html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Побеждает зло

Эпикуэн

Фото: предоставлено фестивалем «Кинопроба»
Темы российского кино будущего

В Екатеринбурге уже десять лет подряд проходит «Кинопроба» — международный фестиваль-практикум киношкол. На десятом фестивале в декабре 2013 года было показано несколько сотен фильмов, включая 105 короткометражек. «РР» попытался понять, о чем будут снимать кино новые российские режиссеры

В подвальном кафе екатеринбургского Дома кино проходит питчинг — конкурс сценарных заявок. Молодые режиссеры и продюсеры рассказывают о своих будущих фильмах комиссии. Каждая презентация длится не больше десяти минут: за коротким рассказом участников следуют вопросы комиссии.

— Вы правда считаете, что то, что вы представили, может существовать в рамках короткого метра? И насколько вам важно участие Артура Смольянинова?

Луиза Галеева планирует снять фильм «Таджик» — о мигранте, который готовится поступить в вуз, но когда он уже едет подавать документы, его останавливает полиция. Луиза говорит, что фильм основан на реальных событиях. На главную роль хочет взять известного актера Смольянинова.

— Что касается Артура, мы здесь можем не пройти по бюджету, — отвечает Луиза комиссии. — Я понимаю ваши сомнения, но договоренность предварительная уже есть.

— А вот этот хеппи-энд — это политика художника и взгляд в будущее? Ведь вообще напрашивается другой финал.

— У нас два варианта финала…

Двумя этажами выше в том же кинотеатре с десяти утра до десяти вечера идет кино. Тут-то и происходит самое главное: жюри и зрители смотрят короткометражки студентов и дебютантов. За день отсматриваешь сотни историй, документальных и выдуманных, снятых в разных жанрах и стилистике.

Некоторые фильмы больше напоминают видеоарт — например, аргентинское кино «Эпикуэн» про затопленный город: полные движения кадры хроники перемежаются эстетскими планами разрушенного поселка сегодня. Или фильм Павла Зимилски «Рогалик» — про маленькую польскую деревню и скуку, царящую в ней: красивые кадры бедного быта, играющие дети, лица людей, которые смотрят телевизор, отъезжающая камера.

В совсем иной эстетике сделан фильм студентки ВГИКа Софии Гевейлер «Данный взамен». Такой хоть сейчас можно ставить в эфир российского телеканала: женщины в роддоме рассказывают, как так получилось, что они вынуждены отказаться от своих детей. Нищие, многодетные, бездомные роженицы с темными кругами под глазами. Финальная история — женщины, которая хочет усыновить ребенка: она рассказывает, как долго пыталась забеременеть, как это сложно, даже когда очень хочешь и есть доступ к современной медицине. А тут дети зачаты случайно и выношены в ужасных условиях, но при этом рождаются здоровыми. Значит, они должны были быть рождены и им нужна любовь.

Жюри в своих решениях руководствовалось не столько эстетическими критериями, сколько зрительской, эмоциональной реакцией. Фильм «Данный взамен» победил в номинации «Лучший учебный неигровой фильм».

Но еще более сильные чувства вызвал другой неигровой фильм (ему достался Гран-при фестиваля) — «Мама» Лидии Шейниной, студентки Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Лидия выбрала позицию терпеливого наблюдателя, подглядывающего за реальностью так, что герои перестают замечать камеру. Героинями фильма стали ее собственные бабушка-блокадница и мать, которая ухаживает за бабушкой. В роли мамы здесь и та и другая.

Вот бабушка говорит, что собирается выйти в новых сапогах на улицу: весна. Дочь отвечает, что та уже двадцать лет не выходит на улицу: в доме нет лифта. Пауза.

— И что слышно?

В другой момент бабушка не может вспомнить, сколько у нее внучек, и тут на глазах у матери выступают слезы. Фильм пропитан грустью об уходящей, ускользающей вместе с памятью жизни. Между тем в каждом диалоге много юмора и тепла.

— Сколько мне лет?

— Девяносто шесть.

— Еще раз скажи сколько?

— Девяносто шесть.

— Да нет. Не столько же мне лет! Тебе скучно со мной?

— Нет.

— Очень приятно. Кисонька моя родная. Жду, когда все кончится. Ничем не занимаюсь. Ничего не делаю, смотрю в окно. Это тоже не жизнь.

— В документальном кино в последние годы появилось очень много картин о старости, — комментирует президент фестиваля Лилия Немченко. — Это хорошо, потому что на фоне безумного общества потребления и такой тотальной «ржаки» размышления о том, чем все это заканчивается и как с достоинством это вынести, — новая, достойная уважения черта.

По словам Лилии Немченко, старость, хосписы, тяжелые болезни стали интересовать студентов-кинематографистов в последние три года. Причем в отечественных фильмах эти темы затрагиваются реже, чем в зарубежных.

— Не знаю почему, но социальное их меньше волнует, — говорит Лилия про студентов российских киношкол. — В западных фильмах очень честно говорится о нетолерантности, расизме, о том, что стыдно говорить. У наших чувствуется желание обойти, не ввязываться, как будто они не живут в мире, где гнобят таджиков, где режут киргизов. Хочется спросить: ребята, а где вы живете?

В фильме «Наследство» Маттиаса Сюдера (Гамбургская медиашкола) герой со своей беременной подругой заезжает к своему деду, разговаривает с ним холодно — вскоре мы понимаем почему: накануне деда разоблачили как фашистского преступника, он работал в концлагерях, и вот теперь вся семья отвернулась от него. Перед отправкой в тюрьму он вызывает к себе внука и дает ему слиток. «Откуда он?» — недоумевает внук. «А ты не понимаешь? — хитро спрашивает дед. — Чистое золото. Да брось ты, бери, дела давно минувших дней, а у тебя жена беременная, домик купите. Что, думаешь, я монстр? А я всего лишь думал о семье…»

Другой фильм представителя той же Гамбургской медиашколы — комедия «Третья ступень». Здесь здоровый на вид, но очень сердитый парень направлен в санаторий для людей с ограниченными возможностями, ментальными и физическими. Методика учреждения предполагает выполнение заданий и прохождение ступеней, помогающих человеку стать более приспособленным к жизни в обществе. Ясно, что герой все это игнорирует и остается подонком: не соблюдает правила, грубит психам и не помогает лежачим. До тех пор пока случайно не остается за главного. И тогда он сам становится «ловцом во ржи», потому что его подопечные то и дело норовят как-нибудь расшибить себе лоб.

Это у них. У нас по-другому. Дело не в том, что у молодых российских режиссеров нет интереса к социально-политической жизни. Дело в том, что нет самой этой жизни. Недостаток кинематографической реальности, отсутствие этой реальности в общем медийном пространстве заставляет авторов обращаться к вечным темам, понятным каждому: любовь и смерть. И между ними, как обычно, беспроигрышный «маленький человек».

Вот две официантки смешно соперничают за звание лучшей (дебютный фильм Дарьи и Екатерины Носик «Холивар»); вот старший брат — специалист по продажам — содержит и подавляет младшего, студента-математика («Братишка» Галы Сухановой); вот романтичный петербургский художник заводит роман с финской туристкой, а утром она выходит за хлебом и на обратном пути теряется в питерских дворах («Потерянный дом» Николая Котяша).

— Во-первых, это кино должно быть зрительское, оно должно быть интересное, — отвечает Николай Котяш на вопрос, какие темы его интересуют в кино как режиссера. Вернее, пытается избежать ответа. — Во-вторых, оно должно быть живое, что называется. В-третьих, там должно быть какое-то сообщение, подтекст, метафорой чего явля-ется это кино. В данном случае это тема судьбы: мы можем много чего планировать, но в любой момент может произойти что-то, что помешает нашим ожиданиям реализоваться.

«Маленький человек» у молодых режиссеров все чаще проигрывает большому и жестокому миру. Это происходит практически в каждом фильме: крушение надежд, провал миссии, ухудшение ситуации до абсурда, смерть ребенка — типичные финалы студенческого и дебютного кино.

— К сожалению, доминантой игрового и отчасти документального кино становится апокалиптическая тема, — говорит Лилия Немченко про конкурсные фильмы последних лет. — Зло часто приобретает тотальный характер. И это не только в российском кино, это вообще у всех. Побеждает зло.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rusrep.ru

7

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rusrep.ru
          • любовь
          • театр
          • фестиваль
          • вгик
          • монстры
          • россия
          • картины
          • документальное кино
          • домен rusrep.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции