html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Дон Норман: «Умные вещи» — очень глупые

78-летний американский академик Дон Норман считает, что повальное увлечение «умными» предметами опасно



«Я спал, когда часы начали вибрировать у меня на руке. Бррр, бррр, бррр, бррр… бесконечно. Достаточно долго, чтобы я проснулся. Было 4.30 утра.

Я сонно взглянул на часы: «Батарея почти полностью разряжена. Выключение».

«Спасибо, что предупредили», – сказал я. Хотя и другими словами. Я снял часы и забросил их далеко в угол комнаты. Там они и лежат до сих пор, неделю спустя. Спасибо тебе, компания Sony, за твои умные часы.

Ведь если эти часы такие умные, почему они не сказали мне в 9 вечера, что у них разряжаются батарейки? Я мог бы их поставить на подзарядку на ночь. Если эти часы что-то и знают, так это как раз уровень заряда батарейки. У них даже есть специальный значок, который показывает этот уровень. Правда, его нет на главном дисплее. Вам надо нажать несколько кнопок, чтобы добраться до него.

Кроме того, часы знают не только, какой у них заряд батарейки, но и который сейчас час. Ночь сейчас или день. Если бы это был человек, я бы отправил его обратно на переобучение.

Я тестировал эти часы для одной компании, на которую работаю. Я много техники так тестирую. Но эти часы оказались явной неудачей. Умные часы? Они абсолютно глупые. Они могут подсказать, который час. У них есть секундомер и будильник. Правда, у будильника настолько странный интерфейс, что я смог поменять время звонка, только перезагрузив часы. (Перезагрузив часы? Да. Мы живем в удивительное время).

Когда я попробовал опцию выставления одновременно двух часовых поясов, часам не хватила ума показать оба времени сразу. Это разве умные часы? Они не смогли самостоятельно рассчитать время во втором часовом поясе. Им потребовалась помощь – подключение к мобильному телефону через Bluetooth, чтобы уточнить у телефона время во втором часовом поясе. Только после этого они стали показывать время в обоих поясах. Эта умная штучка не может даже элементарно вычитать и складывать.

Соединение с телефоном по Bluetooth вообще оказалось главным видом деятельности этих часов. Они постоянно соединялись и рассоединялись, потому что связь рвалась. Хотя все это время телефон был у меня в кармане, прямо рядом с часами.

В Sony подумали, что это очень важно – сообщать мне каждый раз, когда часы соединяются или теряют связь с телефоном. В итоге моя рука постоянно вибрировала. Очень резкая, однократная вибрация и для соединения, и для рассоединения.

Ну, во-первых, а зачем мне это знать? А во-вторых, если это действительно такое важное знание, не лучше ли было установить вибрацию на какое-то одно событие – либо для соединения, либо для разрыва связи, а не использовать один и тот же сигнал и для того, и для другого?

Sony Smartwatch. Фото: Sony

Глупая автоматизация

Такого рода глупости очень часто встречаются в современных «умных» системах автоматизации. Например, в коммерческой авиации. Мне приходилось изучать несколько случаев авиационных катастроф, когда плохая коммуникация между пилотом и автопилотом приводила к летальному исходу.

Что-то пошло не так во время полета, и умная автоматика берется исправить проблему. Пилоту не о чем беспокоится. Но дела идут все хуже и хуже, пока все способности автоматической системы управления не оказываются исчерпаны. «ОК, я сдаюсь», – говорит система и отправляет самолет в пике.

«Что-что?», – просыпаются пилоты, быстро пытаясь сообразить, что случилось и что надо делать. Как правило, у них получается, потому что, когда самолет находится высоко в небе, на высоте 9 – 12 км, у них есть достаточно времени исправить ошибку – несколько минут. А кроме того, пилоты авиакомпаний исключительно хорошо обучены.

Теперь автоматические системы управления стали появляться в автомобилях. Увы и ах, автопроизводители не хотят учить уроки автоматизации в авиации. Автоконструкторы уверены, что они решили все проблемы: теперь машины будут сами себя водить без всяких аварий. Люди будут только следить за движением, а если возникнет проблема, возьмут управление на себя. Даже более того, в некоторых регионах уже приняты законы, которые обязывают водителей следить за движением самоуправляемых автомобилей.

Rinspeed XchangE. Фото: Rinspeed

Какая же глупость! Полагать, что мы можем заставить людей следить за движением автоматизированного или полуавтоматизированного автомобиля, – это опасный миф. Как только машина начинает сама поддерживать выбранную скорость движения, соблюдать безопасную дистанцию (технология cruise control) и держаться нужной полосы движения (технология lane-keeping system), водители тут же находят, чем себя занять — ищут любимую музыку, беседуют с пассажиром на заднем сиденье, читают почту и сообщения в социальные сетях и так далее.

Это миф, что люди могут постоянно контролировать работу автоматизированного автомобиля, если в течение долгого времени в его движении ничего не меняется. То, что это миф, хорошо понимают военные и коммерческие авиаперевозчики, которые уже более 50 лет системно занимаются исследованиями психологических вопросов наблюдательности.

В самолете от пилотов не требуется постоянно следить за работой автопилота, но они специально натренированы так, чтобы в течение короткого времени – нескольких минут – отреагировать на возникшие проблемы. А в автомобиле у заурядного водителя будет лишь одна или две секунды, чтобы среагировать на внештатную ситуацию. Автопроизводители – а вместе с ними и законодатели – игнорируют этот факт.

Дон Норман: «В исследовательских лабораториях работают великолепные ученые, вот только те, кто отвечает за выпуск продукции, известны своим постоянным игнорированием мудрых советов. В итоге появляются очень умные девайсы, которые очень глупо сделаны»

Пришло время для проектировщиков и инженеров наступающего автоматизированного мира выучить те уроки, которые за многие годы накопились по теме «Интеграция человека и автоматических систем». Более того, в исследовательских лабораториях автоконцернов работают великолепные ученые, которые прекрасно знают все эти проблемы. Вот только те, кто отвечает за выпуск продукции, к сожалению, хорошо известны своим постоянным игнорированием мудрых советов исследовательских групп, существующих внутри их же компаний.

В итоге у нас появляются очень умные девайсы, которые очень глупо сделаны. И я боюсь, что последствия могут оказаться намного хуже, чем прерванный сон в 4 утра. Обратите внимание на это, господа инженеры и конструкторы. Обратите внимание, в противном случае вы просто угробите людей».

Автор – Дон Норман (Don Norman), со-основатель и консультант Nielsen Norman Group, автор многих книг, в том числе «Дизайн привычных вещей», «Дизайн будущих вещей», «Эмоциональный дизайн».

Читать оригинал публикации на английском языке

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ibusiness.ru

28
    +10 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ibusiness
          • часы
          • исследования
          • будильник
          • инженер
          • конструктор
          • домен ibusiness.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции