в цифровой формат, и выполнение несрочных заказов.

"Например, алтайцы просят подобрать хронику по сельскому хозяйству, сделать из нее фильм или, допустим, союз художников собирается отмечать юбилей — мы смотрим, что у нас есть по художникам. В лучшие годы на студии работало сотрудников раза в четыре больше, сейчас — порядка двух десятков", — говорит Серов.

Студия может давать качественную кинопродукцию, но доходов, помимо аренды, у нее нет. Причина в том, что студия — государственная организация, и может работать только "вбелую", а частники этим обстоятельством не связаны.

"Мы не умеем делать плохие фильмы, но мы также не можем работать с серыми и черными деньгами, у нас расценки – какие они есть. Любой частник сделает заказную работу в 2-2,5 раза дешевле. О качестве я уже не говорю, но порядок цен такой, и мы – неконкурентоспособны", — признается Серов.

Сеть киностудий в 1990-е годы была практически ликвидирована: преобразованы студия Восточно-Сибирской кинохроники и Центральная студия документальных фильмов, исчезли и другие: красноярская, самарская, саратовская, не работают ростовская, владикавказская… В подвешенном состоянии студии в Санкт-Петербурге — документальных и научно-популярных фильмов.

"Большая ошибка, что с 2005 года не ведется кинолетопись страны. Телевидение не может заменить кинохронику, потому что телекомпании — это СМИ, причем, в основном, частные, они ничего не обязаны хранить, а тем более — передавать. На них не возложена функция душевной боли, они транслируют информацию…", — говорит собеседник.

Он добавляет, что игровое кино постоянно использует хронику, потому что документалисты создают образ эпохи, ее атмосферу.

"Когда через 30 лет люди обратятся к последнему десятилетию, то не найдут его, и это не вернуть, время ушло", — продолжает он.

Повод для оптимизма

Однако Серов не склонен совсем пессимистично смотреть в будущее — он говорит, что систему кинохроники еще можно восстановить. И совсем недавно к этому появились предпосылки.

"Министерство культуры провело мониторинг, собирая предложения студий. Это значит, что будет вестись анализ — чего мы хотим делать сами. Мы подали около 30 заявок, какие-то из них, возможно, получат финансирование, сейчас студия могла бы выпускать в год порядка 10 фильмов", — поясняет директор киностудии.

Второй повод для оптимизма заключается в том, что на студии и вокруг нее стали появляться молодые люди, смена, которой очень хочется делать кино. Именно государственные студии, кстати, всегда несли функцию воспитания смены, а она, несмотря на все сложности, в профессию приходит.

"Всегда есть люди, которых кино притягивает, словно магнит", — говорит Серов.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ria.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ria.ru
          • домен ria.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции