html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Феминизм в Ясной Поляне

В конце июля в Ясной Поляне при поддержке Посольства Великобритании прошел третий семинар «Британская литература сегодня». Среди прочих в нем приняли участие писательницы из Англии — Надифа Мохамед, Дженис Гэллоуэй, Сара Перри, а также исследовательница викторианской прозы и поэзии Дайана Берч. «Горький» встретился с ними: мы поговорили об их творчестве, феминизме и женских голосах в литературе.

Надифа Мохамед

Автор романов «Black Mamba Boy» («Дитя черной мамбы») и «Orchard of Lost Souls» («Сад потерянных душ»), в которых она осмысляет свое сомалийское происхождение, историю семьи и традицию семейных преданий.

По-прежнему считается, что объяснять мир — мужская привилегия, за этим идут к мужчинам. Если мужчина пишет книгу, скажем, о молодом человеке, который рос, учился, женился, страдал, пережил развод и т. д., то это воспринимается как универсальная история о том, как живут все люди. А если женщина пишет такую же книгу о девушке, то это наверняка будет воспринято как ромком, чиклит [chick literature — женская литература, дословно — литература для цыпочек — прим. ред.], и в этой истории нет ничего универсального, речь идет о женщинах или об этой конкретной женщине.

Например, недавно появилась книга одной молодой американки северокорейского происхождения, повествующая о ее жизни в Северной Корее, очень интересно и парадоксально написанная, а ее продвигали скорее как путеводитель. Думаю, что если бы эту книгу написал мужчина, то дело бы обстояло по-другому. Писательница сталкивается с теми же предрассудками, что и женщина-хирург или женщина-футболист.

В основном я пишу о мужчинах — в том числе для того, чтобы лучше их понять. Пожалуй, женщины вызывают у меня меньше любопытства, чем мужчины. Но когда я пишу о мужчинах, я исследую и их отношение к женщинам, это очень важно для меня, поэтому в определенном смысле я пишу и о женщинах.

Моему отцу было очень приятно, что я написала книгу о нем [речь идет о дебютном романе Надифы «Дитя черной мамбы». — Прим. ред.]. Для моего отца язык и литература — значимые вещи, и он всегда советовал мне писать и много читать, и я думаю, что на мой нынешний образ мысли очень сильно повлияли книги и журналы, прочитанные в детстве. Остальные родственники думали, что я хочу посвятить жизнь искусству, а литература — что-то эфемерное и непрактичное. Но я вытянула счастливый билет: писательство стало моей профессией и принесло мне успех.

Я много езжу с Британским советом, и меня часто спрашивают (причем в разных странах), что значит быть британской женщиной сомалийского происхождения. Я не знаю! Конечно, Великобритания — это мой дом, место, где я состоялась, но я не ощущаю ее домом на 100 %. С другой стороны, я не чувствую, что Сомали — мой дом на 100 %. Моя семья — мигранты в третьем, даже четвертом поколении, мы всегда жили и живем как бы между мирами, и это часть нашей идентичности. Но предыдущие поколения позволили мне быстрее и легче встать на ноги в Великобритании. Мне грустно, когда я вижу молодых людей из других стран, которые вынуждены менять свое имя, перекрашивать волосы и стесняться своего происхождения. Мне кажется, это вопрос силы. Если ты чувствуешь себя сильным, то тебе гораздо легче, где бы ты ни находился.

В детстве я была очень религиозной. Сейчас многое изменилось, но это все равно во мне и определяет то, как я вижу мир. Вера и религия для меня разные вещи, но сейчас мне важнее всего этика. Мне кажется, нет ничего почетного в том, чтобы быть хорошим христианином или хорошим мусульманином и думать, что это как-то возвышает тебя над остальными. Гораздо важнее быть хорошим человеком в этом мире, и именно этому все мы стараемся научиться. Я встречала людей разных конфессий, у многих вера была важной частью их отношения к миру, но для меня самое главное — чтобы вера опиралась на справедливость и уважение к другим.

В современной литературе моя ролевая модель — индийская писательница Арундати Рой. Меня восхищает ее гражданская позиция, мне нравится, что она не боится критиковать то, что считает неправильным и несправедливым в Индии.
Если говорить в целом о женщинах, которые меня вдохновляют, то в Сомали есть потрясающая женщина Эдна Адан. Она работала в сомалийском правительстве и во Всемирной организации здравоохранения, а после того, как вышла на пенсию, основала медицинский центр, где принимают роды, учат акушерок, лечат детей и их матерей. Ей сейчас 80, но она полна сил и энергии. Для меня это пример женщины, которая не сидит дома, а меняет мир, которая берет и чинит то, что не работает, и пусть не все в ее силах, но она старается.

Дженис Гэллоуэй

Шотландская писательница, автор романов «The Trick is to Keep Breathing» («Фокус в том, чтобы продолжать дышать») и «Foreign Parts» («Чужие фрагменты»), двух книг «антимемуаров» и художественной биографии пианистки Клары Шуман.

Конечно, я феминистка. Покажите мне тех, кто не является феминистками, и я с ними разберусь! Я знаю, что некоторые девушки против феминизма, но они просто не сталкивались с тем, с чем сталкивалась я. Могу их понять, но не могу простить (смеется). Ну и надо признать, что многие просто сопротивляются свободе.

Писательство всегда ассоциировалось с мужчинами, для женщины было даже более естественным воевать, чем писать. Я была в Риме в музее и обнаружила там фрагмент письма, которое одна женщина написала своей подруге, спрашивая, собирается ли та сегодня на вечеринку. Это так современно! Наверняка они обменялись тушью для ресниц и помогли друг другу собраться на эту вечеринку, как делают все девочки во всем мире. В этой записке было что-то очень трогательное. На следующий день я вернулась в этот музей и стала искать другие следы женского присутствия. Там были фигурки богинь, фигурки женщин, которые приносят несчастье, но не было ничего, что рассказывало бы о повседневной женской жизни. Да, мы знаем Сапфо и стихотворения, которые от нее остались, но мы не знаем, как случилось так, что она стала писать, как она прожила свою жизнь, как был устроен ее день. Я считаю, что это огромное упущение.

На мой взгляд, в искусстве должно быть больше женщин, и среди книг, которые становятся классикой, которые передают по наследству и которые вообще что-то значат для Вселенной, должно быть больше книг, написанных женщинами. Я не фанат всяких универсальных списков и идеи, согласно которой одни книги гораздо важнее других, но у нас должен быть выбор. Ведь когда наша цивилизация накроется медным тазом, хотелось бы, чтобы сохранились истории, созданные женщинами, чтобы они тоже передали привет следующим поколениям.

Пример подобного привета — это шотландская писательница Джесси Кессон. Она умерла около 20 лет назад. Первую книгу Кессон посвятила истории своего детства. Она была дочерью проститутки в Абердине, от которой Джесси в 8 лет забрали в приют — она никогда не видела своего отца, а родители матери не хотели ее признавать. Ей не дали получить высшее образование: социальные службы решили, что в ее случае это будет тратой времени. Она не считала себя феминисткой, но всегда писала о женщинах, которые оказались в сложных обстоятельствах и вынуждены довольствоваться тем, что было полностью противоположно их подлинным желаниям и стремлениям. Всего она написала четыре небольшие, но блистательные, на мой взгляд, книги — такого голоса в литературе прежде не было. Ей, кстати, восхищалась Вирджиния Вульф.

Еще одна шотландская писательница, которую я очень ценю и которая тоже непростительно малоизвестна, — Мюриел Спарк, в этом году исполняется 100 лет со дня ее рождения. Уникальная писательница, мрачная и светлая одновременно, важная для ее романов тема — изменения, которые происходят с женщиной в течение жизни.

Сара Перри

Автор романов «After Me Comes the Flood» («После меня хоть потоп») и «The Essex Serpent» («Змей в Эссексе»), вдохновленных традициями готической и викторианской литературы. Роман «Змей в Эссексе» переведен на русский язык, а также удостоен премии «Waterstones» как лучшая книга года.

Для меня быть феминисткой означает считать, что женщина имеет полное и безраздельное право распоряжаться своей жизнью согласно собственным представлениям о прекрасном — ходить по улицам и не бояться харрасмента, получать такую же зарплату, как и мужчины и т. д.

Я белая гетеросексуальная женщина, я понимаю, что нахожусь в привилегированном положении: принадлежу к среднему классу, получила прекрасное образование и ученую степень, дееспособна. Поэтому я считаю, что мы должны слушать другие голоса: голоса женщин другого цвета кожи, женщин с инвалидностью, женщин-трансгендеров и женщин с трудностями, которых у меня не было. Я считаю, что моя задача — смотреть на мир шире и слушать людей, отличающихся от меня. То есть мне важно чувствовать себя отдельной личностью и в то же время частью женской половины человечества, многим представительницам которой не так повезло, как мне.

В романе «Змей в Эссексе» я стремилась показать, что викторианские женщины были сильными, умными, смелыми и эмансипированными. Конечно, у них были сильные ограничения в браке и при разводе, но они интересовались наукой, инженерным делом, математикой, политикой, ходили на забастовки. Они не были беспомощными бледными созданиями, которые сидят дома и чуть что падают в обморок.

Я выросла в очень религиозной семье, родители были баптистами и главной книгой в доме была Библия короля Якова. Я благодарна этому опыту, потому что, когда у тебя есть религия, ты растешь в поле больших философских идей — вечности, морали, добродетели, разных видов любви, веры. Многие думают, что я жила в клетке, но на самом деле я обладала большой свободой, в том числе свободой не думать о бойфрендах, дискотеках, музыке. Наоборот, с самого раннего детства я думала о больших понятиях, и это помогло мне стать той, кем я стала.

Однако женщина в христианской церкви не могла стать руководителем или учителем, и с этим я была не согласна. Женщине не разрешалось говорить на богослужениях, меня это злило, потому что я хотела иметь и высказывать свою точку зрения.

Я равняюсь на Хилари Мэнтел в писательстве и вообще во всем. Она страдала от серьезных болезней, которые изменили ее — в том числе как женщину. Я смотрю, как она справляется с жизнью, и не устаю восхищаться ее интеллектом, ее силой, ее талантом. Пожалуй, она величайшая из живущих сейчас писательниц, а начинала как и многие из нас — боролась с патриархатом и пыталась найти свой путь.

Дайана Берч

Профессор английской литературы в Ливерпульском университете, специалист по викторианской прозе и поэзии, автор работ о Джоне Рескине.

Для меня феминизм — это изучение истории женщин, в ходе которой их лишали возможности говорить, а также исследование способов борьбы за свои права. Я уверена, что изучение истории с феминистских позиций полезно не только женщинам, но и мужчинам, а разумный и спокойный подход к вопросам пола и гендера в конце концов и мужчин сделает более свободными. Многие британские (да и русские, мне кажется) мужчины страдают от слишком жестких представлений о том, что такое мужественность и что значит быть настоящим мужчиной, а это ведет к тому, что они чувствуют себя несчастными, к деструктивному поведению, к тому, что мужчины отказываются развивать те черты, которые не считаются традиционно «мужскими». Многие мужчины искажают собственную природу и мешают сами себе быть полноценными людьми.

Самые острые вопросы фемповестки сейчас — равная оплата труда, равное разделение ответственности при уходе за детьми и пожилыми родственниками, объективация и сексуализация женщины.

Мне кажется, что сейчас в британской литературе достаточно много самых разных голосов, в том числе и женских. Лично я не чувствую потребности услышать что-то новое.

Что касается женщин, которые служат для меня примером и источником вдохновения, то это старшие женщины в моей семье, умные, отважные и сострадающие. Большую роль в моей жизни играет моя коллега Джанет Бир, профессор и вице-президент Ливерпульского университета, в котором я работаю. Для меня важно, что она выступает против жесткой иерархии внутри университета и делает большой акцент на командной работе.

В викторианской литературе огромное разнообразие женских образов: есть женщины, которые брали на себя ответственность за свою судьбу, и есть те, что ждали у моря погоды, были женщины-бунтарки и были жертвы — точно так же, как и в современной литературе.

Кого можно назвать феминисткой викторианской эпохи? Мне кажется, поэтессу Элизабет Баррет Браунинг, жену поэта и драматурга Роберта Браунинга. В 1850-е она написала роман в стихах «Аврора Ли», который был очень прогрессивным для своего времени и при этом очень популярным. В этом романе Элизабет, отталкиваясь от личного опыта, описала путь поэтессы, которая совмещает работу и любовь. «Аврору Ли» читали не только интеллектуалы — он оказал большое влияние на самых разных людей.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • литература
          • стихи
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции