html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Манифеста» в Петербурге: как готовится главная биеннале года

В феврале 2013 года было официально объявлено, что биеннале «Манифеста»-10 летом 2014 года откроется в Петербурге. «Манифеста» — третий по значимости европейский фестиваль современного искусства после Венецианской биеннале и Кассельской «Документы».

Год назад приобщению к «Манифесте» единодушно радовались все российские художники и критики, губернатор Георгий Полтавченко выделил на биеннале 142 млн рублей, а ее главным партнером стал Государственный Эрмитаж. И Эрмитаж, и «Манифеста» в этом году отмечают юбилей — музею исполняется 250 лет, а биеннале проводится в десятый раз.

«Манифеста» впервые состоялась в 1996 году, но идеологически эта биеннале связывает свое возникновение с падением железного занавеса и объединением Европы после холодной войны. Основное отличие «Манифесты» от других биеннале — отсутствие постоянного места жительства. Каждые два года она открывает выставку в новом городе, и большинство работ создается художниками прямо на месте, в зависимости от контекста, — то есть «Манифеста» стремится превратить современное искусство в некую базу, объединяющую все города-участники. В этом году ее основной проект будет показан в залах Главного штаба Эрмитажа. Это изначально казалось невероятно смелым сочетанием — Эрмитаж один из самых старых и респектабельных российских музеев. Какие бы новые залы ни открывались в Главном штабе, все равно для большинства Эрмитаж прежде всего ассоциируется с непоколебимой классикой, а не с критическим современным искусством.

С самого начала консервативная общественность Петербурга взбунтовалась против проведения «Манифесты» — как и многие радикально настроенные художественные деятели из Европы. Но если первых возмутило вторжение нетрадиционного в их представлении искусства в залы самого традиционного из музеев, вторые требовали переноса «Манифесты» в знак протеста против закона о запрете пропаганды гомосексуализма, который действует в Петербурге. Михаил Пиотровский сумел отстоять биеннале,  упирая на то, что «для Эрмитажа современное искусство — это естественное, хотя и сложное, продолжение вековых традиций».

Однако после событий в Крыму ситуация опять ухудшилась — теперь на «Манифесту» ополчились и российские радикальные художники. Надежда Толоконникова из Pussy Riot выступила с заявлением о том, что биеннале в России неуместна, художники из арт-группы «Что делать» отозвали свою заявку на участие в выставке, отказались еще несколько, в частности украинская художница Мария Куликовская. К отмене «Манифесты» призывает также художник Дмитрий Врубель, живущий в Германии, а на сайте Change.org создали очередную петицию за отмену биеннале. Однако другие русские участники пока что отказываться от биеннале не спешат — ни Елена Ковылина, ни Павел Пепперштейн, участвующие в основном проекте, ни Арсений Жиляев и Олеся Туркина, заявленные в публичной программе.


  • Пресс-конференция «Манифесты» в Эрмитаже
    Фотография: Антон Акимов
    1/5

  • Фотография: Антон Акимов
    2/5

  • Фотография: Антон Акимов
    3/5

  • Проект работы Синди Шерман в рамках основного проекта «Манифесты» в Главном штабе
    Фотография: Антон Акимов
    4/5

  • Проект инсталляции Томаса Хиршхорна в Главном штабе
    Фотография: Антон Акимов
    5/5

На протест в офисе «Манифесты» отреагировали крайне сдержанно, заявив, что проведение биеннале становится особенно необходимым в сложной политической ситуации, потому что искусство дает пространство для диалога. Как и следовало ожидать, это привело к тому, что руководство биеннале обвинили в конформизме и желании воспользоваться деньгами российского правительства в ущерб собственной репутации.

На пресс-конференции 25 марта куратор «Манифесты» Каспер Кениг рассказал о том, как будет выглядеть основной проект «Манифесты» в Главном штабе, и, судя по всему, нового обострения конфликта не избежать. Если до крымских событий главным противоречием являлось само присутствие современного искусства в классических стенах, то теперь геополитика — едва ли не самая важная тема биеннале, а все больные вопросы из новостной повестки поднимаются на музейный уровень. Например, в фотопроекте «Театр военных действий» Бориса Михайлова — это репортаж с киевского Майдана Незалежности, снятый великим харьковским фотографом специально по заказу «Манифесты». Или в рисунках Марлен Дюма — французской художницы, которая приготовила специально для Петербурга портреты знаменитых исторических деятелей-геев, например, Чайковского.

В Главном штабе будут и другие работы, которые поражают одним своим масштабом: инсталляция Томаса Хиршхорна высотой в несколько этажей, огромные портреты Синди Шерман в образе персонажей авангардного русского театра 20-х. Помимо Главного штаба, в исторических зданиях Эрмитажа произведения Луизы Буржуа будут соседствовать с работами Пиранези, в Зале Геракла поставят массивные минималистичные скульптуры Лары Фаваретто, а японский художник Тацу Ниси выстроит интерьер типичной советской квартиры вокруг огромной дворцовой люстры. Увидеть все эти работы хочется чем дальше, тем больше — учитывая, что главный проект будет сопровождать публичная и параллельная программы, которые часто бывают даже интереснее основной. До сих пор остаются люди, которые призывают бойкотировать «Манифесту» — и среди них есть как консерваторы, так и радикалы. Слышать призыв к отмене крупнейшего события в мире современного искусства Петербурга страннее всего именно от радикальных художников и критиков. Однако чем громче к бойкоту биеннале будут призывать художники вроде Pussy Riot, тем сильнее будет уверенность чиновников, напуганных «контемпорари артом», что «Манифесту» необходимо поддержать. Как к этому ни относись, сейчас шансов на отмену у биеннале почти не осталось.


  • Офис биеннале «Манифеста» в Санкт-Петербурге
    Фотография: Антон Акимов
    1/6

  • Коллаж, который сделал куратор биеннале Каспер Кениг на стене одного из кабинетов в офисе биеннале «Манифеста» в Санкт-Петербурге
    Фотография: Антон Акимов
    2/6

  • Схематическое изображение публичного проекта «Манифесты», выполненное художницей Алевтиной Кахидзе
    Фотография: Антон Акимов
    3/6

  • Фотография: Антон Акимов
    4/6

  • Фотография: Антон Акимов
    5/6

  • Фотография: Антон Акимов
    6/6

Каспер Кениг, куратор биеннале


Фотография: Антон Акимов

Мне приходилось работать в разных политических ситуациях, но проводить параллели с тем, что происходит сегодня, я не могу. Для меня здешний тяжелый случай исторической амнезии — это новый опыт. Я был одним их трех людей, которых пригласили на эту должность, и у меня были свои ожидания от Петербурга. Я был заинтригован красотой города, в которой есть какая-то меланхолическая печаль. Но это одновременно и клише в отношении всей русской культуры. Хоть у нас и великолепная русская команда, если бы у нас было больше времени, мы могли бы глубже погрузиться в предмет, и у «Манифесты» был бы настоящий русский импульс. 

Мария Иссерлис, главный координатор


Фотография: Антон Акимов

Официальное открытие «Манифесты» — 28 июня. Биеннале делится на 4 большие части. Во-первых, это основной проект, который делает Каспер Кениг. Две трети основного проекта будут в Главном штабе, и одна треть — в Зимнем дворце, чтобы обычные посетители музея могли узнать о биеннале и сходить в здание Главного штаба напротив. Вторая часть «Манифесты» — паблик-арт-программа. Курирует этот проект Иоанна Варша из Польши. Ее художники будут делать проекты непосредственно в городском пространстве. Это будут и перформансы, и постоянные экспозиции на время работы биеннале. В-третьих, существует обширная образовательная программа — мы собираемся работать со школьниками, со студентами, со взрослыми. Параллельная программа биеннале не связана с нами напрямую, и проекты для нее будут отбираться специальным жюри. Всего в команде «Манифесты» в Петербурге около 30 человек — это и русские, и европейские сотрудники. Нас уже посетили около 28 художников, которые прислали свои проекты — они будут строиться тут, на месте. На 70–80 процентов мы работаем на городской бюджет, какую-то часть денег дают спонсоры, и еще есть деньги международных фондов.

Сепаке Ангиама, координатор образовательной программы

Мы организуем уникальную платформу на все лето — «Манифеста–Дача», где люди смогут, не уезжая из города, немного отвлечься и познакомиться с современным искусством.По воскресеньям и субботам у нас будут семейные программы и программы специально для детей, в которых, по моему опыту, с удовольствием принимают участие родители. Один из уникальных проектов этого года — маршрут, который мы организуем из Финляндии в Петербург. Надеюсь, мы сделаем какой-то круглый стол с участниками и сможем вовлечь их в обсуждение проблемы границ в современном мире. Еще мы планируем, например, запустить какую-то программу в общественном транспорте, например в автобусах.

Иоанна Варша, куратор публичной программы 


Фотография: Антон Акимов

Идея публичной программы возникла вокруг Витебского вокзала — первого вокзала в России, который связан с Европой и странами бывшего Советского Союза. Большинство художников, которые участвуют в программе, приехали из городов, в которые можно попасть с Витебского вокзала, — из Таллина, Вильнюса, Берлина, Варшавы, Бухареста и так далее. Это моя кураторская задумка — собрать художников из постсоветского пространства. Витебский вокзал не то место, где будут проходить все перформансы, это просто символ связи Востока и Запада. Особенно в сложившейся геополитической ситуации возникает потребность в этой связи, в том, чтобы коммуникация не прекращалась. Эта программа будет отвечать на многие вопросы, которые волнуют людей в связи с политическим кризисом. Например, грузинский художник Ладо Дарахвелидзе будет работать на одном из рынков в городе, и его темой будет самоорганизация работников рынков и ресторанов — по его собственным воспоминаниям о войне в Грузии. Художница из Нью-Йорка Миерле Ладерман Укелес работает там в системе транспортировки отходов — где собирают мусор. Она хочет встретиться с представителями этой отрасли здесь, в Петербурге, и обсудить возможность отправлять сюда художников в художественные резиденции на станции сбора отходов. У Рагнара Кьяртанссона будет проект непосредственно на Витебском вокзале, он будет там проигрывать 24 часа в сутки фразу «Sorrow conquers happiness» в зале с пианино. Еще у нас есть проект в бывшей коммуналке, который посвящен квартирному искусству как домашнему сопротивлению. Конечно, это публичный проект, но частное измерение мне кажется очень важным для понимания публичного. Куратор этого проекта — Олеся Туркина. Все художники, участвующие в публичной программе, будут так или иначе реагировать в своих работах на политические события, а одной из главных участников моего проекта будет украинская художница и активистка Алевтина Кахидзе. 


  • Макет залов Главного штаба,. в которых разместится основной проект биеннале «Манифеста»
    Фотография: Антон Акимов
    1/6

  • План основного проекта биеннале в Главном штабе
    Фотография: Антон Акимов
    2/6

  • Фотография: Антон Акимов
    3/6

  • Фотография: Антон Акимов
    4/6

  • Фотография: Антон Акимов
    5/6

  • Фотография: Антон Акимов
    6/6

Катя Гавинская, помощник главного координатора


Фотография: Антон Акимов

Без помощи Эрмитажа мы бы никогда не смогли ничего сделать, но с ними сложновато работать — это совсем другая логика, другой мир. Ничего плохого я не имею в виду, это просто специфика. Особенно иностранным сотрудникам не дается эта коммуникация, но постепенно все наладилось, надо просто было понять их логику общения, но какая она — это секрет. Надо придерживаться правил. Многие из музейщиков шутят, что есть «специальный эрмитажный язык», и я помню, что у нас был даже полушуточный воркшоп на тему того, как писать официальные письма эрмитажным языком в Эрмитаж. И одна из наших сотрудниц некоторое время проверяла все письма, чтобы не было ошибок. 

Я считаю, что наше самое большое преимущество в том, что мы работаем без лишних слов. Многие новые сотрудники, уходя домой в 9, когда большинство людей еще сидит на работе, спрашивают: «Ой, как-то неудобно, но можно мы пойдем?» — все заражаются этим настроением. Это супербанально звучит, но если мы поменяем что-то в умах 10, 100 человек, это все равно для нас очень важно.

Самое крутое и удивительное — мы боялись, что многие художники сейчас начнут идти в отказ, но они остаются. И мы ведь им почти ничего не платим.  

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с afisha.ru

7

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vozduh.afisha
          • скульптура
          • театр
          • фестиваль
          • pussy riot
          • инсталляция
          • искусство
          • студенты
          • музей
          • россия
          • языки
          • выставка
          • художники
          • берлин
          • гомосексуализм
          • грузия
          • европа
          • санкт-петербург
          • домен vozduh.afisha.ru
          • домен afisha.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции