html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Кто сказал: «Приехали...»?

Однокурсник Юрия Гагарина Анатолий Быков ведет нас в разрушенную альма-матер...

Легендарное авиационное училище, воспитавшее первого космонавта планеты, превратилось в руины

Это строение в центре Оренбурга красиво даже сейчас - с обшарпанными стенами, наглухо заколоченными дверями и окнами. Именно здесь «путевку в небо» получил Юрий Гагарин. А сейчас бывшее высшее военное авиационное училище стало пристанищем бомжей. Да и те с наступлением холодов покидают здание в поисках местечка потеплее. Так и стоит легендарная оренбургская летка немым укором и символом упадка, который, по мнению ее выпускников, настал в российской авиации.

ТРЕНАЖЕРОВ НЕ БЫЛО, А ЛЕТАЛИ КАК СОКОЛЫ

Вместе с выпускниками летки, пилотами-инструкторами Анатолием Быковым и Алексеем Корниенко, идем в их полуразрушенную альма-матер. 

- На первом этаже была кухня, на втором, вон там, - клуб, на третьем - столовая. А наверху - спортзал,  - вспоминает Анатолий Быков, однокурсник Гагарина. В голосе звучит  горечь и грусть. 

Оренбургское авиационное училище было одним из самых престижных в стране. Конкурс - 10 - 20 человек на место. На курс набирали 220 человек, но корочки пилотов получали не все - многие отсеивались из-за неуспеваемости или по состоянию здоровья. Селекция была жесточайшая.

Юрий Гагарин (второй слева) с однокурсниками по летному училищу в Оренбурге.
Юрий Гагарин (второй слева) с однокурсниками по летному училищу в Оренбурге.
Фото: Екатерина САРЫЧЕВА («КП» - Оренбург»).

- Пилотами становились лучшие из лучших, - рассказывает пилот Алексей Корниенко. - Сначала проходили теоретическую подготовку. В качестве наглядного пособия нам показывали все детали самолета в разрезе. А уж потом переводили учиться летать на настоящих самолетах. Тренажеров-то тогда не было.

Летать парнишки учились на штурмовиках, для этого было оборудовано три аэродрома. Ребят гордо называли соколами. Ну а как еще?

В «ШКОЛЕ ЖЕНИХОВ» ГАГАРИН ОТСТАВАЛ

Главной танцплощадкой Оренбурга был спортзал в летном училище, который по выходным превращался в танцзал.

- Все девчонки съезжались к нам, - гордятся наши гиды.

Ну еще бы не съезжались.  Летку в Оренбурге называли школой женихов. Да еще каких! В 50-е годы в училище организовали танцевальный кружок. И туда тоже был своеобразный  отбор.  Курсант Юра Гагарин тоже хотел танцевать, но с его небольшим ростом пары себе так и не нашел. Приходил, сидел, смотрел - и уходил. Девчонки за ним вообще не бегали - не пользовался у них Гагарин популярностью по части «женихов». Эх, знали бы!

Но зато он очень упорно учился летному делу.

- Юрий Алексеевич действительно был упорный, замкнутый, молчаливый, - вспоминает сокурсник Анатолий Быков. - Помню, самоподготовку мы пропускали почти все, а он терпеливо готовился.

«НЕВОЗМОЖНО ЗА ГОД НАУЧИТЬСЯ ЛЕТНОМУ ДЕЛУ»

Вспоминаем недавнюю страшную авиакатастрофу в Казани.  Сейчас в общих чертах уже ясно, что главная причина -  ошибки экипажа. Тот самый человеческий фактор: пилотам не хватило опыта. Командир экипажа всего год назад был штурманом...

Ветераны просто взрываются  от возмущения:

- Раньше, чтобы стать пилотом первого класса, нужно было отлетать не один десяток лет!  В училищах учили по три года, а сейчас? Бортпроводники, бортмеханики, штурманы едут в коммерческий центр - и за 10 месяцев переучиваются на пилотов. Ну невозможно за такое короткое время обучиться летному делу! И кто знает, может, они там вообще не учатся, а просто покупают сертификаты, дающие им право управлять самолетом.

- Как в воду глядите. Недавно в Петербурге завели уголовное дело против директора одного из таких летных центров  - именно за продажу прав пилота, - подтверждаем мы.

- Это что ж такое творится? И  теперь собираются приглашать на работу иностранных пилотов. А надо просто восстанавливать былую систему подготовки.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ШТОПОР

Оренбургское высшее летное училище рухнуло неожиданно и стремительно, как самолет в вертикальном штопоре. В 1993 году легендарную летку просто взяли и расформировали в одночасье. Армию сокращали нещадно, военных пилотов девать было просто некуда.

- Когда училище расформировали, здесь базировалась авиационная дивизия, потом остался авиационный полк, затем и его перевели в другое место. И здание опустело. - Пилот Быков хлопает входной дверью, за которой теперь - пыль и разруха. Гагарин сказал бы - приехали.

В 2003 году легендарное здание (которое было построено в XIX веке и числится объектом культурного наследия) продали какому-то предпринимателю из Казахстана всего за 12,5 миллиона рублей. Зачем, для чего - загадка. Покупатель так и не появился за десять лет. С тех пор памятник архитектуры ветшает и превращается в руины. И заодно - в символ разрушенной системы летного образования в России.

Совсем недавно о нем вспомнили. За халатное отношение к памятнику истории и культуры оренбургская прокуратура возбудила уголовное дело - пока только по факту, без конкретных имен и фамилий - загадочного покупателя просто не могут найти. Так что у заброшенного и позабытого здания появился шанс. Пока - просто уцелеть. А вот удастся ли ему возродиться как летному училищу - большой вопрос.  Разве что музей отечественной авиации в этих стенах мог бы разместиться.

СПРАВКА «КП»

Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков основано в 1921 году. 352 бывших ученика стали героя Советского Союза. Среди них - летчики-космонавты Юрий Гагарин, Валентин Лебедев, Александр Викторенко, Юрий Лончаков. Дважды Героями СССР стали Талгат Бегельдинов, Сергей Грицевец, Иван Полбин и другие.  В феврале 1993-го училище ликвидировано.

В советское время кадры для военной авиации ковали также в военных училищах в Тамбове, Балашове, Волгограде, Харькове, Чернигове, Армавире, Сызрани, Саратове, Уфе, Челябинске. Сейчас все эти училища закрыты, как и оренбургское.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Авиации нужно дать немного времени»

Нехватку пилотов испытывается не только военная, но и гражданская отечественная авиация. Куда же делись наши пилоты? И будут ли восстанавливать летные училища? Или так и будем уповать на специалистов извне?!

- Нехватка пилотов, их низкая подготовка, продажа летных свидетельств - все эти проблемы есть, но более актуальны они были 3 - 4 года назад, - сказал нам президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. - Сейчас училища закупили новые самолеты и тренажеры, проведена ревизия авиационных учебных центров - и это еще до казанской катастрофы. Меры приняты, и они дадут нужный эффект. В летные училища конкурс в этом году был 7 - 8 человек на место. Выбрали 1,5 тысячи самых лучших, и через 4 года они станут надежными профессиональными пилотами. Уже в будущем году выпустятся 700 человек. И что они будут делать, если авиакомпании начнут брать иностранцев? Наши золотые выпускники останутся безработными. Авиации просто нужно дать немного времени. А среди иностранцев, которых мы собираемся принять, могут оказаться такие же пилоты с купленными дипломами. Только вывести их на чистую воду наши авиационные власти уже не смогут.

Подготовил Владимир ДЕМЧЕНКО.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kp.ru

25
    +7 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kp.ru
          • домен kp.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции