html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Добрых дел мастер

Люди БГ. Художественный руководитель театра кукол «Огниво» Станислав Железкин —  про разговоры с куклами, родителей, которые забывают в театре детей, а также добро и чудеса.

Художественный руководитель театра «Огниво», народный артист России Станислав Железкин 

Как попадают в театр

Я был одиннадцатым ребенком в семье. Мы жили на маленьком хуторе, которого сейчас даже нет на карте. Жили очень бедно. Если сказать «очень бедно» — ничего не сказать. В 15 лет я окончил 8 классов и меня пристроили работать в сельском клубе в Волгограде.

Затем я поступил учиться в Волгоградское училище на руководителя театрального коллектива самодеятельности, выступал. На конкурсе чтецов директор Волгоградского театра кукол пригласил меня к себе поработать. Но я подумал, как это так, я и за ширмой? А вот мой педагог, бывшая профессиональная актриса, сказала: «Посмотри на себя в зеркало. Какой тебе ТЮЗ (тогда в Волгограде его только строили, и я мечтал попасть именно туда)? Ни внешности, ни красивого голоса. Иди в театр кукол!». С полмесяца не ходил на занятия – обиделся на неё страшно. И всё-таки решил полгода перекантоваться в этом театре кукол, тем более грандиозное строительство ТЮЗа, как обычно, задерживалось. 

В театре кукол у меня появился учитель – Любовь Люй-Чан. Режиссер театра подвел меня к ней со словами: «Люба, ты должна из него сделать не только артиста, но и человека». Люй-Чан называли «Паганини с куклой». Тем, как водила Петрушку, она покоряла всех. Покорила и Сергея Образцова — он пригласил её в свой театр, но она не поехала. Я же разговаривал, как с деревни: «Чавой, итити, придёть, удётьте». Послушав меня, она сказала: «Боже, так он ещё и француз! Он же и по-русски не разговаривает!». Голос у меня был сорванный от постоянных простуд (у нас в семье были одни валенки на несколько детей), далеко не свежий, не смотря на то, что мне было 15 лет. Мудрый режиссер дал мне роль старика в спектакле «Кот Васька и его друзья». Всё происходило за ширмой – тростевые куклы. Мы вышли на поклон к комиссии, принимавшей тогда спектакли. А комиссия потом говорит: «А кто играл старика?». В то, что его играл я, они не поверили. 

Творческие люди они тщеславные, и это хорошее качество как двигатель в познании профессии, после первого успеха я все время думал: как же вторую роль сделать? Вдруг меня не отметят? И вот сутками, действительно сутками мы сидели в театре, и Люй-Чан работала со мной. Всё, чего я в жизни достиг — только благодаря ей. Она считала меня своим сыном, приемным, и у неё никого не было, кроме меня. После она всегда следила за моим творчеством: работал я в Тюмени, в Краснодаре… Она приезжала ко мне. Как-то она сказала: «У меня было много учеников. Стасик не был самым талантливым, но из всех он – самый трудолюбивый». Вот так я попал в театр кукол 47 лет назад.

Сцена из спектакля «Вишневый сад»

Про энергетику актеров

В театр люди приходят за эмоциями. Если артист просто произносит текст, даже если очень правдиво, очень естественно — мне лично это не подходит. Я люблю, когда артисты на сцене тратятся. Заражают. Заставляют зрителя уйти от проблем, которые он накопил за недели, месяцы.

Я заметил интересную вещь. Когда актёры из театра кукол приходят в драму, они удивительно чувствуют фактуру сцены, художника, костюм. Взять бывшего кукольника или человека из семьи кукольников — Сергей Гармаш, Валерий Гаркалин – ведущие артисты драмы и кино за счёт энергетического поля. Потому что в театре кукол надо пробиться к зрителю через неживую фактуру. Для этого нужен эмоциональный заряд гораздо сильнее, чем для другого вида искусства.

Про детей

На выходе из театра часто можно услышать похожий диалог: «Маамаа, купим ещё билееет на «Вредного зайца»! – «Сынок, мы уже в пятый раз пришли на этого «Вредного»! – «Нет, мама, только на него!» – «Там же есть другие…» – «Нет, только на него!». Дети видят точного себя или друга своего в этих героях. И увлекаются действием, несмотря на то, что знают, чем спектакль кончится.

Дети за последние десятилетия стали более эрудированными, более продвинутыми в развитии. Однако у них возникают некоторые трудности с построением фраз, видимо, из-за культуры смс-общения.Но самое страшное, что дети не читают и не умеют слушать стихи: мы уже не ставим спектакли в стихотворной форме. Вкрапления – да. Но и то очень мало. Потому что выходишь с такой энергетикой на стихи, с таким запалом, чтобы ребёнок не отвлекся. И всё равно: третий куплет он уже… (цокает языком).

Сцена из спектакля «Ревизор»

Про разницу между детьми и взрослыми

Между детскими и взрослыми спектаклями разница в том, что если ребёнок, чуть только действие теряет темп, сразу начинает «свою свадьбу играть», то взрослый может просто делать вид интеллигентного и воспитанного человека и не шуметь. Актер будет в холостую играть, пробиваться к зрителю, а тот тихо сидеть… Но вообще больше энергетического запаса человеческого и актерского затрачиваешь, чтобы удержать зрительское внимание ребёнка. Ты идёшь на детский спектакль, как на бой: либо тебя ребёнок победит, либо ты его подчинишь своей воле.

Ещё дети не любят, когда с ними заигрывают. Есть театр кукол, а есть кукольный театр. Это разные вещи. В театре кукол идет диалог на равных со зрителем, без заискиваний и заигрываний. Ребенок чувствует, что ему не врут. Не врут! И почему драматические артисты, наши коллеги, не очень любят играть детские спектакли? Для них новогоднюю сказку играть – это наказание. Потому что нужно с такой отдачей играть, чтобы ребёнок свой театр не устроил в зрительном зале. «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только в два раза лучше». Это не мои слова, это — Станиславский.

Про европейского зрителя

Европейский зритель привык к эпатажности. Визуальный ряд для него – главное, сюжет второстепенен. Когда я преподавал в Париже, то никак не мог этого понять. «Вот вы – придумали прекрасно, а как подложить сюжет?» – говорил я им. «А это не важно!» — отвечают. Тем не менее, наши спектакли, даже если зрители не знают язык, покоряют европейцев энергетикой, актерским мастерством. Технически наш театр отстал навсегда, но мы побеждаем русской отдачей и эмоцией на сцене. Когда мы играли «Шахерезаду» в Мистельбахе (Австрия — БГ), зрители вцепились в кресла от нашей энергетики, они не понимали, что говорят, но они аплодировали после каждой сцены!

Я знаю, если не все, то почти все театры кукол в России. И сегодня новое поколение кукольников идёт по пути европеизации: визуализация и эпатажность. Я не против яркой формы. Но, чем ярче форма, тем содержание должно быть глубже. А у нас содержание остается на уровне текста, и эпатажность формы заслоняет его. Если не проникнешь в душу, в сердце ребёнка, всё напрасно. Он просто созерцал: пришёл и ушёл.

Этим театр отличается от театрального шоу. Задачи в шоу — задачи визуального ряда. Пришел домой, закончилось шоу, внутри ничего не осталось.

Сцена из спектакля «Три медведя»

Про спектакли-долгожители

Спектакль «Легенда о добром сердце» — наша визитная карточка, он идёт уже 16 лет. Петру Вуткэрэу (румынский режиссёр, ставил спектакли в театре «Огниво» — прим. БГ), посмотрев его, сказал: «Не верю! Я никогда не видел в драматическом театре такого накала страстей, как у вас в «Легенде о добром сердце». У нас был случай, когда мама, сидевшая на последнем ряду, после этого спектакля вышла из зала, потом вернулась и сказала: «Извините, я забыла своего ребёнка в зале». Критик Геннадий Дадамян, увидев наш «Вишневый сад», сказал: «Сколько я за свою жизнь пересмотрел, но никогда так на меня не воздействовала сцена просветленной смерти, ухода Фирса, чтобы у меня потекла слеза. Ни-ко-гда, сколько я театров не видел, а вот эта куколка меня довела до слёз».

В некоторых из спектаклей-долгожителей есть момент сиюмоментной импровизации. Зритель это чувствуют. Это заложено режиссером: один артист не знает наверняка, как себя вести с партнером, но при этом они держаться в общей канве сюжета. В спектакле «Мольер. Лекарь поневоле» я играю Сганареля, и я не знаю, на чем в следующий раз я подловлю партнёра, а партнёр меня.

Про борьбу с невежеством

Сегодня доброта — самый большой дефицит на планете. Разве мы могли представить когда-то – одна машина подрезает другую, водитель выходит и из травматического оружия за это стреляет во второго водителя. Это до какой степени жизнь человека не стала ничего стоить. Сейчас к духовности и нравственности идут через материальное благо. Я не против того, чтобы люди жили богато. Но, чтобы в мозгах это материальное не было главным. Когда в 18 лет любящий отец покупает ребёнку автомобиль – это неплохо. Но когда юноша через окно этого автомобиля мимо проходящей девушке говорит: «Ну что, поедешь?». Он через призму своего автомобиля знакомится с ней. Обидно и страшно, что мы сегодня сделали такую переоценку  ценностей. Кто виноват в этом? Мы, взрослые. Нельзя сегодня кривить душой и говорить: «У нас молодежь такая!». Что мы ей дали, какой пример? По социологическим опросам: раньше дети хотели стать актёрами – не важно, что нищенская зарплата, инженерами.  А сегодня: кем – чиновником. Потрясающе! Не специалистом – чиновником! Беда. Беда в нашем общем доме. И общий дом – это планета. Страшно то, что достанется нашим внукам. Достанутся квартиры, достанутся хоромы, достанутся замки. Но во имя чего это достанется? Во имя того, что вышел из этого замка и не знаешь: придёшь или нет? Убьют или нет? Человека мы потеряли. Для меня это страшно. Может быть, другие – скажут по-другому. Я всю жизнь занимался театром не назидательно, не воспитательно, но всю жизнь боролся с невежеством. И вот тут обидно – сорок семь лет отдано, а оно всё процветает. Мир не стал лучше.

Сцена из спектакля «Мольер & Лекарь поневоле»

Про терапию с помощью театра

Есть такой проект в Чувашском государственном театре кукол. Суть в том, что артисты разыгрывают сказки на дому для одного ребенка: едут в семьи, где дети ограничены не только физически, но и умственно. Я побывал на таких спектаклях – два человека, с маленькими куклами. Артисты, возвращаясь в театр после этих спектаклей, конечно, ревут… Но каким другим становится ребёнок. Когда второй раз приходишь – он ждал. Ты видишь, что он ничего не может, но вдруг – в глазах интерес! Мама, папа, которые годами добивались этого взгляда, и им не удавалось то, что сделала кукла!

Способ куклы – это способ игры. Не назидательность актера в живом плане, а персонаж. Некоторая отстраненность. И это образное общение со зрителем более доверительное и психология ребенка к нему восприимчивее. Когда ребенок видит персонаж в кукле, который оживает, ребёнок ему верит.

Про отношения с актерами и куклами

Конечно, я —Карабас. Особенно как руководитель. Но одновременно и Папа Карло. Карабасом выступаешь, если вдруг какая-то интрига. Чем меньше на сцене конфликта, а сцена – это конфликт взаимоотношений персонажей (конфликт закончился – занавес закрылся), тем больше вероятность того, что конфликт перейдет в сам коллектив. Потому что сущность артиста в его героях и образах – конфликтовать. И если они там этого не получают, они переносят это в жизнь.

Я разговариваю со своими куклами. И больше всего -- с Фирсом (герой спектакля «Вишневый сад»). Говорю о самых простых вещах: извини, что долго не подходил к тебе, был занят, с другими героями разговаривал… И всегда…Особенно к Фирсу. Самая нелюбимая моя система кукол, в связи с моим темпераментом и энергетикой, – марионетки. Марионетки не требуют суеты, а вот здесь я впервые полюбил марионетку – Фирса. И он мне платит этим.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • эмоции
          • австрия
          • художники
          • коты
          • зайцы
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции