html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Образование для кураторов: неформальные программы во Франции, Голландии, Австрии, Америке и России

Образование для кураторов: *неформальные программы во Франции, Голландии, Австрии, Америке и России*

© Ole Ukena

Сегодня множество университетов, школ, академий и фондов предлагают профессиональную подготовку в области кураторства. Первый материал Т&P из цикла об образовании в сфере современного искусства рассказывает о пяти неформальных образовательных программах для будущих создателей выставок. Участники коротких интенсивов и продолжительных курсов Ecole du Magasin, De Appel, ICI, Зальцбургской летней академии и Московской летней кураторской школы, которые не выдают официальных магистрских дипломов, поделились своим опытом.

Интерес к профессии независимого куратора и ее востребованность в последние два десятилетия привела к появлению множества кураторских программ. За исключением школы при музее Whitney, основанной около 1967 года, все образовательные курсы появлялись именно в период девяностых и нулевых. Однако несмотря на молодость этой дисциплины, подходы к обучению быстро устаревают: критический дискурс о кураторских практиках развивается со стремительной скоростью, что вынуждает университеты все чаще менять свои методологии.

Такая внутридисциплинарная критика ставит под сомнение саму возможность обучения кураторскому мастерству. Как известно отцы-основатели профессии пришли из других областей: Харальд Зееман — из театра, Уолтер Хоппс был микробиологом по образованию, Жан Лиринг учился на архитектора. Для того, чтобы создавать выставки как высказывания, им хватало дружбы с художниками и общего понимания, как запустить процесс.

Однка даже если эти программы не могут научить будущих профессионалов оригинальному «кураторскому мышлению», они, тем не менее, помогают сформировать стойкую теоретическую базу и встроиться в существующую институциональную систему. Руководители многих учебных программ утверждают, что их задача, прежде всего, воспитать профессионалов, способных работать в меняющихся институциях.

Ecole du Magasin

Гренобль, Франция

<i>выставка «I Lie To Them - Based on a True Story», «Inidental Gestures»,  Agnès Geoffray</i>
выставка «I Lie To Them — Based on a True Story», «Inidental Gestures», Agnès Geoffray

<i>выставка «I Lie To Them - Based on a True Story», «This is not a bomb»,  Давид Тер-Оганьян</i>
выставка «I Lie To Them — Based on a True Story», «This is not a bomb», Давид Тер-Оганьян

Основанная при Национальном центре современного искусства города Гренобль, Ecole du Magasin является cтарейшей из подобных программ в Европе. По сравнению с другими программами, которые возникли в университетах и подчиняются их правилами, эта школа выигрывает благодаря своей гибкой структуре, которая позволяет все время адаптировать свои методы преподавания. С 1987 года Ecole du Magasin собирает на каждую новую сессию от пяти до десяти участников со всего мира с различным образованием и опытом работы. Обучение построено не на индивидуальном, а на командном типе работы. Содержание программы меняется из года в год в зависимости от характера исследовательского проекта, проводимого участниками. Каждая сессия делится на две части: 1) октябрь-декабрь: методология и исследование. Это семинары, в том числе презентации и онлайн-конференции под руководством преподавателя. Участники также имеют возможность сами организовать показы, лекции и презентации материала для разработки предложения своего кураторского проекта. 2) январь — июнь: создание коллективного проекта. Презентации всех реализованных проектов хранятся на сайте программы.

Как поступить

К конкурсу заявок допускаются кандидаты с дипломом магистра или имеющие значительный профессиональный опыт. Потступающие должны ориентироваться в современном искусстве и в его институциональной структуре. Само обучение бесплатное, но участники берут на себя все расходы, касающиеся пребывания в Гренобле (подача заявок на следующую сессию №24 (2014-2015) откроется 1 февраля 2014).


Елена Яичникова

независимый куратор, арт-критик, преподаватель, а также сотрудник образовательного отдела Московского музея современного искусства

«Это первая программа для кураторов, которая появилась в Европе. Ее особенностью является то, что процесс обучения кураторству происходит не теоретически, а непосредственно на практике. То есть в течение десяти учебных месяцев мы, участники программы в составе пяти человек, работали над кураторским проектом, который был реализован в конце обучения. Этот практический характер обучения можно считать сильной стороной программы. Что касается того, что мне не понравилось, то мне все–таки хотелось бы, чтобы в программе были лекции по теории и истории кураторства, что пришлось наверстывать самой, и больше презентаций и встреч с практикующими кураторами, чего было не так много.

У нас была преподавательская группа, в которую входили директор школы Алис Вергара-Бастианд и руководительницы дружественной программы Critical Curatorial Cybermedia в Высшей Художественной школе в Женеве. Учитывая практический характер обучения, они не были преподавателями в университетском смысле этого слова. Мы рассказывали о своих идеях, а они задавали нам вопросы, приводили примеры из истории кураторства, рекомендовали книги по теории, философии и critical studies, которые могли быть нам полезны, то есть скорее направляли нашу коллективную работу. Общение с ними было очень интересным, хотя и не настолько частым, как хотелось бы.

Работа над нашим кураторским проектом началась с понятия «сопротивления» (resistance), которое мы получили от нашей преподавательской группы в качестве темы для размышления. Мы обсуждали что значит сопротивление сегодня — в политике, социальной жизни и искусстве, — собирали материал, искали художников, и в конечном итоге реализовали проект под названием «Шаг в сторону» (Un Pas de Cote/ A Step Aside), который перерос границы традиционной выставки. Он включал в себя презентации работ художников и дискуссии, интервенцию художников на настоящем фермерском рынке, а также велосипедную поездку художника по Европе, отчет о которой мы каждый день получали по имейлу и вывешивали на стену в выставочном зале Центра современного искусства».

De Appel

Амстердам, Нидерланды.

<i>выставка «Bourgeois Leftovers»</i>
выставка «Bourgeois Leftovers»

Основана при первом некоммерческом центре современного искусства в Нидерландах, одноименном De Appel. Ту форму, в которой она существует сегодня, программа получила в 2006 году, когда был переформатирован учебный план и преподавательский состав. Обучение проходит по двум линиям: изучение кураторской практики на воркшопах и семинарах (в том числе коллективное чтение текстов и письменные задания) и контекстуальное исследование, которое воплощается в финальном проекте. Как часть теоретической программы проходят и лекции от сотрудничающих с центром институций таких, как Музей Стедейлик и Амстердамский Университет.

В последние годы особое внимание уделяется исследованию роли искусства в процессах ре-урбанизации. В связи с этим много занятий проходит в экстра-институциональном контексте. Каждый год участникам организовывают поездки в города с насыщенной художественной жизнью (Лондон, Берлин, Варашава, Париж, Брюссель) и на важные события: Ливерпульская Биеннале, Манифеста, Документа, Стамбульская Биеннале. Но это еще не все: среди этих путешествий есть одна длительная экспедиция в страны за переделами Западной Европы, например Нью-Дели-Чандигар-Калькутта-Бангалор-Мумбаи (2007-2008), Хьюстон-Нью-Орлеан-Майами (2008-2009), и Сеул-Кванджу-Тайбэй-Шанхай-Пекин (2010-2011).

Как поступить

Отправить CV, мотивационное письмо, предложение проекта и рекомендательные письма. После предварительного отбора 12 кандидатов приглашаются на интервью в Амстердам. К курсу допускаются шесть из них. Стоимость обучения 2013-14 года: €7,000. Все затраты на экскурсии и поездки в рамках программы покрывает De Appel. Дедлайн подачи заявок на следующую программу 2014-2015: 13 января 2014.


Екатерина Крупенникова

сотрудник Центра современного искусства Уяздовский Замок (Варшава), независимый куратор, критик

«De Appel CP — очень специфический курс. Он рассчитан на молодых, уже работающих кураторов и является сугубо практическим. От него не имеет смысла ждать теоретических знаний. Но главная его специфика в том, что группа состоит всего из шести человек в год, отобранных в результате открытого международного конкурса. Это похоже на суровый психологический эксперимент, слепое свидание вшестером длиной в восемь месяцев. Курс предельно интенсивный и совсем не похож на академический. Выходных почти нет, зато есть большое количество общения, обмен знаниями с коллегами и преподавателями, путешествия в разные экзотические уголки мира и очень быстрый рост эрудированности в контексте морового современного искусства. Это был невероятно тяжелый опыт, но я ценю его за то, что он дал мне веру в собственные силы. После такой армейской подготовки я не вижу для себя никаких профессиональных преград.

В De Appel CP все занятия строятся в форме диалога, а преподавателями являются различные кураторы, директора музеев, теоретики искусства. Каждый год состав преподавателей может меняться. В моем году я бы хотела отметить вклад Чарльза Эше (директор музея ВанАббе) и Яна Ферверта (Jan Verwoert) (арт критик), а также архитектора Флориса Алкемадэ (Office for Metropolitan Architecture (OMA). Они принесли мне наибольшее вдохновение.

Итоговый проект может быть чем угодно. В этом я вижу преимущество De Appel CP — это широчайшее поле для экспериментов. Здесь ограничений нет. Главная сложность — договориться вшестером о том, что это будет и как это будет. Эта задача очень тяжелая и изматывающая. Есть момент, когда хочется все бросить и уйти, и это происходит в каждой группе, каждый год. Важно иметь силы справиться с индивидуальными амбициями и стать коллективом. Это очень и очень неприятно, это труд, который отнимает много сил и сильно демотивирует. Однако, важно понимать — это огромный опыт и дело не в проекте и его результате, а в процессе его создания. Потому что сделать проект, который отвечает желаниям шестерых человек, невозможно. Это всегда компромисс со стороны всех участников».

Международную Летнюю Академию основал художник Оскар Кокошка в 1953 году как «Школу видения» в одной из старейших в Европе крепости Хоэнзальцбург. Вот уже 50 лет каждый год туда пребывает около 300 студентов из более чем 40 стран, а общее количество курсов в Академии около 20. Здесь обучаются всем визуальным искусствам во всевозможных современных медиа. Каждый год приезжают не только новые студенты, но и преподаватели — индивидуальный курс прописывается специально для каждого года с новым приглашенным учителем. Программа для кураторов была впервые запущена в 2011 году под руководством Марии Линд, свои курсы так же читали WHW (What, How & for Whom) и Хуан А. Гайтан (Juan A. Gaitán). Ежегодно трансформирующийся характер структуры Летней академии позволяет ей быстро реагировать на актуальные события в мире искусства и оказывать некоторое влияние на последние тенденции.

Как поступить

Помимо онлайн заявки нужно отправить CV и мотивационное письмо. Оплата обучения включает: € 200 (не возвращаются в случае отмены) и стоимость конкретного курса, которая меняется в зависимости от продолжительности (€ 230 за 1неделю — € 1,120 за 4 недели)


Агата Иордан

сотрудник VIENNAFAIR, обладатель премии Курехина за лучший кураторский проект 2009

«Курс «Истории и практики курирования» вел один преподаватель — Мария Линд, директор Tensta Konsthall в Стокгольме. Она четко разделила курс на две части — на истории и на практики. В первую неделю мы слушали лекции и говорили об истории кураторства. Вторую неделю — практическую — много ходили по выставкам и обсуждали разного рода экспозиции (от cabinet of curiosities в местном соборе до городской public art программы Зальцбурга), а также готовили свой выпускной проект. Наверное, любая летняя школа отличается тем, что люди проводят очень много времени вместе и обсуждают свой предмет бесконечно.

В Зальцбурге приятной особенностью является то, что параллельно в летней академии, в одном замке проводится 10-15 курсов для художников, то есть мы не имели возможности уйти от художественного процесса, который происходил прямо за соседней стеной, много общались со студентами и успевали ходить на artists lunch-talks. Среди преподавателей художественных курсов были Младен Стилинович, Питер Фридл, Джитиш Каллат (насколько я замечала, в следующие годы также было немало «звездных» преподавателей).

Мы занимались в замке, который построен на возвышенности, и каждый день нужно было туда подниматься, считается? Еще в замке была довольно гулкая акустика. Если серьезно, Мария попыталась за несколько дней провести историческую линию развития кураторства, обозначила highlight-выставки, ключевые имена, дала огромный список литературы, обрушила на нас тонну информации. Собственно я до сих пор иногда возвращаюсь к книжкам, которые она советовала, и просматриваю лекции. Однако во время классов не было возможности погрузиться в определенные проблемные аспекты, что-то детально обсудить.

Мы сделали карту по замку, где обозначили несколько работ студентов. Карта-выставка посвящалась тому, какое место в культурной жизни Зальцбурга занимают 300-400 студентов-художников и кураторов (при общем населении города в 150 000. человек), приехавших на месяц в академию, не резидентов, но и не туристов. К 18 отобранным работам мы добавили два видео от себя. «An Artist who cannot speak English is no Artist» (Jakup Ferri) — оммаж Стилиновичу, иронизирующему над всей интернациональной летней академией. И видеозапись речи профессора социологии Жана Зиглера, которая должна была открывать зальцбургский музыкальный фестиваль в дни, когда мы там учились. (Главный спонсор фестиваля, не разделяющий патетику Зиглера, вынудил организаторов искать более клиентоориентированных ораторов. В итоге речь не была произнесена на площади, а инцидент старательно замяли).

ICI Curatorial Intensive

Нью-Йорк, США

Интенсив создан Центром международных независимых кураторов ICI. Сам центр, основанный в 1975 году, организует выставки, события, публикации и содействует профессиональной подготовке людей со всего мира. Интенсив претендует на звание первой подобной программы, короткой по сроку и очень концентрированной. Цель — дать возможность развить новые идеи, создать новые международные сети знакомств. ICI проводит четыре курса в год с новыми наборами студентов. Два проходят в Нью-Йорке, и два других принимают разные институции-партнеры во всем мире. За три года Интенсивы реализовались в: Мумбаи, в Пекине, Буэнос-Айресе, Йоханнесбурге, Иньотиме, Стамбуле. В Нью-Йоркском курсе больше семинаров и лекций, выездные программы больше специализируются на путешествиях, погружении в местную среду и общении с локальными представителями арт-сообщества.

Как поступить

Из подавших онлайн заявки выбирают 12-14 участников, состав группы всегда максимально международный. Требования к кандидатам: знание английского и минимум 3 года профессионального опыта. Стоимость обучения $1,900, так же все расходы на передвижение и питание не оплачиваются. Однако есть возможность подать заявку на грант, который каждый раз оплачивают разные фонды. Дедлайн подачи заявок на следующую программу: 13 января 2014.


Анна Харрисон

арт-критик, выпускница Оксфордского университета, Сорбонны и института Курто

«Каждый интенсивный курс ICI строится вокруг актуальных проблем в текущей кураторской практике. Место действия, где курс проходит так же важно, как многочисленные выезды и встречи с локальными кураторами на основе обсуждения вопросов и курс спровоцировать. Так, в ноябре 2011 года на кураторском Интенсиве исследовались вопросы курирования перформативного искусства во время Performa — биеннале искусства действия в Нью-Йорке. А следующий курс, в институте Инхотим (Inhotim) в Бразилии, был сосредоточен на работе с контекстом и site specific art. Инхотим — центр современного искусства, протянувшийся на 5000 акров, где многие работы расположены на открытом воздухе или в специально построенных павильонах.

Курс рассчитан не совсем на новичков, это так, но в то же время приветствуются заявки от молодых кураторов, которые еще не встроились в систему. Средний возраст участников — 30 лет, я была самой молодой в своей группе. Однако это вдохновляет, быть окруженным людьми с большим опытом чем у тебя, чтобы учиться друг у друга.

Кураторский Интенсив — это не просто название, курс действительно очень интенсивный! Каждый день программы насыщен поездками, обсуждениями и семинарами. В тоже время нужно готовить финальную презентацию своей кураторской идеи, которую надо представить в последний день. Ты все время окружен дискуссиями и, как следствие, получаешь совершенно захватывающий разносторонний опыт. Есть и обратная сторона, как у каждой медали. Интенсив длится около недели, дается столько информации, что не хватает времени углубиться в каждую тему».

<i>выставка «Шоссе Энтузиастов»</i>
выставка «Шоссе Энтузиастов»

<i>Арсений Жиляев, «Communication project: public laundry»</i>
Арсений Жиляев, «Communication project: public laundry»

<i>Андрей Монастырский, «Corridor of Collective Actions»</i>
Андрей Монастырский, «Corridor of Collective Actions»

Миссия фонда «Виктория — искусство быть современным», основанного в 2009 году, — заполнить информационный вакуум между российским искусством и Западом. «Виктория» поддерживает выставочные проекты, публикации и проводит образовательные программы. Идейный вдохновитель и создатель Летней Кураторской Школы — Виктор Мизиано. Благодаря его усилиям, MCSS вписана в международный контекст. Сам он придерживается мнения, что «научить» кураторству в академическом плане практически невозможно, возможно лишь дать некие знания, а как ими оперировать — это уже индивидуальный склад мышления каждого.

Мизиано обозначает тему Школы и подбирает преподавательский состав согласно ей. Помимо лекционной части, большое внимание уделяется семинарам с кураторами курса. В первой сессии «Делать выставки политически» это была группа WHW (Загреб, Хорватия), во второй — «This is the Show, and the Show is Many Things» — художественная и кураторская группа Raqs Media Collective (Нью-Дели, Индия). По сути, руководители курса ведут участников к финальному проекту, проводя воркшопы и практические задания. Рамки итогового коллективного проекта строго не обозначены, студентам представляется полная свобода в пределах заданной темы.

Задача всей программы через лекции и обсуждения попытаться ответить на вопросы о профессиональных границах, ответственности и компетенциях куратора. Особенность MCSS в том, что лекционная часть открыта для посещения всех желающих.

Как поступить

Необходим высокий уровень владения английским языком и ориентация в контексте современного искусства. В итоге отбора заявок принимаются молодые кураторы (хотя программа продемонстрировала свою гибкую структуру сделав исключения для 3 участников II MCSS) из России и стран бывшего СНГ. Оплачивается проживание, перелет и питание участников.


Лариса Венедиктова

хореограф, перформер, куратор, участница группы ТанцЛабораториум

Мне понравилось нравилось незнание инициаторов — что получится, но знание — чего хочется. Особенное — Мизиано и все, что он делает. Недостатки — разбалансированность программы в пользу теории и недоверие исследовательской способности студентов.

Итоговый проект отразил тему Школы этого года, им исследовались возможности кураторской практики, которая в состоянии выйти за рамки традиционной выставочной структуры. Кураторский проект как «many things» — социально-политический активизм, коллективное исследование, интеллектуальная дискуссия, групповая поездка и тд. Что касается финального проекта — участники не без проблем поделились на несколько групп, и каждая в своем формате представила основные идеи и понятия, которые были озвучены (или не были) в процессе Интенсива. Формами были — перформанс в виде живой дискуссии — игры, экскурсия-перформанс по музею революции «Пресня» (где проводились все занятия), чаепитие о гостеприимсте, провокативный опрос о гендерной принадлежности по шкале Кинси, игра-домино из терминов и словосочетаний. Основным мотивом итогового проекта стало «не-согласие и не-понимание».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

6

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции