html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Субъективные итоги-2013 Наивное искусство

Мария Семендяева выясняет, почему большие кураторы в этом году все чаще обращали внимание на непрофессиональных художников — и почему это так нравится зрителям.

Наивное искусство

Поделки из проволоки, вязаные наволочки, расписная посуда, масляная живопись, деревянные игрушки, скульптуры — на протяжении нескольких дней 2013 года в парке Горького выставляли свои работы самые разные люди, от городских сумасшедших до предпринимателей средних лет, открывших для себя технику правополушарного рисования. И происходило это не на ярмарке народных промыслов — а на вполне серьезной выставке в центре «Гараж». Выставка называлась «Музей всего»; это передвижной проект английского куратора Джеймса Бретта, который летом доехал до Москвы. Идея музея крайне проста — они принимают работы всех желающих и выставляют самые интересные с точки зрения специально приглашенного жюри. Единственное условие — работы профессиональных художников не принимаются. «Музей всего» еще называют музеем аутсайдеров, но главная цель его существования — не поиск трэш-арта, а стремление дать шанс на признание тем, кто не вписывается в строгие формальные рамки.

Отбор работ для проекта «Музей всего», слева куратор Джеймс Бретт

Отбор работ для проекта «Музей всего», слева куратор Джеймс Бретт

Фотография: Йовита Валайтите / Центр современной культуры «Гараж»

Название кураторского проекта Венецианской биеннале этого года «Энциклопедический дворец» повторяет название проекта итальянского художника-самоучки Марино Аурити, который в 1950-е тоже придумал своеобразный«Музей всего», где человеческие изобретения от колеса до космического корабля были бы выстроены в иерархическую цепочку и размещены в специальном небоскребе-зиккурате. Куратор Массимилиано Джиони построил свой проект на сопоставлении искусства наивного и искушенного. Например, в одном из залов его выставки были показаны 387 маленьких домиков из картона, похожих на детский конструктор. Эти домики были сделаны никому не известным работником страховой компании Петером Фрицем, который жил в послевоенной Австрии. Каждая из его поделок уникальна — это не готовые модели из магазина, а придуманные и любовно склеенные произведения картонной архитектуры. Бог весть сколько времени и внимания занял у Петера Фрица его картонный городок. Судя по всему, он был одинок и не слишком общителен. Можно представить, как вечерами он просиживал на чердаке своего дома, придумывал историю каждому домику и радовался тому, как растет улица за улицей его собственный картонный мир. Вряд ли он рассчитывал на то, что после его смерти эти домики попадут на барахолку, где их в 1993 году увидит художник Оливер Кроу и не сможет удержаться от покупки, а спустя еще 20 лет картонный город с чердака будет показан на биеннале, куда мечтают и не могут попасть многие люди, выбравшие искусство своей профессией.

«387 домов Петера Фрица» на Венецианской биеннале

«387 домов Петера Фрица» на Венецианской биеннале

Фотография: designboom.com

Во всей этой истории есть что-то святочное, и Массимилиано Джиони можно было бы упрекнуть в злоупотреблении эмоциями зрителей, если бы он не уравновесил произведения наивных художников профессиональными работами. Очевидно, что основная ценность наивного искусства — именно в его способности воздействовать на чувства напрямую. Профессиональное искусство уже давно не задается такой целью, оно занимается социальной критикой или изучением природы творчества — словом, оно слишком сложно для того, чтобы просто умилять или возмущать (на это способны только радикальные акционисты вроде Петра Павленского — которых, впрочем, художественный истеблишмент тоже не признает за своих).

Павел Леонов. Автопортрет. Леонов П.П. с женой Зиной идут встречать Сеньку Разина. 1995

Павел Леонов. Автопортрет. Леонов П.П. с женой Зиной идут встречать Сеньку Разина. 1995

Фотография: пресс-служба «Роза Азора»

В этом году в России дискуссия вокруг современного искусства в очередной раз вырвалась за пределы ангажированной галерейно-музейной публики, когда министр культуры Владимир Мединский по итогам посещения основного проекта Московской биеннале задал вопрос: «Почему мы должны под современным искусством видеть что-то абстрактно-кубическое, корявое, в виде груды кирпичей? Да еще за государственные деньги! Не говоря о том, что это непонятно абсолютному большинству жителей России». По большому счету понятно, что вопрос это риторический и задан он только для того, чтобы продемонстрировать презрение, которое государство внезапно стало испытывать даже к тому современному искусству, которое оно напрямую оплачивает. Пока существовал культурный проект в Перми, а государственную премию «Инновация» могли вручить арт-группе «Война» или художнику Артему Лоскутову, создавалась иллюзия того, что государство слишком неповоротливо, чтобы угнаться за резвыми современными художниками. 

Александр Лобанов. Рисунок без названия, 1960-е

Александр Лобанов. Рисунок без названия, 1960-е

Фотография: собственность автора

Эта иллюзия окончательно развеялась с момента приговора участницам группы Pussy Riot. Если в Европе или Америке художественные и общественные активисты вот уже несколько десятилетий активно противостоят государственным и коммерческим корпорациям, то для России это ситуация новая и совершенно уникальная. Прославивший Pussy Riot перформанс привел к двухгодичному тюремному сроку — чего у нас не бывало, наверное, с советских времен. На протяжении нескольких десятилетий западное искусство успело исследовать проблемы экологии, социального неравенства, политической несправедливости и трудовой миграции, — тогда как в русском искусстве эти темы до сих пор остаются актуальными, а в отдельных случаях и опасными. Как показывает опыт Pussy Riot, от художественной условности русский современный художник может очень быстро перейти к реальной правозащитной деятельности, иначе в текущей реальности он просто не сможет оставаться художником и просто человеком.

Елена Волкова. Мир всем, 1984

Елена Волкова. Мир всем, 1984

Фотография: собственность автора

Для российского наивного искусства, каким мы его видим на выставке «Музей всего», все эти политические и социальные проблемы фактически не существуют. Эмоции, которыми движимы наивные художники и их зрители, вызваны простыми и всем знакомыми переживаниями — отпуском на море, подростковой фрустрацией, обидой или благодарностью, проблемами или успехами на работе. В этом схожи все наивные таланты на свете — от самых известных российских аутсайдеров Павла Леонова и Александра Лобанова до ныне живущих художников — например, Елены Волковой. Волкова рисует невообразимо трогательных животных с человеческими глазами, без возраста или понятного исторического контекста.  На протяжении многих веков надмирность была прерогативой профессионального искусства, но сегодня именно наивное искусство обращается к вечности, минуя художественные институции и вообще все социальное. 

«Самодеятельный памятный знак» погибшим в 1993 году защитникам Верховного совета

«Самодеятельный памятный знак» погибшим в 1993 году защитникам Верховного совета

Фотография: uborshizzza.livejournal.com

Очарование наивного искусства в разных его проявлениях испытали на себе многие русские художники — от авангардистов начала XX века до «Митьков» и некрореалистов. Сегодня круг того, что мы можем отнести к наивному, сильно расширился —  в него можно записать даже некоторые YouTube-блоги как отдельный маргинальный жанр. Наивное искусство видоизменяется вместе с мейнстримом, но по-прежнему способно донести до зрителя максимально сильную эмоцию максимально простым способом. Как, например, памятная баррикада около московского Белого дома, посвященная жертвам путча 1993 года. Неизвестно, кем и когда именно поставленная, немного подобновленная к 20-летнему юбилею, она выглядит гораздо более живым памятником, чем любой из государственных мемориалов. 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с afisha.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vozduh.afisha
          • домен vozduh.afisha.ru
          • домен afisha.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции