html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«В классике нас никто никогда не перетанцует»

Ежегодно в конце мая в Москве проходит международный балетный фестиваль Benois de la dance. Изначально задуманный как гала-концерт, собирающий лучшие мировые постановки и лучших представителей балетных школ, фестиваль со временем стал «балетным Оскаром». Наиболее талантливым танцорам, хореографам, композиторам и сценографам присуждаются премии. БГ встретился и поговорил с генеральным директором программы Региной Никифоровой о самом фестивале, балетном искусстве, щедром зрителе и Москве.
Регина Никифорова

Фото: Руслан Кривобок/РИА Новости

– Как создавался балетный фестиваль Benois de la dance?

– Первоначально это не был фестиваль. Когда в 1991 году Международной ассоциацией деятелей хореографии был учрежден международный балетный приз «Benois de la dance», эта программа включала в себя ежегодный заочный международный балетный конкурс, главным событием которого была церемония награждения лауреатов, сопровождающаяся гала-концертом всех номинантов и лауреатов года. Происходило это в течение одного вечера в году.

Потом в программе постепенно образовалась мощная группа лауреатов приза, активных профессионалов. Мы ощутили необходимость дальнейшего развития. Тогда появился второй вечер – гала-концерт лауреатов разных лет, который стал, если хотите, своеобразным смотром дальнейших профессиональных достижений этих талантливейших представителей балетных профессий. Так появился международный балетный фестиваль «Бенуа де ла данс». Ему уже более десяти лет, а программе «Бенуа» в целом больше двадцати. 27 и 28-го мая в Большом театре состоится очередной фестиваль «Бенуа де ла данс» и двадцать третье вручение приза «Бенуа». Все эти годы бессменным художественным руководителем программы и председателем жюри является Юрий Николаевич Григорович.

– Что режиссерам, артистам, театрам дает звание лауреата «балетного Оскара»?

– Звание лауреата или дипломанта приза не предполагает никакого денежного вознаграждения, если вы это имеете в виду. Награда представляет собой  двухфигурную бронзовую статуэтку, созданную потомком семейства Бенуа, известным европейским скульптором Игорем Устиновым, и преподнесенную им в дар программе. Звание лауреата «Бенуа де ла данс» – это высшее профессиональное признание, и в этом его значимость. На событие съезжается балетное сообщество со всех континентов. Выступить перед таким искушенным зрителем – большая ответственность. Поэтому участие в программе «Бенуа» высоко ценится в мире танца, повышает статус артиста. Оно может способствовать его продвижению по карьерной лестнице, его приглашению для участия в других компаниях.

– В чем преимущество Benois de la dance перед другими балетными фестивалями?

– Он коренным образом отличается от всех других молодежных конкурсов, где желающие сами заявляют о своем участии, готовят и исполняют перед лицом жюри обязательную программу, и жюри по баллам определяет победителей. В программе «Бенуа» участников конкурса – номинантов приза – определяет высокое ежегодно сменяемое жюри, состоящее из самых авторитетных и уважаемых представителей балетных профессий: знаменитых хореографов, руководителей крупнейших балетных трупп, известных педагогов, звезд балета, прошедших значительный путь в искусстве. Причем, обратите внимание, номинируются не сами артисты, а созданные ими за последний год произведения или роли. Просмотрев все номинированные работы, члены жюри в результате обсуждения за круглым столом и открытого голосования определяют лучших. Все происходит очень демократично. Всего в конкурсе шесть номинаций: лучшие прижизненные достижения в балете, лучшая балерина, лучший танцовщик, лучший хореограф, лучший композитор и лучший сценограф.

В этом сходство приза «Бенуа» с кинематографическим «Оскаром». Возможно, поэтому пресса с первого же года нарекла приз «балетным Оскаром». С течением времени приз ежегодно подтверждал свой высочайший художественный уровень и свое значение в мире танца, и это название прочно за ним закрепилось. Надо отдать должное ЮНЕСКО, которая с самого начала, в 1992 году, оценила «новаторский характер приза и ту роль катализатора, которую он может играть в деле развития хореографии во всем мире» – так писал Григоровичу председатель комиссии по культуре ЮНЕСКО, принимая приз под свой патронаж.

– А какая из номинаций наиболее важна для вас?

– Еще раз обращаю ваше внимание на то, что номинируются не персоны, а созданные ими за последний год работы. С самого начала существовали три главные номинации: лучшие работы хореографа, танцовщицы и танцовщика. Первыми лауреатами в 1992 году стали знаменитый хореограф и многолетний руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер, балерина Большого театра Надежда Грачева и аргентинский танцовщик, международная звезда Хулио Бокка. По прошествии нескольких лет была учреждена номинация «За жизнь в искусстве». Чести быть представленными в этой номинации могут удостаиваться самые маститые, много сделавшие для своей профессии творцы. Первым лауреатом в этой номинации стала выдающаяся балерина, создатель и многолетний руководитель кубинского балета Алисия Алонсо. Знаменитая русская балерина и гениальный педагог Марина Семенова также была лауреатом приза в этой номинации. Кроме этих главных номинаций, на соискание приза могут быть выдвинуты деятели профессий, принимающих участие в создании балетного спектакля: создатели лучшей балетной партитуры, лучшей сценографии, лучшего балетного либретто.

– Участвует ли государство в финансировании фестиваля?

– Государство совершенно определенным образом участвует в организации и проведении фестиваля: начиная с 2004 года, Министерство культуры ежегодно выделяет нам сумму на поддержание программы «Бенуа». К сожалению, ее не хватает на покрытие всех расходов по программе, но этот взнос является решающим, и мы за него благодарны. Большой театр все годы очень поддерживает нас, он наш самый главный партнер. Очень трудная часть нашей работы – поиски спонсоров. Для нашей программы это особенно важная задача, ведь оба главных события фестиваля являются благотворительными: средства от сбора передаются в виде материальной помощи нуждающимся ветеранам балета восьми танцевальных коллективов Москвы. Правда, нередко спонсоры, будучи удовлетворены сотрудничеством с «Бенуа», остаются с нами на годы. Но все же приходится очень сильно экономить, и год от года находить спонсоров все труднее.

– Как вы думаете, с чем это связано?

– Я думаю, это происходит прежде всего оттого, что государство это не поощряет. Наше законодательство, насколько я знаю, таково, что компаниям невыгодно быть спонсорами.

– Есть ли еще какие-нибудь трудности в подготовке фестиваля?

– Программа сама по себе  очень сложная. Очень трудно работать со звездами, которые всегда сильно заняты, творческий график которых расписан на несколько лет вперед. А у нас, по условиям конкурса, основная часть работы приходится на последние три месяца, после того как жюри определит номинантов по итогам минувшего года. Это огромная работа. Нас с Ниной Кудрявцевой-Лури, двух директоров программы, спасает то, что мы обе профессионалы балета. После выхода на творческую пенсию мы продолжили работу в Большом театре: Нина как руководитель репертуарно-творческого отдела, я в качестве балетмейстера-репетитора. Таким образом, мы знаем такой сложный организм, как балетный театр, что называется, изнутри. Это дает нам возможность разговаривать с участниками программы на одном языке.

– В чем, по вашему мнению, главное отличие современной хореографии от классической?

– Если говорить о современной хореографии, то она, как правило, отказывается от пуантов,  от пальцевой техники. Сейчас очень многие артисты предпочитают танцевать именно современную хореографию, потому что это легче, и меньше танцуют классику. Однако я думаю, что только исполнение классического репертуара на достойном уровне может позволить артисту получить мировое признание. 

– Понятно, что каждая эпоха несет что-то свое, а что модно в балете сегодня? Вам лично нравится то, что сейчас модно?

– Все очень подвижно и неоднозначно, смотря какой период времени рассматривать. Если посмотреть назад лет на 15–20, тогда можно было видеть преобладание бессюжетных, по большей части одноактных балетов, среди которых не часто встречались работы, способные захватить зрителя. В последнее время меня радует то, что больше появляется сочинений крупных, «полнометражных» форм. Авторы чаще  обращаются к литературным источникам, что само по себе уже требует от создателя хореографии ее более глубокого осмысления. Но справедливости ради следует сказать, что дар хореографа – это очень редкий подарок природы, и мы, к сожалению, не можем рассчитывать видеть новые шедевры часто.

– Вы много работаете за рубежом. Как русский балет выглядит в мировом контексте?

– Зрители всегда в совершенном восторге от того, как танцуют русские. За свою долгую жизнь в балете я множество раз выезжала на гастроли в составе балетной труппы Большого театра. Я никогда не видела неуспешных гастролей. Большой театр в гастрольном репертуаре практически всегда имеет спектакли мировой классики, а это все русская классика: «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,  «Щелкунчик», «Баядерка», «Дон-Кихот» и другие. Кто же лучше русских может ее танцевать? 

– Все говорят, что русские обожают балет. Это так?

– Если все говорят, вероятно, так и есть. Во всяком случае, русские имеют основание им гордиться. Я думаю, что и французы, и англичане, и итальянцы, и немцы тоже любят балет, он у них на очень высоком уровне. Но у русских есть генетическая предрасположенность к пластическому движению, я в этом уверена. Эта изначальная, природная способность к танцу плюс отличная русская школа классического танца – вот причина того, что в классике нас никто никогда не перетанцует.

– Как вы оцениваете сегодняшнего зрителя? Довольны ли вы нынешней публикой?

– Зритель разный. Наш зритель в целом очень благодарный, принимает спектакли очень тепло. Он, возможно, несколько консервативный, ему нравится то, что он знает и любит, он с трудом воспринимает что-то совсем другое. Может быть, он даже и не очень хочет этого. Я думаю, это свойство не только русского зрителя. Всегда у зрительного зала есть любимые образцы, которые он готов смотреть бесконечно. С другой стороны, есть и пытливый зритель, который хочет и готов видеть что-то новое. В этом смысле интернет очень способствует развитию вкуса.

– Есть ли разница между русским зрителем и иностранным? Какой зритель более отзывчивый? Какого труднее раскачать?

– Русский характер менее подвижный, более тяжеловесный, а на Западе, особенно в Америке, зритель очень податливый, более охотно идущий навстречу, он готов смеяться в ответ на любую шутку, которая у наших зрителей едва ли улыбку вызовет. Зато наш если полюбил, то это всерьез и надолго.

– Каким вы видите будущее русского балета?

– Вижу русский балет успешным, занимающим столь же высокие позиции в мире, как сегодня. Сейчас трудно найти в мире заметную балетную труппу, в которой не танцевали бы воспитанники русской балетной школы.

– Что бы вы поменяли в сегодняшнем балетном образовании, в понимании театра в целом?

– Балету приходится несколько расширять круг изучаемых дисциплин для обогащения арсенала средств выразительности. Для этого балет заимствует что-то у спорта, из художественной гимнастики. Некоторое время назад процесс шел в противоположном направлении – спорт заимствовал у балета.  Но мне кажется, что первое, о чем нужно думать, это не как и что поменять, а как сохранить. Русская балетная школа – это тот фундамент, на котором можно строить любые здания.

– Вы в детстве сами решили стать балериной?

– Конечно, был толчок со стороны. Во время Второй мировой войны, находясь с родителями в эвакуации, я, совсем маленькая девочка, упросила отвести меня в танцевальный кружок, куда ходил мой старший брат. Видимо, уже тогда что-то в детской душе к танцам тянулось. Руководительница кружка – балерина из Москвы – показала мне несколько движений. К ее удивлению, я быстро поняла, что нужно делать. Надо сказать, что эта способность к быстрому обучению помогала мне потом всю мою жизнь. Через два года мы вернулись из эвакуации в Москву, и руководительница кружка посоветовала родителям отвести меня в хореографическое училище. Меня  было больше не свернуть с этого пути. Хотя у меня находили и музыкальные способности, я не хотела слышать ни о чем, кроме балета. 

– В какой момент вы поняли, что балет – ваше призвание?

– Конечно, в детстве я не думала о призвании, я просто очень хотела стать балериной, мечтала о Большом театре, и, когда меня туда приняли, я была абсолютно счастлива. Я входила в подъезд, и в моей душе звучала песня. Я думала: люди вокруг видят, что я вхожу в Большой театр, я имею на это право, – и меня охватывала гордость. Надо сказать, что  до сих пор это ощущение не совсем исчезло, и когда я вхожу в Большой театр, что-то шевелится в душе. Так получилось, что балет стал главным делом всей моей жизни.

– Существуют ли какие-нибудь приметы у балетных артистов? Верите ли вы в них?

– Да, конечно, есть приметы, как и у людей других профессий, где многое часто зависит от случайности, например у хирургов. Скажем, если танцовщица сидит, вытянув ноги, нельзя  перешагивать через них, это плохая примета. Или, например, когда готовишься к выходу на сцену и портниха зашивает на тебе костюм, если портниха тебя случайно уколола, это хорошая примета – значит, будешь хорошо будешь танцевать.

– Сколько пар пуантов вы сносили за свою балетную карьеру?

– Возможно, кто-нибудь и считает, я никогда не считала. А может, было бы интересно посчитать.

– Помните свое самое трогательное выступление?

– Не знаю, какое было самое трогательное. Для меня как войти в здание Большого театра, так и выйти на сцену – это уже событие. Каждый выход волнует, заставляет настроиться, создает какое-то особое внутреннее состояние.

– Ваша коллега, балерина Наталья Макарова в одном из своих интервью сказала, что балет для нее – священная служба. А что балет для вас?

– Для меня балет, как я уже сказала, это дело всей моей жизни. Хотя в мире есть много того, что мне еще интересно. Если бы в сутках было не 24 часа, а больше, было бы время еще чем-то заняться. Меня всегда интересовала музыка, медицина, юриспруденция, искусствоведение. Я училась на искусствоведческом отделении истфака МГУ, поступив туда по окончании хореографического училища, одно время  работала  в театре и училась там на вечернем отделении. Но это оказалась слишком большая нагрузка, и мне пришлось все-таки бросить МГУ. И вот сейчас я работаю и директором фестиваля, и балетмейстером-репетитором в Большом. И если вы спросите, какая работа мне ближе, я отвечу, что это работа с артистами в зале и на сцене.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • москва
          • театр
          • балет
          • классика
          • интервью
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции