html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Блог: «Журналистика — не миссия, а профессия»: Галина Тимченко об образовании и будущем медиа

«Журналистика — не миссия, а профессия»: *Галина Тимченко об образовании и будущем медиа*

© Михаил Федоров

Интервью

На мастер-классе Галины Тимченко в Школе новых медиа ВШЭ был настоящий аншлаг — все желающие послушать бывшего главреда Lenta.Ru не уместились в аудитории, и многим пришлось стоять в коридоре. Галина Викторовна рассказала T&P о своих первых шагах в профессии, интересе к образованию и о том, в какие из действующих редакций стоит идти на практику, чтобы стать хорошим журналистом.

— В Вышке мне сказали, что вы будете вести курс в Школе новых медиа.

— Мне предложили, но я сказала, что этот мастер-класс сделаю, а что касается будущего, я ни в чем не уверена. Может, так сложится, что я вообще уеду. Кроме того, я думаю, что преподавать журналистику должны те, кто работает каждый день — это тяжело, но такие люди понимают, о чем говорят. А моим знаниям через год будет грош цена — все слишком быстро меняется.

— Что вы думаете про современные журфаки? В «Ленте» было не так много людей с профильным образованием.

— Так исторически сложилось. В «Ленте» была маленькая текучка, а в те времена, когда мы активно набирали людей, журфак переживал период упадка. Но сейчас ситуация стала лучше — в последнее время у нас работало 4-5 выпускников журфаков, в том числе из Вышки и из МГУ. Хорошие ребята.

— Нужно ли вообще несколько учиться на специальном факультете, чтобы быть журналистом?

— Конечно, журфак не восполнит пробелы в школьном образовании. У меня как-то раз была печальная история — пришел пятикурсник международного отделения, который буквально не мог назвать страны Ближнего Востока. Я спрашиваю: «У нас Сергей Лавров, а в США? У нас правительство возглавляет премьер-министр, а в США?». И даже на такие простые вопросы выпускники часто не знают ответов. Не говоря уже об общей эрудиции: мой любимый вопрос — «Сколько звезд в Солнечной системе?». Правильно отвечает примерно каждый третий.

Журфак дает какие-то гуманитарные здания. Но мне кажется, гораздо более действенная история — когда человек вначале приобретает базу, научную, гуманитарную или экономическую, учится азам анализа, а потом уходит на специализацию в медиа, а не готовится с первого курса к некой миссии, которая на самом деле просто профессия. К миссии-то они готовы, а вот к профессии часто нет.

Почему в «Ленте» было все в порядке с экспертизой — каждый писал про ту область, в которой он разбирался. Человек, который уже 5 лет пишет про оружие — экономист по образованию, но оружие давно было его страстью и в какой-то момент у него появилась возможность про это писать. Но в обратную сторону — «Пойду-ка в культурные обозреватели. Правда, кто такой Питер Гринуэй, я не знаю, и Фассбиндера я тоже не знаю, знаю только Фассбендера» — это не работает.

© Михаил Федоров

© Михаил Федоров

— Сейчас много говорят о том, что новое поколение по-другому воспринимает информацию. Как это, на ваш взгляд, повлияет на журналистику?.

— На мастер-классе я приводила в пример проект Snowfall в New York Times — то, что раньше было отдельным жанром «мультимедиа», теперь проникает во все лонгриды. Или в Firestorm у Guardian — ты видишь на заходной странице огромную фотографию, и стоит тебе подвигать мышкой, как она оживает. Там есть все жанры — фото, видео, инфографика, спутниковая съемка, карта распространения пожаров — и все это в сочетании с человеческой историей. Пройдет год и все фичеры в более или менее технически подкованных изданиях будут мультимедийными. А журналистам теперь надо понимать, что на первый план выходит профессия редактора или даже продюсера, который будет решать, что важнее в этой теме — визуальная часть, данные или текст.

— По прогнозам футурологов, информационных журналистов могут заменить роботы.

— Поскольку регламент и формат новостей — вещь простая, робота можно этому научить. Но английский более информативен, чем русский, в русском больше сложностей и нюансов, так что русскоязычным журналистам можно пока не волноваться на этот счет. И, хотя новости и не имеют права на эмоциональную окраску и оценочные суждения, важно грамотно подобрать контекст и попытаться спрогнозировать, как будет дальше развиваться тема. А это роботу не под силу.

Кроме того, новости распространяются очень быстро, но есть еще новостные тренды. И пока что ни один робот не смог сделать правильной выдачи сюжетов по ключевым словам. Мы видели разные попытки — и в Яндексе, и в Google — получается мозаичная психопатия, а не осмысленный нарратив. Так что истории все–таки будет рассказывать человек человеку.

© Михаил Федоров

© Михаил Федоров

— В нескольких интервью вы упоминали, что хотели открыть свой образовательный проект. Можете рассказать про него поподробнее?

— Он умер на стадии обсуждения. В чем была суть — каждый человек после 25 лет начинает задумываться о том, что у него будут дети и их надо будет куда-то отправлять учиться, не говоря уже о тех, у кого дети уже есть. Мне показалось очень важным сделать такой проект, который объяснял бы родителям систему образования и каким-то домашним, теплым ламповым способом делал бы рейтинги образовательных учреждений. Например, одно немецкое издание делает ежегодный рейтинг высших учебных заведений, задавая всего четыре вопроса студентам, абитуриентам, родителям и преподавателям: «Где вы учились?», «Где бы вы хотели учиться?», «Где учатся ваши дети?» и «Где вы хотели бы, чтобы они учились?». И на основании этих вопросов создавали рейтинг, он абсолютно эмоционален и не претендует на какую-то математическую точность, но зато очень живой и понятный.

Потом я поняла, что хорошо бы публиковать там какие-то видео в духе Курсеры и TED, но изначально проект был ориентирован не столько на детей, сколько на родителей. Чтобы его в первую очередь читали люди, которые принимают решения об образовании своих детей, а потом дети, подрастая, приходили и узнавали, куда поступать, чему учат на разных факультетах. Такой вот вспомогательный сервисно-контентный проект.

— Почему не получилось его реализовать?

— Мы хотели делать это на базе «Ленты», но потом решили обновиться и поняли, что нам придется избавиться от «побочных» проектов. По этому пути — конференции, события, дополнительные сервисы — пошли другие СМИ, но мы решили все силы направить на перезапуск. Думали, что вернемся к этому позже — но не получилось.

© Михаил Федоров

© Михаил Федоров

Как человек, являющийся живой иллюстрацией того, что образование не значит ничего, я бы, конечно, хотела этим заняться. Я жертва родительских представлений об образовании — мама отправила меня на медицинский факультет, несмотря на то, что я с раннего возраста читала все, что попадалось на глаза и очень хотела поступать в Московский полиграфический институт на редактуру. Но мама сказала, что при любой власти врач, учитель и священник всегда себя прокормят, и я попала в «3-й Мед». Может быть, с помощью этого проекта я хотела закрыть гештальт.

— Кажется, интерес к образованию и будущему детей становится тенденцией в медийной среде — Филипп Бахтин открыл детский лагерь, Екатерина Кронгауз запустила школу для бебиситтеров…

— Наверное, со мной многие не согласятся, но я противница «детоцентричного» подхода. Мне кажется, нужно развивать родителей, сместить фокус заботы на тех, кто несет ответственность. Потому что быть родителем очень тяжело — после того, как у тебя рождается ребенок, тебя всю жизнь преследует страх, что с ним что-то может случиться. Все хотят быть хорошими родителями, все желают своим детям добра, но часто делают зло. И в помощь родителям мне хотелось сделать проект, нацеленный не на то, чтобы детство вне родительского дома было счастливым, а на то, чтобы родители поняли, почему образование важно и почему важен собственный выбор ребенка.

© Михаил Федоров

© Михаил Федоров

— Не менее важный вопрос сегодня — возможность освоить новую профессию во взрослом возрасте. Это касается и многих журналистов из закрывшихся изданий.

— На самом деле, журналист может пойти куда угодно. Если он правда хороший журналист, он умеет классифицировать и обрабатывать огромное количество противоречивой информации, и в этом смысле ему цены нет. Например, один из моих журналистов ушел в большую консалтинговую фирму. Есть еще data journalism, когда можно заниматься профессией, не вставая из–за стола и исследуя огромные массивы данных. Например, в «Ленте» мы делали большой материал про зависимость зарплаты губернаторов от степени дотационности региона, там выявились совершенно потрясающие истории. Нишевая журналистика живет и процветает, нужны хорошие автомобильные журналисты, и игровые, в спортивной журналистике не хватает профессионалов, в научной их нет вообще, за редчайшим исключением. И не так много деловых журналистов, которые пишут хорошим языком, а не текстами, состоящими из цифр, процентов и аббревиатур — когда я это вижу, мне плакать хочется. В общем, в нишу можно уходить совершенно спокойно, там работы очень много.

— Если бы вы заново начинали карьеру, чем бы вы занялись?

— Я жалею только о том, что не начала карьеру раньше, а долгое время выполняла задание семьи — я потратила 10 лет на занятие, которое, конечно, привило мне какую-то стойкость в жизненных ситуациях, но кроме этого, не дало ничего.

© Михаил Федоров

© Михаил Федоров

— Но вы все–таки успели вовремя поменять специальность.

— Я попала в «Коммерсант» по знакомству. Туда пришел Раф Шакиров, они расширяли штат, а я из каких-то идеалистических побуждений в то время начала освежать английский и добилась неплохих результатов. Моя подруга, которая работала в «Коммерсанте» в отделе переводчиков, сказала, что у них есть вакансия и предложила попробовать. Я попробовала, и через неделю меня взяли на работу.

— Можете вспомнить самые важные уроки, полученные в тот период?

— Первая заповедь «Коммерсанта» тех времен — «не бывает дня без новостей». Либо ты просто халтуришь, либо ты слепой идиот, потому что новость есть всегда — важно ее увидеть. Второе — что работы не бывает слишком много. В те времена там была потогонная система и к работе относились очень жестко. И при этом была некая вольность в обращении с начальством — ты мог спорить и критиковать, а не просто спокойно стоять смирно и смотреть, как твой текст рубят. Эту открытость диалога мы пытались поддерживать и в «Ленте». Хотя многие все–таки считают, что я авторитарный руководитель.

— Я слышала, что вы советовали приглашать в качестве лектора Василия Эсманова. К кому еще из редакторов имеет смысл напроситься на стажировку или позвать в вуз в качестве преподавателя?

— Я посоветовала бы пойти на Slon.Ru к Ивану Давыдову — я не знаю, какой он редактор, но автор он прекрасный и темы видит, как никто. Если Дождь не закроют, то посоветовала бы поработать там — там недостаток профессионализма восполняется тем, что журналистов сразу выпускают работать в поле, а не маринуют по несколько лет, как на федеральных каналах. Это очень порочная практика — мариновать молодых, пока у них не погаснут глаза.

© Михаил Федоров

© Михаил Федоров

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • школа
          • сми
          • учителя
          • студенты
          • карьера
          • интервью
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции