html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Анатолий Васильев: «Театр поступает так, как поступает с ним жизнь»

Основатель театра «Школа драматического искусства» — о том, почему он не хочет служить примером

Анатолий Васильев: «Театр поступает так, как поступает с ним жизнь»

Фото: sdart.ru

На Новой сцене Александринского театра режиссер-легенда Анатолий Васильев представил заново смонтированную киноверсию спектакля 1985 года «Серсо». О причинах возвращения в прошлое Анатолия Васильева расспросил корреспондент «Известий».

— Зачем вам новая экранная версия «Серсо»? 

— Экранная версия «Серсо» позволит понять, какой путь прошли мы когда-то. Какие у нас были идеалы. Что мы любили. Как мучились и истерили. Как жили и разочаровывались. Как спивались и умирали. Почему вообще эта игра серсо имеет столь важное значение для понимания того времени. Этот вечный круг, бег по жизни, этот постоянный флирт с жизнью.

Это наше несчастье, что театральную историю в России затаптывают. Я не хотел бы, чтобы моя жизнь была затоптана, чтобы меня списали в небытие. И пока я жив, хочется вернуть в театральную реальность то, что я когда-то сделал; то, что в свое время зрители или критики, возможно, не успели должным образом поставить в контекст театра. 

Это спектакль, ставший фильмом. Инструментарий другой, но смысл, который этим инструментарием передается, тот же. Хотя, конечно, киномонтаж — выражение авторства, и сядь я монтировать «Серсо» на несколько лет раньше, результат был бы совсем иным. 

— Изначально вы с драматургом Виктором Славкиным собирались снимать по этой пьесе кино.

— Вообще сначала это была совсем другая пьеса, и называлась она «Мне сорок лет, но я молодо выгляжу». К тому моменту я уже поставил в Театре имени Станиславского «Взрослую дочь молодого человека» Славкина, и его новый текст также совпал с моим ощущением времени и театра.

Не хотелось репетировать что-то драматичное, тяжелое, привычно-конфликтное. Новая пьеса была неровной, но легкой, воздушной, особенно во втором акте, ее природа как нельзя лучше ложилась на язык кино. Когда выяснилось, что мы все-таки будем ставить спектакль, над текстом пришлось работать, в еще большей степени проявляя его особые свойства. 

— То есть в тексте, который можно прочитать сегодня, есть и ваше авторство? 

— Пьеса в нынешнем варианте — результат совместного творческого процесса, лидером которого был, несомненно, литератор, драматург. Мы очень дружили и понимали друг друга с полуслова. Я побуждал Виктора полностью уйти в этой пьесе от какой-либо твердости, закрепленности, сделав ее как бы подвижной плазмой. Работа с актерами велась в этом же направлении: размывая всякую фиксированность, мы стремились к подвижности, текучести. 

— Известно, что спектакль ставился долго и мучительно, некоторые актеры, в числе которых Маргарита Терехова, ушли до премьеры.

— Этот спектакль стал для меня этапным. А всё новое дается тяжело. Одну из женских ролей начала репетировать Людмила Полякова, но она ушла. Полякова пыталась новые задачи решить старыми способами, а я постоянно одергивал ее: «Мила, нет! Как хочешь, но делай это по-другому!». Она не выдержала. Пришедшая вместо нее Терехова существовала в более быстрых ритмах, что понятно, ведь она была очень востребована кино. Она требовала скорее результата. И в этом плане Терехова мне самому очень помогла быстрее достичь некоторых целей. Но потом не выдержала и она, во время репетиций третьего акта, а Полякова вернулась по просьбе актеров.

— Почему актерам было так сложно?

— В «Серсо» я разрабатывал совершенно новую актерскую технику, далеко уводящую от советских традиций русской школы. Потом эти разработки легли в основу моей теории игровых структур. Я стремился решать новые задачи через актера. Каждое время требует своего инструментария. 

— А актер какого типа вам требовался в то время?

— Актер-философ. Как Филозов. Актер игры. Но этапным «Серсо» стало для меня в плане не только актерской техники, но и работы с текстом, с пространством, со сценическим временем.

— А как вы по-новому работали с пространством?

— Мне очень помогла Малая сцена Театра на Таганке. Когда я в начале 1980-х в очередной раз оказался на улице, изгнанный из Театра имени Станиславского, меня приютил величайший человек и художник Юрий Любимов, отдав в распоряжение Малую сцену. Там я заново поставил «Первый вариант «Вассы Железновой». Новые пространственные условия — актеры играли в партере — сделали спектакль более мощным, чем в Театре имени Станиславского. 

К тому времени я давно хотел отказаться от сцены-коробки, от итальянской модели сценического пространства, утвердившейся в жанре оперы. И новая «Васса» подтвердила, что когда зрители не отделены от артистов линией рампы, их взаимодействие друг с другом более мощное, непосредственное. Я ставил «Серсо», уже учитывая это. 

— А во время легендарных гастролей в Ленинграде, когда «Серсо» играли в летнем театре Измайловского сада, новые условия оказали воздействие на спектакль?

— Зрители сидели с разных сторон от деревянного дома, как и на таганковской Малой сцене, но только в великом корпусе деревянного театра — и смотрели на актеров сверху. Взгляд с высшей точки на этот запущенный «измайловский» театр, земля, стропила, воздух: все это создавало космический эффект, который был сильнее, чем в Театре на Таганке.

В этой естественной декорации мы играли несколько дней. Успех был ошеломительный, ограду Измайловского сада зрители преодолевали, как у Эйзенштейна в «Октябре». Я благодарен Петербургу, потому что этот город стал для меня окном в Европу. 

— Театральная история Петербурга тесно переплетена с вашими учениками: Климом, Жолдаком, Галибиным. Можете ли кого-то из них назвать преемником?

—  Продолжает ли ученик учителя — дело не учителя. Если я заразил их художественной болезнью, воспитал в них охотника за сокровищами искусства, значит, я сделал свою работу. У Иакова было 12 сыновей — все разные. И это хорошо. Пусть будут такими, как есть. Но за их судьбой я не наблюдаю. Может, это покажется циничным, но так проще.

Думаю, что ученик должен сам взрослеть, развиваться и наблюдать за учителем: не умер ли он еще? И не давать ему умирать. Я совсем не хочу помогать взрослым мужикам хоть в чем-то. Мне кажется, помощь должна исходить сегодня уже от них. Но если я вижу, что кто-то из учеников стоит на краю обрыва, предупреждаю: «Старик, посмотри, что происходит». Они меня никогда не слушают. И я всегда наблюдаю эффектное падение.

— С кем из них вы общаетесь?

— Со всеми. С теми, кто хочет общаться со мной.

— Как вы относитесь к тому, что происходит с российским театром сегодня?

Я не из числа тех, кто отвергает современный театр. Я могу рассуждать о нем, анализировать, но я отказываюсь его отторгать и критиковать. Я вижу, что у него есть свой путь, обусловленный закономерностями. Театр поступает так, как поступает с ним жизнь, и к его процессам надо относиться с большей открытостью. 

— Какие спектакли вы, к примеру, приняли?

— «Карамазовых» Константина Богомолова я принял от начала до конца. Притом что сам работал над Достоевским много лет и по-другому. Путь эстетических тюрем, подзатыльников и поджопников непродуктивен. Если позволить нынешнему поколению быть художественно свободным, оно, возможно, спросит: а каким был русский или советский театр в прежние годы? И обратится к традиции. 

Я ни в коем случае не хочу быть ни для кого примером. Равняться на меня — значит сделать свою жизнь ужасной. Но прислушаться можно. Я хочу только поделиться опытом, творческим и человеческим. 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с izvestia.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • izvestia.ru
          • театр
          • искусство
          • россия
          • художники
          • достоевский
          • интервью
          • домен izvestia.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции