html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Игорь Матвиенко — о 25-летии «Любэ», новой функции музыки, Олимпиаде и Родине


В эту субботу, 15 марта, концертом в «Олимпийском» отметит 25-летний юбилей группа «Любэ». По такому случаю «Волна» обстоятельно поговорила с Игорем Матвиенко — создателем группы, автором почти всех ее песен и вообще одним из главных российских поп-продюсеров за последние 25 лет.

  • — Последний раз большое интервью с вами выходило в «Афише» в конце 2011 года, в рамках номера об истории российской поп-музыки. Как по-вашему, какие заметные изменения произошли в местной поп-индустрии за эти два с лишним года?

— Я думаю, что мало что изменилось. Остался вот этот тренд, который развивается последние лет десять: музыка стала уходить в бэкграунд. Она перестала быть неким социально и культурно значимым событием для людей. Вот это самое, конечно, печальное из того, что я наблюдаю.

  • — Вы только молодых людей имеете в виду?

— Вообще всех. Музыка стала фоном. В прошлом веке для меня и для моих сверстников она была частью жизни. Не было интернетов, и для нас каждая пластинка что-то значила — ну, правда, мы были музыкантами, поэтому мы являлись заинтересованными лицами, скажем так. Но как люди относились к музыке! К сожалению, это все прошло. Но, может быть, уже и хватит, потому что если взять рок и поп, например, шестидесятых годов, то сколько времени прошло — пятьдесят лет! Пятьдесят лет примерно одного и того же с небольшими изменениями. Все это должно перейти в какое-то новое качество.

  • — Вы в этой связи для себя какое-то специальное будущее конструируете?

— Конечно. Вот мы сейчас с вами сидим в студийном комплексе, где мы сейчас уже освоили примерно метров пятьсот, а вообще здесь будет порядка двух тысяч квадратных метров студийной площади. Комплекс предназначен именно для записи музыки. Я буду заниматься этим делом, даже если это не будет приносить каких-то денег, это неважно. Будет, не будет — все равно. Вот эта студия — она даже в ноль не выходит, то есть это все убыточно.

Матвиенко и «Любэ» в начале карьеры

Матвиенко и «Любэ» в начале карьеры

  • — В российской поп-музыке есть некие глыбы — вы, Фадеев, Константин Меладзе. И за последние лет десять, если не больше, никаких продюсеров сходного масштаба не появилось. С чем это связано, как вы думаете?

— Я думаю, что здесь ровно те же причины, по которым и артистов особо большого масштаба не появилось. Вот давайте вспоминать, кто был. Ну Елка. Да и то — не совсем наша сцена.

  • — Иван Дорн.

— Тоже не наш! Из глыб — пусть это немножко и в другую сторону — еще Михайлов, Ваенга.

  • — Но это именно что исполнители в первую очередь. А композиторов, людей, ответственных за весь производственный цикл, нет.

— Еще раз говорю: просто это перестало быть интересным. Исчезли музыкальные каналы. Они ушли куда-то в кабель, но кабель этот… Я думаю, что интернет-аудитория больше, чем охват у кабельного телевидения. На больших федеральных каналах из музыки сейчас в основном перепевки ретропесен. Где, на какой базе будут появляться новые артисты, продюсеры? А если посмотреть чарты радиостанций — 95 процентов в первой сотне занимают иностранные позиции, иностранные исполнители и песни. Вот такая, в общем, совершенно нерадостная картина.

  • — Но ведь те же Елка и Дорн во многом обязаны своим успехом соцсетям и прямому интернет-маркетингу. Разве нет?

— В том числе. Но… Нет, все-таки их подхватили большие медиа. К сожалению, пока большого артиста может сделать только большое медиа. Я знаю замечательных интернет-исполнителей, у которых нет больших медиа, — и они все-таки остаются в рамках интернета.

  • — Это кто, например?

— Ну, во-первых, Корж.

  • — Корж в Минске стадионы собирает.

— Хорошо, но если сравнить его с Лепсом, например, то… Невозможно сравнивать ни по гонорарам, ни по залам. Он собирает, да — но он сам из Минска.


Одна из самых пронзительных песен Матвиенко «Конь», удачная стилизация под фольклор, которая и сама быстро стала народной

  • — В Москве в пятитысячниках солд-ауты.

— Сам был, лично, да. Тысячи три-четыре там было. Но это самый лучший пример, безусловно. Вот Бахти еще. Замечательно! Я считаю, что как мелодист и человек, который производит хиты, он вообще в первой пятерке должен находиться. Но он абсолютно в рамках узконаправленной аудитории, к сожалению, — пока еще. Просто мы так воспитаны: бренд сейчас все еще, к сожалению, должен доноситься со всех площадок. Интернет — это пока подспорье. Хотя возможно, что через какое-то время он уже будет как телевидение.

  • — Все те артисты, которых мы перечисляем сейчас, так или иначе имеют отношение к R’n’B и хип-хопу. Вы этой темой никогда особенно не интересовались — в отличие от тех же Фадеева и Меладзе, которые хотя бы себя пробовали в этом. Почему?

—Что касается рэп-культуры, то это все-таки изначально не наше. Рэп очень сильно завязан на ритме, на груве. Язык, мелодия, текст становятся частью инструментальной аранжировки. Русская культура — она совершенно другая. У нас нет таких коротких, ударных слов, как в английском языке. Наши люди не могут так ритмически грувить, скажем так, как американские и другие западные товарищи. Хотя при этом у нас есть замечательное какое-то свое ответвление, которое даже, наверное, нельзя назвать рэпом. Просто прямая читка в ритме — я не считаю, что это хип-хоп, это скорее мелодекламация. Когда слушаешь зарубежных рэперов — они такое вытворяют с языком! У них полиритмия прям происходит. Ни одного певца я не знаю у нас такого. Наверное, это просто невозможно как раз таки в силу специфики нашего языка. То же самое — с тяжелым роком, с металлом. Не хочется никого обижать, но — ну нет у нас этого жанра. Обиднее всего бывает, когда выходят на сцену наши, а потом появляются они — за это вообще просто становится стыдно. Понимаете? Когда слушаешь в записи, еще ничего, потому что, опять же, смысловая подача материала — она тоже другая совсем.

  • — Кстати, вот, скажем, Кипелов — он же, как и вы, выходец из системы ВИА. Как вам кажется, это наследие до сих пор оказывает влияние на русскую музыку?

— Я скорее приверженец стиля, который был до ВИА, в 60-х. Хотя я был совсем маленьким тогда и не мог знать той культуры.


Полезно помнить, что в 90-х Матвиенко был подлинным продюсером-новатором: вот, например, очень впечатляющий трип-хоп со второго альбома «Иванушек»


  • — Да, это часто у «Фабрики» слышно.

— Не только в «Фабрике» — и в «Любэ», да и это вообще везде проходит красной нитью. Я люблю фильмы шестидесятых годов, люблю всех итальянцев — Феллини там, Пазолини. То есть мне нравится эта черно-белая эстетика. Наши ВИА все-таки были проникнуты таким, как говорил телеведущий известный Сева Новгородцев: «Сейчас с комсомольским задором для вас споет группа Slade». Вот этим комсомольским задором все творчество ВИА немного проникнуто. Хотя есть там замечательные какие-то лирические вещи. И, безусловно, все мы выходцы оттуда.

  • — Вы же еще до ВИА «Здравствуй, песня» были дирижером. Вам не хотелось к этому вернуться?

— А я как раз периодически к дирижированию возвращаюсь в последнее время. А чтобы совсем стать дирижером, нужно сделать свой хор — а это сложно. У нас есть мысль сделать хор «Любэ». Но это материально и технически затратно. Но вот последние полгода я был музыкальным продюсером Олимпиады, открытия. И именно здесь, на нашей студии, мы писали замечательный смешанный хор Канторовича. Режиссер, Андрей Болтенко, поставил задачу: «Улетай на крыльях ветра», известное произведение Бородина, должно было быть исполнено разными хорами — русским, казаческим, восточным, северным. Сначала мы думали собрать их по стране — и привезти. А потом поняли, что технически это невозможно. И поэтому мы взяли один очень хороший хор — и они в разных вот стилях спели это произведение. Я получил такое удовольствие, когда мы это делали!

  • — Раз уж зашла речь про открытие Олимпиады — как-то странно, что туда не был включен ни один поп-номер.

— (Вздыхает.) Наверное, это правильно. Я думаю, что это решение Константина Львовича — оно верное. В такой фактуре, которая была представлена на открытии и закрытии, любой поп-номер смотрелся бы немножко чужеродным элементом.

Матвиенко и Николай Расторгуев в студии, наши дни

Матвиенко и Николай Расторгуев в студии, наши дни

  • — Потому что Мацуева и Нетребко проще представить миру?

— Они просто узнаваемы, безусловно. Правильно. И было построено на узнаваемости всего происходящего, на конкретных визуальных темах и визуально-исторических образах. Да и на музыкальных: например, у нас был номер «XX век», нужно было сделать попурри из песен с 1960 года по наше время. И мы выяснили, что таких узнаваемых песен три-четыре штуки, — представляете? То есть за пятьдесят лет в нашей стране было три-четыре песни — «Подмосковные вечера», «Танец с саблями» Хачатуряна (причем это еще и не песня), «Нас не догонят» «Тату» и… Хм...

  • — Там еще Хиль был.

— «Трололо». Вот. И то: Хиль там — это уже на волне постстеба, скажем так. Потому что когда он это пел тогда, этого никто не знал. А потом интернет-мем получился. Так что задача была очень сложной. То есть это, безусловно, должно было быть узнаваемым — иначе это было бы неинтересно людям. Ни смотреть, ни слушать. А посмотрело в итоге трансляцию — не помню, 3 миллиарда? К сожалению, нет у нас ни одного большого поп-артиста, которого можно вот так вывести.

  • — Если попытаться отвлечься от ответственности, от масштаба — вам в принципе понравился опыт такой деятельности? Хотелось бы повторить?

— Да, да, да. И, скорее всего, я это повторю. Хочется крупную форму. Чтобы не просто песню, а мюзикл или, скажем, балет. Хотя и тут непонятно, где коммерческий потенциал. Это все абсолютно для себя только можно делать — как студию вот эту. Ну, может быть, пора уже.

  • — Вы следите за тем, что ваши бывшие артисты делают после того, как они перестают работать с вами? То есть, например, прошлогодний альбом Паши Артемьева — как он вам?

— Стараюсь быть в курсе. Тем более если они проявляют еще какую-то там волю — звонят, приглашают меня. Паша меня вот приглашал на спектакль; я сходил, и мне очень понравилось. Но так вот прям чтоб следить… К сожалению, времени очень мало. Так что альбом комментировать я не возьмусь — но, с другой стороны, я все эти песни слышал у Паши уже. Он же их приносил, показывал — когда мы работали, он тогда уже начал писать собственные песни.


Вышеупомянутая «За тебя, Родина-мать», очередная патриотическая песня, каковые вообще свойственны репертуару «Любэ»

  • — Почему со времен песни «Ты неси меня, река» вы больше не записываете свой собственный вокал в треки?

— Я прям как знал, что вы этот вопрос зададите! Только что записал свой собственный вокал в песне «За тебя, Родина-мать». Она из нового альбома «Любэ», который так же называется — немножко китчево так, революционно. Песня готовилась к Олимпиаде, я этого не скрываю — и по тем же причинам, которые мы с вами обсудили, Константин Львович ее не взял. И, наверное, правильно. Когда три маскота выезжали в конце и Мишка плакал, должна была звучать эта песня. Сначала она понравилась Константину Львовичу, мы так замиксовали ее с Эдуардом Артемьевым. А потом что-то все-таки его… Говорит: «Нет. Будем делать Пахмутову». Ну мы и замиксовали Пахмутову с Артемьевым. А песня «За тебя, Родина-мать» уже есть на «Русском радио», и, в общем, она пошла. Совсем новая — неделя ей.

  • — Я почему этот вопрос еще задал: довольно большое количество людей считает, что «Ты неси меня, река» — вообще одна из лучших ваших песен. Причем именно в этой версии. Иногда не совсем понятно, зачем вам отдавать песни группе «Любэ», вместо того чтобы петь их самостоятельно.

— Дело в том, что я не делю себя и… Для меня группа «Любэ» — это и есть часть меня.

  • — Но у Расторгуева как минимум совсем другой тембр.

— Каждый должен своим делом заниматься, а я не певец. Поэтому я пою только в крайних случаях. В этой песне, кстати, я спел только потому, что ему очень низко было в начале. Там бас — а с утра у меня хороший бас (смеется). И в «Реке» такая же была история: я просто записал демо и отправил на Первый канал, потому что это была песня для сериала «Граница». У них там то ли со сроками что-то было, то ли… Я не помню. Короче, это демо и поставили прям в эфир. Вот так я и попал в историю.

  • — В следующем году исполнится 20 лет группе «Иванушки International»...

— Ужас!

  • — Вас вообще не пугает тот факт, что сидит вот перед вами бородатый дядя и может искренне сказать, что он вырос на альбоме «Конечно он»?

— Меня вообще пугает все, что происходит в последнее время. Когда мне говорят, что вот уже «Фабрике звезд» одиннадцатый год пошел, это страшно. Вообще, жить в мегаполисе страшно. Потому что то, что происходит здесь со временем, это прям… Нужно чаще уезжать. Научно доказано: когда человек путешествует, время растягивается. Потому что все это было… Ну, я совсем недавно заканчивал музыкальное училище — а сейчас мне пятьдесят четыре, мазафака. Даже не знаю, что к этому можно еще добавить.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с afisha.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • volna.afisha
          • кипелов
          • хип хоп
          • тату
          • телевидение
          • интервью
          • домен volna.afisha.ru
          • домен afisha.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции