html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

"Это не про православие, это про нас"

Прозаик Майя Кучерская рассказала «Газете.Ru» о своей книге «Плач по уехавшей учительнице рисования»

Майя Кучерская
Майя Кучерская

Прозаик Майя Кучерская рассказала «Газете.Ru» о своей книге «Плач по уехавшей учительнице рисования», пользе молчания в церкви и о том, как из рассказов рождаются или не рождаются повести и романы.

Вышел сборник рассказов литературного критика и писателя Майи Кучерской «Плач по уехавшей учительнице рисования». Он соединил в себе разные истории — новеллу о двух девочках в преддверии определения сексуальной ориентации, рассказ о строго регламентированных изменах благочестивой матушки своему мужу-священнику, автобиографические зарисовки о работе в пиццерии. В литературный материал Кучерская превращает отношения с церковью — приходскую и околоприходскую жизнь, личные религиозные переживания. Ее дебютный роман «Бог дождя» был посвящен любви студентки филфака к собственному духовнику. Самый известный сборник малой прозы «Современный патерик» представляет собой ироничное осмысление современного «ренессанса» православия, а роман «Тетя Мотя», победивший в читательском голосовании «Большой книги» в 2013 году — история о масках, за которыми скрывается женственность, и о таинствах брака. Майя Кучерская рассказала Газете.Ru о своей новой книге, о том, почему литературе лучше молчать о церкви, и о том, как воспроизвести мысли младенца.

— В «Плаче по уехавшей учительнице рисования» вновь появляются рассказы в духе вашего «Современного патерика». Как вы их воспринимаете – как пиар православия, холодное исследование темы или, может быть, как очерк нравов?

— Сборник открывается «Ностальгией», циклом микрорассказов, действительно похожих на «Патерик», только вот написанных до «Патерика». Диковатый диалог, анекдот, странный случай – это краеугольные камешки прозы. С них я начинала, в них любила играть. Компактность, лаконизм, голая глагольная проза без скобок, сносок и разъяснений – вечное очарование и вечный мой соблазн. Хочется писать кратко, но невозможно, потому что после Пушкина был Толстой и Достоевский, был «Серебряный голубь» Белого и «Египетская марка» Мандельштама. В остальном в «Плаче» рассказов в духе «Патерика» я не вижу. Изредка звучит православная тема, но иначе, чем в «Патерике». Совсем. Там и не пиар, и не холодное исследование, и даже не очерк нравов. Это книга не про православие, она про нас.

— 1990-е вы однажды назвали эпохой возрождения православной церкви. С тех пор произошло довольно много болезненных историй, связанных с этим институтом. Ваше восприятие церкви как-то изменилось?

— Изменилось восприятие себя в церкви. Я уже так не могу, как тогда. Жаль: кончилась поэзия, наступила проза. Болезненные истории – да, это очень печально, но послушайте, они никакого отношения к живой церкви, к христианству не имеют. Это страницы не истории церкви, а истории греха, человеческой слабости, властолюбия, страха, идиотизма. Несмотря на всю эту ерунду, сегодня есть немало искренних христиан, которые стараются жить по заповедям, творят дела милосердия и любят так, как Христос велел: и врагов, и ненавидящих, и ближних, любят, забыв себя. Есть такие, знаю их, восхищаюсь ими. Пока они живы, жива и земная церковь. Все остальное – пена дней.

— Кажется, сегодня насмешливый тон в разговоре о церкви стал традиционным. Как следует о ней говорить? Какие нужны литературные формы, язык?

— Есть время говорить и время молчать. По-моему, настало время о церкви молчать. Жизнь в церкви, жизнь с Богом и перед Ним – это интимный опыт, о чем тут говорить? Я имею в виду в литературе. Но гласность церкви, как и любому общественному институту, только на пользу. Эти разговоры, впрочем, уже из другой оперы, публицистической, журналистской.

— «Плач по уехавшей учительнице» – это монолит или случайное собрание отдельных рассказов? У книги есть единый замысел?

— Есть. Это подведение итогов за двадцать лет. Двадцать лет я сочиняю рассказы и рассказики, редко и мало, но вот и набралось на книжку – она вышла. Сознаю, что получилась странная семейка, словно бы все эти тексты от одной матери, но от разных отцов. Отец-абсурдист, отец-авангардист, отец-суровый реалист, отец без лица, сбежавший после первого же свидания, и дитя получилось воспитанным матерью-одиночкой. Под каждого героя и задачи подобрался свой стиль, язык – это обычное дело. Другой вопрос, что диапазон твоего голоса не бесконечен, и в первой октаве, октаве реалистической прозы лично мне петь проще и легче. Тем веселей иногда сбегать куда-нибудь в соль второй октавы или в ми малой и записать, например, транскрипцию дыхания и мыслей младенца.

Источник: Из личного архива
Источник: Из личного архива

— Вы сейчас говорите о рассказе «Вертоград многоцветный»?

— Да, о нем. Это была давняя моя мечта — попробовать записать словами или звуками то, что происходит в душе и сознании младенца. Мне все казалось, там в нем звучит музыка звуков и ощущений – и я попробовала. Первый шаг во вселенную младенческого бессознательного сделан.

— А может ли какой-то из рассказов, вошедших в сборник, перерасти в крупную форму, как уже случилось с вашей повестью, ставшей романом «Бог дождя»?

— Мне кажется, все эти разговоры про перерастания – отчасти лукавство. С тех пор, как текст написан и отправлен в редакцию, он становится завершенным высказыванием. Можно что-то править, упорядочить времена года, убрать путаницу с именами, но это мелочи. Пусть слово ваше будет: да — да; нет — нет; а что сверх этого, то от лукавого. Люблю эту формулу зрелости поступков и слова. Взрослый человек не мечется: хочешь написать роман на такой же сюжет, как в рассказе, пиши. Но это будет уже совершенно другой автономный текст, а не переросший из кого-то и чего-то.

— Насколько тесно автобиографическое пространство в ваших рассказах пересекается с вымыслом? «Pizza Hut», например, автобиографический рассказ?

— «Pizza Hut» – это, конечно, про меня и мою работу в одной калифорнийской «Пицце Хат». Так это удивительно, было военное поколение, воспитанное Второй мировой войной, было послевоенное, воспитанное голодом и аскезой, были дети эпохи застоя. А кто мы? Мы из тех, кто в начале 90-х, совсем еще юными, жадно отправились в дальние странствия, такими сладкими они нам казались после запертых-то границ. Я училась в аспирантуре большого государственного университета в Лос-Анджелесе, и хотя провела там чуть меньше трех лет, это было «осевое» время. Но как ни странно, описать опыт, там пережитый, я до сих пор толком не могу. «Pizza Hut» – почеркушка, маленький репортажик, а сочинить рассказ или повесть про «мою Америку» — нет, не могу.

— Почему нет?

— Потому что это отчасти и была моя война. Наш старенький родственник, дедушка моего мужа, начал вспоминать о том, как воевал, только после 80-ти. И то в основном байки рассказывал. Нет, конечно, ни я, ни меня в Лос-Анджелесе не убивали, наоборот, все были ко мне очень расположены. Я до сих пор помню каждого, кто мне помог, и каждому лично благодарна, особенно нескольким моим университетским профессорам. Но ведь это вчерашняя советская девочка прилетела на другую планету. Было трудно, особенно в первый год.

— Майя Кучерская как персонаж и как автор – это разные люди?

— Так же, как и реальный Александр Сергеевич Пушкин и тот «я», который рассказывает в «Онегине», как приятельствовал с Евгением и как в садах Лицея безмятежно расцветал, – разные люди. Литература – это царство условности со своими законами гравитации, механики, составом атмосферы. Любой реальный человек, который переступил порог этого царства, превращается в литературного персонажа, в фантом. Жилы его заполняются голубой чернильной кровью.

— Рассказ из «Современного патерика» о православном ежике стал символом сборника. В «Плаче» есть такой рассказ?

— Так получилось не по моей воле, а благодаря одной нелепости: «Патерик» был прочитан широким читателем благодаря истории про ежика. Понятно, читателям, особенно неискушенным, нужно помочь сориентироваться. Давайте им поможем, скажем: «православный ежик», «брутальный детектив», «ироническое фэнтези». Но нужно отдавать себе отчет, на кого мы работаем, – на тех, кому страшно лень разбираться?

— Что дают литературе гендерные ярлыки? «Тетю Мотю», например, нередко называют женской прозой.

— То же, что дают любые другие ярлыки — возможность успокоиться и не думать, что это за зверь перед нами, что за сочинение. Можно просто приклеить ярлычок и выдохнуть. Происходит такое «антинаречение имен». Адам, давая в раю зверям и растениям имена, выражал в слове их суть, указывал на их тайну: вот «жираф», а вот «слон», а вот «ромашка». Это было самое главное про этот цветок и этого зверя. Это была формула его существа. Чтобы извлечь из объекта его смысл, сердцевину и назвать ее, нужны усилия, труд души, вдохновение. Это ведь процесс творческий. Ярлыки, навешанные на объекты искусства, – это отказ смотреть в глаза.

Читайте также:
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gazeta.ru

7

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.gazeta.ru
          • стивен кинг
          • классика
          • литература
          • церковь
          • искусство
          • христианство
          • измена
          • джоан роулинг
          • домен gazeta.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции