html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

"Дубровский только поначалу очень чистенький"

Режиссер Александр Вартанов рассказал «Газете.Ru» о фильме «Дубровский»

Режиссер Александр Вартанов рассказал «Газете.Ru» о своем фильме «Дубровский», причинах актуальности пушкинской классики в современных обстоятельствах и о том, почему Данила Козловский стал олицетворением героя нынешней эпохи.

В прокате идет фильм «Дубровский» — один из самых удачных за последнее время опытов по переносу классического сюжета в современность. Фильм по повести Пушкина снял Александр Вартанов, несколько лет назад дебютировавший картиной «Собиратель пуль» по пьесе Юрия Клавдиева о подростке, попадающем в воспитательную колонию. В нынешней картине авторы сделали Троекурова и Дубровского-отца ветеранами Афганистана, Дубровского-сына (заглавную роль в картине сыграл Данила Козловский) — столичным юристом, а Машу отправили справлять свадьбу в Лондон. В интервью «Газете.Ru» Вартанов рассказал о даре предвидения, которым обладает русская литература и о том, как реально история «приморских партизан» нагнала съемочную группу уже во время съемок.

— Вас много хвалят за перенесение обстоятельств в современность и неожиданную актуальность — а вам было очевидно, что архетипические проблемы те же, что сработает?

— Когда Константин Чернозатонский написал этот сценарий, то аллюзий, которые всем сейчас стали очевидны — поселок «Речник», приморские партизаны — их еще не было. Ничего злободневного нарочно сделать или написать нельзя, история может только стать такой. Да, у нас жгут ОМОН — не потому что мы хотим проиллюстрировать ненависть русского человека к власти, а потому что так в первоисточнике — это элемент сюжета, без которого он дальше бы не смог развиваться.

— Многие усматривали параллель между бандой Дубровского и приморскими партизанами. Скажите честно, вы сознательно закладывали эту параллель?

— Специально не акцентировались на этом. Народный бунт — явление, свойственное российской истории; народ в нашей стране далеко не всегда в восторге от своих правителей. Эта тема волновала и Пушкина, волнует и нас сейчас, и тогда она была актуальна, и сейчас остается. На самом деле, реальная жизнь нас нагоняла, пока шли съемки — просто ощущение грозы витало в воздухе и в 2011 году, и в 2012-м. И то, о чем мы снимали, начинало сбываться. Например, у нас чиновники в определенный момент начали переписывать имущество на членов семьи — когда мы сделали эти сцены, эта тема еще не была на первых полосах газет. Но очень скоро появилась. Не хотелось бы, чтобы и дальше мы продолжали… так угадывать.

— Вам не страшно от того, какое количество вещей вы угадали?

— Я все это воспринимаю как данность — по-буддистски. Хотя, честно говоря, за последний год в широкий прокат вышли два фильма, которые говорят о нашей социальной реальности, которая есть «здесь и сейчас» — это «Горько» и «Дубровский». И есть некое ощущение гордости от того, что один них снял ты.

— У вас не было желания прислушаться и дописать сценарий теми историями, ходами, штрихами, которые подкидывала жизнь?

— Нет, мы упорно снимали свое кино, видя свою задачу в адекватном перенесении Пушкина в современность.

— Но сами-то вы закладывали в кино какое-то собственное послание? Какую-то позицию? Намеренно снимали «народное кино», в котором герой жестко оппонирует произволу местной власти?

— Тут все не так просто. Кино-то мы сняли довольно трагическое — никакого хэппи-энда (как и у Пушкина), кончается все плохо. Мы с продюсером Евгением Гиндилисом думали — с одной стороны это кино про «здесь и сейчас», а с другой — ну, а что мы собственно хотим сказать? Что надо ждать и терпеть? И мы поняли, что это кинопредупреждение — все может кончиться очень плохо, если власть не включит голову и не пойдет на внимательный диалог с людьми.

— Или люди не возьмут сами власть в свои руки.

— В нашем кино получается, что когда люди берут все в свои руки — как правило, все кончается очень плохо. Без какого бы то ни было диалога с людьми наверху, без участия власти вряд ли могут произойти долговременные серьезные изменения к лучшему. Иначе — хаос. Только это предупреждение не для народа, а для тех, кто берет на себя смелость распоряжаться его судьбами — смотрите, что будет, если вы не будете внимательны.

— Материал вам сопротивлялся? Многое ли приходилось в литературной части менять по ходу работы?

— Да нет, не сопротивлялся. Когда находишь ключ, какую-то характерную деталь, все дальше идет само, одно тянет за собой другое. Я вам отвечу словами Дмитрия Быкова: о каком прогрессе в России может идти речь, если до сих пор к нам применимы все афоризмы Салтыкова-Щедрина? Не изменилось же вообще ничего — ни коррупция, ни разобщенность верхов с низами — ничего. Читаешь Диккенса, видишь его насмешки над британской судебной системой 19 века — и видишь, насколько далеко эта система ушла вперед. Читаешь нашу классику — и хватаешься за голову.

— Как отмечала «Газета.Ru», актер Данила Козловский в последнее время стал лицом «героя нашего времени» — сыграл в «Духлессе», в «Легенде №17», а теперь в «Дубровском». Как вам кажется, в чем специфика его героя? Чем вы руководствовались, приглашая его на эту роль?

— Для меня Данила — стопроцентный герой времени. А точнее — поколения, имеющего доступ ко всем благам и информации, возможность выезда за границу и… не заставшего (или почти не заставшего) коммунизма. Выросшего в ощущении, что мир открыт, рационален и, в общем, разумно устроен. И вдруг выясняется, что все это разнообразие и рациональность устройства вы чувствуете, пока сидите в интернете. А стоит вам выйти на улицу, как обнаруживается, что все совсем не так.

Его Дубровский — он же очень чистенький поначалу. Когда начинается народный бунт, он же очень боится крови и хочет все делать по закону. Возникающие проблемы он пытается решать через дипломатию, через маленькие хитрости и шулерство, лавирование. И когда на него вылезает хтоническая, темная реальность — для него это полнейшая неожиданность.

— Какова могла быть позиция вашего героя в нынешней действительности — внешне- и внутриполитической?

— У меня нет ответа на данный вопрос — слишком «сейчас» все происходит. Мы живем в интересные времена — только надо помнить, что и десять, и двадцать лет назад они в нашей стране были не менее интересными, и бытование человека в предлагаемых эпохой и страной обстоятельствах было достойно самой глубокой рефлексии. Вся большая эпоха — начиная с 1970-х и до нынешнего времени — никакого существенного отражения в нашем кинематографе не нашла; сериал «Бригада» — единственное исключение, подтверждающее это правило. У нас вообще проблемы с чувством действительности, мы живем на какой-то планете абстракций и идей. То, насколько написанная Пушкиным история всего лишь перенесением в современность угодила в нерв и злобу дня, для меня — большое удивление. И большая ответственность, как бы пафосно это ни звучало.

— Известно, что изначально был написан и снят сериал, а потом было решение сделать из него полнометражный фильм...

— Изначально снимался сериал. Однако качество и актерских работ, и самого материала оказалось более высоким, чем в среднем требуется телеканалам, и было принято решение сделать киноверсию. Грех было этим не воспользоваться. Убеждение продюсеров в том, что киноверсия имеет право на существование, формировалась постепенно — сначала о фильме говорили как о возможном, вероятном. Ближе к концу уже была уверенность, что фильм делать надо.

— Сейчас, кажется, вообще все кинопроизводство (и деньги заодно) переместилось в область телекино — оно заведомо более рентабельно. Какая из версий для ваших продюсеров важнее — телевизионная или кинотеатральная?

— Это нельзя сравнивать. Кино предполагает более активное смотрение: надо собраться, собрать друзей, отправиться в кино — это одна аудитория. Сериал предполагает более пассивное смотрение — пришел с работы, включил телевизор — это другая аудитория.

— Но у сериала и фильма разные отношения и со зрителем, и со временем, экранным и реальным. Какая форма вам кажется более подходящей для вашей истории?

— В сериале другой синтаксис кинематографической фразы, нежели в кино, другой монтажный ритм. И другой ход действия — в сериале все развивается постепеннее, у героев появляются дополнительные мотивировки.

— Сериал же давно готов — почему он не выходит на экраны?

— Он должен выйти в эфир осенью нынешнего года. И здесь дело не в том, что «в наше нелегкое время» кто-то боится выпускать такой сериал на ТВ. Просто между кинопродюсерами и представителями телеканала существовали определенные договоренности о том, что сначала пройдет кино, а потом выйдет ТВ-версия.

— Нынешний фильм имеет преемственность с вашей дебютной картиной «Собиратель пуль»?

— Я бы сказал, что они довольно похожи по сути. Оба эти фильма — о противостоянии индивидуума окружающей действительности, окружающей средt, стране, природе. И все они заканчиваются трагично.

— «Собирателя» обвиняли в чернухе…

— Есть абсолютно легитимный, почтенный, древний, корневой жанр — трагедия. С каких пор между трагедийной историей и депрессивным кино стоит знак равеyства? В обоих фильмах, кстати, финал открытый.

— «Собиратель...» был демонстративно авторским кино. «Дубровский» — кино массовое. В какую сторону вы будете двигаться дальше — в сторону фестивалей или в сторону «большого проката»?

— Хочется быть канатоходцем, балансируя между одним и другим. Отвечу вам формулой Эйзенштейна: эксперимент, понятный миллионам. На этой грани хочется работать. Фильм «Дубровский» — это наша попытка поговорить о нынешнем моменте доступным языком.

Читайте также:
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gazeta.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.gazeta.ru
          • премьера
          • классика
          • литература
          • россия
          • картины
          • интервью
          • домен gazeta.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции