html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Жизнь без нефти

На «Золотой маске» показали оперу «Борис Годунов» в постановке Александра Тителя

Солист театра «Геликон-опера» Алексей Тихомиров в роли Бориса Годунова в сцене из спектакля «Борис Годунов»
Солист театра «Геликон-опера» Алексей Тихомиров в роли Бориса Годунова в сцене из спектакля «Борис Годунов»

В конкурсе фестиваля «Золотая маска» режиссер Александр Титель представил оперу «Борис Годунов» из репертуара Екатеринбургского театра оперы и балета.

При постановке «Бориса Годунова» московский режиссер Александр Титель обратился к первой авторской редакции оперы Модеста Мусоргского. В спектакле, который идет два часа двадцать минут без антракта, нет ни позднее досочиненного композитором польского акта с его политико-любовной мелодрамой, ни сцены под Кромами, когда народ приветствует Самозванца. Нет и популярной приглаженной оркестровки Римского-Корсакова, избавившего партитуру покойного приятеля от накатывающего плотной волной колючего пафоса.

Сумрачная и резкая оркестровка тогда считалась слишком странной, подлежащей тактичному искоренению особенностью Мусоргского-композитора.

Немецкий дирижер Михаэль Гюттлер, управлявший екатеринбургским оркестром, надо сказать, полностью справился с этой колючестью: оркестр передавал скорбную тревогу партитуры и звучал как зов судьбы.

Титель сосредоточился на проблеме субъекта во власти: как она разъедает личность и деформирует душу.

Отношения «забитый народ — тиран» тут меркнут перед желанием докопаться до понимания жизни в стране, где рабы все, а самодержец, слуга своего властолюбия, раб в первую очередь.

Прежде всего режиссер отказался от костюмного историзма: ставить «Бориса» как отвлеченную картинку из учебника, в кафтанах и сарафанах, — значит плюнуть на смысл оперы, задуманной Мусоргским куда как глубже. Приметы современности разбросаны и тут, и там, хотя Титель не доходит до того, чтобы Пимен работал на ноутбуке, а Варлаам читал указ о поимке Гришки с айфона, как это было в радикально осовремененном «Борисе Годунове» — фильме Владимира Мирзоева. Россия у Тителя не конкретно древняя, современная или будущая. И даже не страна вовсе, а некое место бытования архетипа, который воспроизводится снова и снова.

Режиссер назвал постановку оперой о кризисе, имея в виду его перманентность.

Титель, понятное дело, не первый, кто придумал уход от кафтанов и приход к пиджакам. Вроде бы нет ничего особенного и в решении сценографа Владимира Арефьева заключить действие вокруг громадной стены унылого дома, опоясанного черной лестницей (принципиально не похоже на двор Новодевичьего монастыря, как указано в либретто). Но у соавторов уральского «Бориса» известные сценические приемы словно обрели второе дыхание. Когда стена, словно избушка Бабы-яги, повернется к глубине сцены задом, а к зрителям передом, возникнет келья Пимена. Повернется еще раз — будут корчма на литовской границе, помещение Думы и царские хоромы.

Везде одинаково уныло, холодно и голо.

В прологе бригада рабочих чинит вечно прорывающуюся трубу, по очереди залезая в люк в полу. Рядом стоят ржавые пустые бочки из-под топлива: Титель, по его словам, думал об антиутопии, когда нефть в стране закончилась, со всеми вытекающими последствиями (так что слова Юродивого «скоро мрак придет и настанет тьма» можно понимать и буквально). Хор голодных на протяжении спектакля дважды просит хлеба у власти: сперва с околичностями («на кого ты нас оставил, кормилец»), потом напрямую, простирая руки сквозь оцепление. Голодные стоят смирно, как овцы. «Эй, вы, баранье стадо!» — кричит народу пристав. Охрана лениво гоняет серых обывателей, одетых так, как одеваются не от хорошей жизни. А речь чиновника, дьяка Щелкалова, звучит в громкоговорителе, к которому толпа прислушивается, задрав головы.

Все достаточно статично, но психологически и театрально убедительно: оцепенелая общественная жизнь и показана как вязкий кисель.

А безмолвствует народ (как, впрочем, и поет) вполне выразительно, например, перед приказом «сверху» идти в Кремль на коронацию, где славицы властелину будут послушно кричать по бумажке. Из мрачного Кремля выйдут люди в дорогих костюмах, среди которых, под тоскливо-любопытными глазами народа, медленно шествует Борис. Со словами «скорбит душа, какой-то страх невольный» царь одиноко спускается по лестнице. У выразительного Алексея Тихомирова Борис не инфернальный злодей, а даже интеллигентный (когда-то) человек, но ошалевший от сбывшихся надежд.

Скипетр и держава смотрятся в его руках, словно платье с чужого плеча.

Сцена в Чудовом монастыре решена почти традиционно: Пимен (Александр Морозов) поет про «последнее сказанье», истерический Гришка (Ильгам Валиев) в телогрейке строит планы прикинуться царевичем. Завистливое честолюбие заведет его в тупик, как и Бориса, но это будет позже, за пределами действия оперы. В сцене на литовской границе безразличная ко всему барменша в мини-юбке устало закурит сигаретку, мания всеобщей проверки документов и жажда служебной взятки достигнут апогея, а Варлаам (колоритный Олег Бударацкий) станет безногим инвалидом очередной локальной войны, распивающим мутный самогон и кричащим «Как во городе было во Казани!» со злым отчаянием.

Царские хоромы в Кремле. Рыдающей царевне Ксении вкалывают антидепрессант, а сын Бориса — маленькая копия отца в пиджаке — с удовольствием перечисляет, водя рукой по карте, обширные владения семьи. Юродивый-бомж (Олег Савка) выпевает «украли копеечку» с таким предельным отчаянием, что хочется немедленно куда-то бежать за справедливостью.

Годунов со свитой идет сквозь толпу, жмущуюся по стенам, и фраза «страшно далеки они от народа» становится наглядной.

Грановитая палата и царская Дума: клоны официоза сидят в кожаных креслах (казенный псевдоуют на фоне той же обшарпанной стены). Чтоб Дума была узнаваема, Титель ставит верноподданные славословия и депутатскую драку. Слуги народа, впрочем, служат с тоскливым недоумением (государь, кричащий что-то про дитя окровавленное и швыряющий в кровавый призрак пиджаком, верно, чудить изволит). Последняя сцена сделана Тителем великолепно. В бездушном каменном пространстве, как в вакууме, на фоне зияющих пустыми глазницами дверных проемов и окон, Борис, спотыкаясь и держась за сердце, снова, как в начале спектакля, спускается сверху, но теперь на дрожащих ногах. Спустившись, он заползает под лестницу, чтобы свернуться калачиком и закончить разладившуюся жизнь. Эта смерть — и реальная, и политическая, рядом с пустыми нефтяными бочками — неизбежна.

И не только от мальчиков кровавых в глазах.

Конечно, все страшно и горестно и Титель поставил удачный спектакль про Русь, к которой во все времена подойдет слово «многострадальная». Но в то же время… «Борис Годунов», если разобраться, рассказ о сказочных, мифических временах. Когда от слова «грех» не веяло условностью и существовало понятие «стыд». Когда злодеи могли раскаиваться, преступный царь (представьте!) знал, что преступен, и властелина (о чудо!) мучила совесть. Да это, честное слово, не антиутопия. Это, наоборот, утопия, можно сказать, почти золотой век. Юродивый в «Годунове», сетующий о последних временах, явно не знал своего счастья.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gazeta.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.gazeta.ru
          • театр
          • балет
          • домен gazeta.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции