html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью с Сигеру Баном

Любовь разных людей, от клиентов-застройщиков до студентов, японский архитектор заслужил двумя типами проектов. Первый – общественные здания и частные виллы в Японии, Европе и в Америке, модернистские и вызывающе прозрачные. Среди них, например, здание для Swatch Group в токийском Гинза или кондоминиумы в Челси. Второй – постройки из труб из прессованной бумаги. Среди них – дома для жертв стихийных бедствий, огромный “Павильон Япония” на “Экспо 2000” в Гановере, временный Кочевой музей на Гудзоне.

Photo Shigeru-Ban.jpg

Архитектор Сигеру Бан. Родился в 1957 году в Токио. Учился в Архитектурном институте Южной Калифорнии и Институте Купер-Юнион в Нью-Йорке. В 1985-м открыл свое бюро в Токио и построил более шестидесяти общественных и частных сооружений, в том числе Музей бумаги в Токио, Выставочный комплекс каналов и судоходства Культурного центра Бургони и “Обнаженный дом” в Кавагоэ. В 1995 году был назначен консультантом Верховного комиссара ООН по делам беженцев и разрабатывал проекты жилья для переселенцев и жертв стихийных бедствий. В 2014 году стал лауреатом Притцкеровской премии.

– Как вы совмещаете строительство для людей, оставшихся без крова, с проектированием дорогущих зданий, объектов спекуляции недвижимостью?

– Никакого противоречия здесь нет. Ко всем проектам я подхожу одинаково серь­­езно, и от денежных ограничений моя зада­ча не меняется. Да и не стоит называть мои постройки из картонных труб временными – я наконец добился разрешения использовать их в постоянных конструкциях.

Photo Hanegi1_06_RGB_HR.jpg

Кондоминиум в лесу Ханеги, пригороде Токио, Бан построил в 1997 году, не срубив ни одного дерева, и сам поселился в одной из квартир.

– Когда в ваших конструкциях впервые появилась бумага?

– В 1985 году меня пригласили курировать выставку Алваро Аалто. Для подпорки подиумов я вместо дерева использовал картон. На металлический стержень наматывались слои бумаги и спрессовывались – получалась труба, по прочности не уступающая многим строительным материалам.

Photo IMG_0343.jpg

Выставочный центр на верхнем этаже японской штаб-квартиры Swatch Group. Здание, построенное в 2007 году, называется в честь отца-основателя группы Николаса Г. Хайека.

Свое первое большое здание с использо­ванием бумаги – “Библиотеку для поэта” – Бан построил в 1991 году. Но экспериментами с бумагой дело не ограничилось. В конце 1980-х Бан стал получать свои первые за­ка­зы в Японии и продолжал экспериментировать – с пространством. В его жилых домах не было границ между внутренним и ­внешним. Терраса и двор становились частью жилого пространства, стены убирались, стеллажи и шкафы выполняли роль подпорок. Фасад офисного здания в Осаке он облицевал деревянными панелями – точно такими же, как внутри, а холл токийского Музея бумаги открыл всем ветрам.

Photo IMG_0092.jpg

Nicolas G. Hayek Center. Из-за дороговизны японской земли здание имеет всего 17 метров по фасаду и вместить туда бу­тики всех семи марок, входящих в Swatch Group, не представлялось возможным. Сигеру Бан отдал каждой марке свой этаж, а внизу расположил только лифты с логотипами. Этот проход он назвал Avenue du Temps — Улицей времени.

– Вы строите так, что в доме нет ни одного приватного угла. Вам приходится объяснять заказчикам, что такое модернизм, модный международный стиль?

– Своих заказчиков я никогда не уговари­ваю – они приходят ко мне, потому что знают, как я строю. Открытость – это отсутствие жесткой структуры, она дает возможность менять пространство. Посмотрите на “Павильон Барселона” Мис ван дер Роэ: у него прозрачность визуальная, а у меня – структурная: перегородки и стены двигаются и переставляются. У него – стена как занавес, а у меня – настоящий занавес.

Photo CW-01-30MB.jpg

“Дом за занавесом” в токийском районе Итабаши Сигеру Бан построил в 1995 году. Огромная терраса закрывается раздвижными стеклянными панелями и гигант­скими ­занавесками.

– А над какими типами проектов вам интереснее работать?

– Конечно же над теми, для которых потом приходится выбивать разрешение властей. Картон и пластиковые бутылки позволяют экспериментировать, и результаты мы используем в больших проектах. Крышу “Павильона Япония”, например, мы сделали из непромокаемой почтовой бумаги, для теп­лоизоляции многих домов в Японии использовали пенопластовые шарики. Мои здания из бумажных бревен хороши тем, что их легко разобрать и построить новые.

Photo Daycare1_08_RGB_HR.jpg

Детский центр ­больницы IMAI, 2001.

– А как же с вечной функцией архитектуры? Ведь пирамиды и греческие храмы ­строились с расчетом на века, а не для того, чтобы их можно было легко разобрать.

– Ничто не вечно. Железобетонный дом не вечен – его легко разрушить экскаватором, просто он оставляет после себя горы мусора, а бумага и бамбук – нет. Кроме того, архитектура должна быть безопасной: во время катастроф не природа губит людей, а тяжеловесные здания.

Photo IMG_9933.jpg

Четырнадцать этажей здания разделены на четыре яруса, которые объединяет огромный вертикальный сад — зеленая стена с собственной системой орошения.

Гуманитарное строительство Бан начал весной 1995-го, когда фотографии жертв конфликта в Руанде обошли весь мир, а защитники демократии предпочли их не заметить. После поездки в Руанду Бан обратился к комиссару ООН с идеей проекта жилья для миллиона беженцев. В результате по его проекту компания Vitra выпустила трубы из ­прессованной водостойкой бумаги, из которых собирались палаточные каркасы.

Photo PLH-I-Exterior-01.jpg

В 2001 году Бан построил двадцать таких домов из бумажных труб, бамбука и брезента для жертв землетрясения в индийском штате Гуджарат.

Мой, как мне казалось, логичный вопрос об экологичном “зеленом” дизайне вызывает у Бана резкое неприятие:

– Давайте оставим в стороне все разговоры о так называемом эффективном дизайне – никто толком не знает, что это такое. И мне не интересно тратить время на обсуждение коммерческих клише.

Photo pam2.jpg

Музей бумаги в пригороде Токио был построен в 2002 году.

Я тут же меняю тему, стараясь заодно выяснить, где же в недрах строгой функциональности спряталась эстетика:

– Как возникла идея церкви из бумажных труб в японском Коби?

– Ее овальный план я позаимствовал у римской церкви S. Carlo alle Quattro Fontane Борромини. Только не говорите мне про вдохновение, – спешит добавить Бан, – я просто воспользовался формой. Проект оказался очень успешным – изначально предполагалось, что храм простоит всего два года, а оказалось – одиннадцать.

Photo Atrium4_04_person_RGB_HR.jpg

Между галереей современного искусства и Музеем бумаги построен прозрачный атриум, через который проложены подвесные мосты.

– Какая еще традиционная архитектура вас интересует?

– Наверное, арабская, – после некоторого раздумья говорит Бан.

Photo Dusk.jpg

Здание Metal Shutter Houses в Челси, в Нью-Йорке. Названо так из-за перфорированных металлических жалюзи, которые жильцы могут опускать или поднимать по собственному желанию.

– А японская?

– Я ее никогда не изучал. Я учился в Калифорнии и Нью-Йорке. И родом я из Токио – совсем не традиционного города. Так что не стоит искать в моей архитектуре особенных национальных черт.

Photo IMG_9616.jpg

Фасад библиотеки Университета Сейкей в Токио, 2006.

– Можно ли назвать ваши последние работы – проект сателлита Центра Помпиду в Метце, библиотеку Университета Сейкей в Токио – футуристичными?

– Я не знаю, что вы имеете в виду под этим словом. Шарообразные комнаты-капсулы в библиотеке возникли из необходимости создать пространство, где будет абсолютно тихо. Крышу музея в Метце мы делаем на основе очень прочной структуры – ­китайской соломенной шляпы. Я наткнул­ся на ­такую шляпу в магазине, и меня потрясла ее архитектоника, ее необычайная ­устойчивость!

Photo IMG_9556.jpg

Библиотека Университета Сейкей. Бан спроектировал изолированные от внешнего шума комнаты-капсулы для занятий.

Любой разговор о культурных влияниях, художественном замысле он прерывает доводом – и конструкция, и форма подчиняются функции.

Photo IMG_9584.jpg

Атриум библиотеки опоясывают и пересекают воздушные ленты подвесных переходов и лестничных пролетов.

Один раз, правда, Сигеру Бан все-таки заговорил о красоте:

– В качестве фундамента для домов из бумажных бревен, которые мы строили после землетрясений, мы клали ящики от пива Kirin. Выбрали желтые, а не красные – желтые больше подходили к цвету бумаги.

Photo IMG_9569.jpg

Винтовые лестницы соединяют все пять уровней библиотеки.

Photo IMG_0313.jpg

Главный ресепшен Nicolas G. Hayek Center.

Photo NH-02-30MB.jpg

“Обнаженный дом”, 2000. Заказчик Бана, глава большой семьи, просил, чтобы “в доме было как можно меньше укромных уголков”. В результате получилось абсолютно открытое пространство с комнатами-контейнерами.

Беседовала Анна Пантуева

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с admagazine.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • admagazine
          • искусство
          • музей
          • япония
          • домен admagazine.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции