html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Фильмы как диагноз: Памяти Киры Муратовой

Фильмы как диагноз: Памяти Киры Муратовой

Поразительная особенность фильмов Киры Муратовой: вещи и люди в них обозначают только самих себя. Наблюдение Муратова всегда предпочитала анализу или личному высказыванию, пусть иногда в ее фильмах и проскальзывали выводы из этих наблюдений, вроде «этой планете я бы поставила ноль» («Три истории», 1997). Русскоязычное кино до сих пор тяготеет к символизму, в котором, например, мужчина и женщина — это не просто два женатых человека, а в какой-то степени Мужчина и Женщина вообще. Это не хорошо и не плохо, просто так вроде бы принято, и принципиальный отказ Муратовой от такого подхода всегда обращал на себя внимание. Как звучат вечные русские вопросы? «Кто виноват», «что делать», «зачем дорога, которая не ведет к храму». Совсем другая история у Муратовой. «Это маринованные огурцы или соленые?» — вот что волнует героиню «Мелодии для шарманки». Банка огурцов — это просто банка огурцов; попробуйте вспомнить, у какого еще режиссера она могла быть таким же значимым предметом реквизита.
«Мелодия для шарманки»

«Мелодия для шарманки»

Или, например, «Короткие встречи» (1967), настоящий дебют Муратовой («Наш честный хлеб», 1964, был сделан в соавторстве с первым супругом Александром Муратовым). В кадре — знаки эпохи: главную мужскую роль играет Владимир Высоцкий, его персонаж — геолог, то есть обладатель самой романтической и модной профессии того времени. Однако этот герой-любовник — парадный портрет советского интеллигента, каким он хотел себя видеть, — в пространстве фильма, собственно говоря, отсутствует, и на экране появляется только во флэшбеках двух героинь (их играют Нина Русланова и сама Муратова в своей единственной большой роли), а также в виде отделенного от тела голоса из магнитофона. В настоящем же времени и зримой действительности — уныние пыльного провинциального города, своего рода советский апдейт всех чеховских городов. Герой Высоцкого — мечта о лучшей красивой жизни, о небе в алмазах из финала «Дяди Вани»: мечта, которая, скорее всего, никогда не наступит, потому что в реальной жизни нет места красивым абстракциям. Чехов вообще принципиальный для Муратовой автор. Одну из своих поздних работ она так и назовет — «Чеховские мотивы».
«Короткие встречи»

«Короткие встречи»

Тот же, что в «Коротких встречах», сюжет существования взаперти, мечты о придуманном мире, развивается и в фильме «Долгие проводы» (1971). Второй полный метр Муратовой снят, как видно из названия, как бы в пару к предыдущему, и повторил его судьбу: обе картины советские чиновники отправили «на полку», они вышли в прокат только в Перестройку. Такая строгость может сейчас казаться странной, ведь в них нет ни политики, ни идеологии, но именно это отсутствие и раздражало цензоров. Действительность надлежало описывать звонкими формулировками официального двоемыслия, а не спотыкающимся языком «второстепенных людей» (так будет называться еще один фильм Муратовой, вышедший в 2001 году).

Еще один прозаик, писавший таким языком такие же сюжеты — Владимир Короленко. Во всех смыслах неудобный автор, и потому недооцененный. Фильм «Среди серых камней» (1983), снятый по его повести «В дурном обществе», вышел всего одной копией и в отредактированном виде; Муратова сняла свое имя с титров. Зрелая Муратова начинается именно с этой работы, в которой впервые сквозит гротеск, характерный для всех ее последующих фильмов. Действие разворачивается словно бы в двух мирах — в доме судьи, которого играет Станислав Говорухин, и, собственно, «среди серых камней», где живут бродяги с аристократическими кличками. Бездомные на развалинах графского замка — как будто предвидение бедности и растерянности первых постсоветских лет.
«Среди серых камней»

«Среди серых камней»

Но еще более отчетливо дух времени представлен в «Астеническом синдроме» (1989), самом известном фильмом режиссера и единственном, где Муратова позволяет себе что-то похожее на прямое публицистическое высказывание. Впрочем, и здесь медицинский диагноз в названии — это не высокомерный приговор умирающему советскому государству, а просто клиническая картина. «Синдром» — бесстрастное наблюдение за естественным человеком в пограничном состоянии тревожной перестроечной неопределенности. Как это иногда бывает у Муратовой, человеческий мир сопоставлен с животным, что высвечивает его полубезумие. Как в песне того же Высоцкого: то у вас собаки лают, то руины говорят.

В поздних фильмах Муратовой гротеск только усиливается — в постсоветском пространстве распадаются социальные связи, а с ними сюжет и даже сам язык: персонажи бубнят и зацикливаются на одной фразе, повторяя ее по нескольку раз. Эта характерная особенность напоминает, опять же, о чеховских пьесах с их диалогами вразнобой. Вся эксцентрика «Увлечений» (1994) или «Настройщика» (2004) — тоже форма реализма, просто своеобразно понятого и представленного. Муратова говорила, что ей интересно показывать знакомую вещь так, будто мы видим ее впервые, — и нарочитая манера речи почти карикатурных персонажей, населяющих эти фильмы нужна именно для этого искажения. Не зря постоянной участницей муратовской труппы в 90-е стала Рената Литвинова — не столько актриса, сколько готовый, тщательно сконструированный образ-типаж. Идеальным актером Муратова называла Чарли Чаплина, чья карьера была основана на том же принципе.
«Настройщик»

«Настройщик»

Последний фильм Муратовой «Вечное возвращение» (2012) — в некотором смысле сумма ее приемов. Поздние работы режиссера часто строились на варьировании одного и того же сюжета и на заключении одного сюжета внутрь другого. Так и здесь: мы видим, как на экране разворачивается история про любовный треугольник, но очень скоро оказывается, что это понарошку — записи кинопроб, которые смотрят продюсер и бизнесмен-инвестор; фильм, для которых они сделаны, не состоялся, режиссер умер. Начав с отказа от символов и подтекстов, Муратова наконец приходит к выводу, что жизнь вообще не имеет смысла, а значит, и фильмы не должны его иметь. Ее нигилистскую позицию выражает один из персонажей в емком афоризме: «Жизнь не коротка, но ужасна и конечна» — и это опять звучит не как приговор, а как констатация факта.

Автор Петр Шварц
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

26
    +8 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • женщины
          • память
          • лето
          • мужчины
          • режиссеры
          • языки
          • карьера
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции