html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Александр Васильев — о новом альбоме «Сплина», 38-м годе, юморе, рэпе и грибах


Одна из самых популярных русских рок-групп «Сплин» выпустила альбом «Резонанс. Часть 1», первую половину своего предполагаемого опуса магнум. «Волна» встретилась с лидером ансамбля Александром Васильевым и попыталась в разговоре с ним разрешить накопившиеся противоречия.

  • — «Сплин» исторически считается мрачной группой, при этом последние ваши альбомы, по сути, довольно оптимистические. Ну то есть, если я правильно понял, это песни про то, как вырваться из обыденной реальности куда-то во внутреннюю гармонию.

— Если у вас такое ощущение, это очень хорошо. Ибо это главная задача искусства — любого — отвлечь человека от реальности с тем, чтобы он ненадолго отдохнул. Отдых состоит в смене деятельности ума. То есть мы в течение дня загружены какими-то реальными бытовыми проблемами и вдруг сталкиваемся с искусством — с картиной, с песней, с фильмом по телику. И раз! — выключаемся из реальности. А возвращаемся в нее с новым взглядом на жизнь, более легким и позитивным.

  • — Еще в «Резонансе» очень много романтики, как мне показалось.

— Видимо, мы находимся на стадии романтизма. В музыке же были разные стадии — барокко, классицизм, романтизм, авангард и так далее. Вот мне нравится балансировать на стыке авангарда и романтизма. Что конкретно имеется в виду? Вот вы поете о любви, но у вас при этом не размер в четыре четверти и не классическая гармония, а ломаные и ритм, и мелодии. Этот прием появился в начале XX века — с появлением таких ребят, как Стравинский и иже с ним, в мире башню снесло очень многим.

  • — То есть вы академической музыкой интересуетесь?

— Академическая мне скучна. А вот авангардная — жутко интересна. Тот же Шенберг. Намба ван был одно время! Причем у него разные вещи есть — и оратории, и оркестровые сочинения, — но мне больше всего нравились его фортепианные сочинения. Просто отпад. Но вообще самый любимый — это Сати, конечно. Он как раз последний романтик и одновременно первый авангардист. Все-таки Шенберга я слушал 10 лет назад, и он как-то с тех пор исчез из жизни, а Сати — остался. Насколько я помню, у него довольно горькая судьба: он был тапером в ресторане, выпивал постоян­но и из-за этого рано умер. Но повлиял на всех — и на Дебюсси, и на Равеля.

  • — А в чем авангардная составляющая в группе «Сплин»?

— Если вы заметили, практически в каждой вещи играет струнный квартет. А в двух-трех — еще и духовая секция. Мне интересны песни-симфонии, которые в течение трех минут успевают пройти три-четыре части развития. На самом деле, всегда были интересны — уже на первой пластинке наши есть песни и с рваным ритмом, и с неочевидной мелодикой. Просто когда тебе двадцать с небольшим, это только нащупываешь и жутко всего боишься. А сейчас уже можно только этим и оперировать.


«Пусть играет музыка», одна из лучших песен с нового альбома «Сплина», в которой можно углядеть вышеупомянутый симфонический подход

  • — Этот альбом даже более петербургский, чем у вас обычно. Для вас важен этот гений ­места?

— Ну конечно, в нас есть этот хулиганский подход. Который сейчас есть у «Ленинграда», например, а до того был и у Гребенщикова, и у Цоя, и у группы «Ноль». А до этого — у Хармса. А до этого — у Пушкина. Мы европейский город, не имеющий никакого отношения к России, у нас свой язык, своя культура. Ну а как? Если русский царь зашел на шведскую землю, всех подвинул, сказал: «Здесь будет город» — и пригласил его строить иностранцев. Естественно, тут свои традиции. Этот черный английский юмор…

  • — Если честно, я особенно юмора в ваших песнях не слышу.

— А вы любите «Монти Пайтон»?

  • — Люблю, но как-то не вижу связи с группой «Сплин».

— То есть в песне «Ай лов ю», по-вашему, нет юмора никакого? Может, у вас просто с чувством юмора плоховато? Нет, ну если песня «Гандбол» не смешная, то нам пора заканчивать интервью вообще.

  • — «Гандбол» — смешная песня, но я не думал, что она подразумевалась как смешная.

— Давайте я покажу мультики свои, чтобы ­понятно было. Я пока успел, правда, всего десять секунд сделать. (Достает ноутбук и показывается короткий анимированный ролик: кулисы открывают­ся, видно поле, заставленное унитазами, слышен ­голос конферансье, объявляющий вручение премии «Свинья года».)

  • — Ну тут видна связь с «Монти Пайтоном», конечно.

— Это я просто для себя делаю. Конкурс «Свинья года». В финал вышли свиньи из США, Канады, Франции, Германии, Японии, России. Все с национальными флагами. Они будут соревноваться в купальниках, играть Шопена.

  • — Вы чувствуете себя частью некоего поколения музыкального? Вот вы, Земфира, Лагутенко, Шнуров примерно в один момент появились. И получается так, что сейчас и старшим, и младшим интересна окружающая реальность — Гребенщиков пишет песню «Губернатор», Шевчук и Кинчев как-то волнуются, среди молодых вообще масса разных стратегий, — а вы все от нее как будто от нее самоустраняетесь.

— Я понял вопрос. Ну Боря Гребенщиков пишет девять песен в вечность, а в десятой … окружающих политиков. Просто для веселухи, чтоб семья, друзья и все умные люди поржали. У него до того была «Древнерусская тоска», «500»… Все остальное — в вечность, а на десятой песне он разгружается. Я разгружаюсь на 25-й. А поколение… Так это же кайф! В этом, может, и есть независимость: вы вокруг воюете за что-то, а мы сидим себе пишем спокойно.

  • — И эта война вас никак не касается?

— Да нет, касается, конечно. Но, видимо, не на­столько глубоко. Может, это мелочь какая-то все? Ты почитай учебники истории. Они все время ­ерзали, все время! А нормальные люди сидели, писали и ржали — ха-ха-ха! Ерзайте, придурки!

  • — Ну бывают времена, когда придурки при­ходят за вами.

— Ты знаешь, у меня это в генах записано. Ибо за моим дедом в 1938-м пришли и расстреляли. И я знаю, что моих коллег — Гумилева, например — просто к стенке поставили. Без суда, следствия, просто взяли, шлепнули из винтовки… Я с детства к этому готов, понимаешь? Ты меня спрашиваешь про эту политику… Да плевать на нее десять раз! Для меня это мелкие личности. Несмотря на огромный размер их пуза и хари. Они сдохнут и превратятся в пепел, в ничто. А добрые люди оставят след обязательно. Не надо писать тексты, песни, выпускать альбомы. Достаточно просто жить и заниматься любым делом. Не спрашивай ты про эту политику дурацкую!

  • — Вас же заводит эта тема, тем не менее.

— Да, заводит. Может, я об этом и не пишу, чтобы не заводиться? Лучше написать песню «Ай лов ю», полную юмора. Вот администратор нашей группы «ВКонтакте» Леля сняла наушники в середине песни! Она ржала, как подорванная! У нее все нормально с чувством юмора! (Стучит кулаком по столу, выходит из комнаты, возвращается.)


«Ай лов ю», юмористическая по версии Александра Васильева песня

  • — Хорошо, оставим это. Мне еще кажется, что ваши песни с годами становятся как будто проще. Короче, яснее.

— На этом альбоме мне как раз хотелось два полюса столкнуть максимально. Чтобы были песни и из одной фразы, и из ста. И они бы уживались друг с другом спокойно. А в целом… Ну да, конечно. Хочется упростить максимально все. Сделать ясным и прозрачным и текст, и музыку, и аранжировку, и жизнь вообще.

  • — А зачем?

— Потому что так жить проще, легче и веселее. И проживешь дольше. Жизнь сама все усложнит, если надо будет. Я вообще считаю, что это очень простой и понятный альбом. И кстати — я помню, как ты крепко прошелся по предыдущей нашей пластинке. Так вот, ничего страшного! Поливай и эту грязью! Пиши что хочешь! Мы люди XXI века, цивилизованные, мы можем сидеть и спокойно беседовать. Единственное, что меня зацепило, — этот вопрос про 1938 год. Знаешь почему? Потому что он (понижает голос) про-дол-жа-ет-ся.

  • — Давайте я тогда спокойно объясню, по­чему я прошелся по альбому. Понимаете, я вот переслушивал недавно ваш же «Фонарь под ­глазом»…

— Сотри его на хрен!

  • — Нет, я пока не буду, с вашего позволения. Так вот. Я его слушаю — и чувствую нутром в нем 1997 год. А ни в «Обмане зрения», ни в «Резонансе» я толком не чувствую ощущения времени. Мне кажется, эта ваша пластинка легко и в 2009 году могла выйти, например.

— К счастью для меня, в этом альбоме не упомянут ни один архетип из сегодняшнего дня. Там нет ни про Ксюшу Собчак, ни про Обаму, ни про Сирию, и я очень рад этому обстоятельству. Потому что пройдут годы, и люди это все забудут. А здесь… Да, это мог написать и Пушкин в XIX веке. Но если ты живешь, если в тебе по-настоящему есть энергия, то тебя торкают именно вечные вещи, а не сегодняшние. Я потому и смеюсь над этими всеми архетипами, властью, потому и не хочу об этом говорить. Это пройдет. А останутся все эти чувства — любовь, сострадание, милосердие. Понимаешь, Сталин остался в истории, да, Чингисхан остался. Но когда мы вспоминаем эти имена, у нас холод по спине бежит. А когда вспоминаешь Пушкина… Я думаю, если бы он жил сейчас — наполовину африканец, наполовину русский, с таким тем­пераментом, с такими кудрями — он дружил бы и со мной, и с БГ, и со Шнуровым. У нас была бы одна тусовка. Потому что талантливый человек актуален в любое время.

  • — Понятная позиция. Давайте тогда про музыку. Группа «Сплин» в этом отношении отличается изрядным постоянством. Вам никогда не хотелось взять и все поменять, придумать себя заново? Не знаю, электроникой заняться?

— По поводу звука, во-первых. Важно, что мы пишемся на студии «Добролет», у звукорежиссера Андрея Алякринского. У него же пишутся Tequilajazzz, Zorge, «Кирпичи», Бутусов… Это топовый звукорежиссер, и он реально нас продюсирует, у него отличный слух. Он, по сути, шестой член нашей группы. А во-вторых… Да нет, не хотелось. Электронная музыка для меня мертвая.

  • — Ну вот вы же любите группу Radiohead…

— Том Йорк пустился в эксперименты и переехал в США. Там другой климат, там совершенно другое отношение к жизни. Там человек может прорубиться, сразу сменить деятельность. А Питер — это, собственно, тот же Лондон, сырой и дождливый, но уезжать я не хочу. Да и не в гитарах дело, не в электронике. Дело в личности, которая сообщает некий месседж. А уж во что этот месседж облачен — не так уж важно.


«Рай в шалаше», просто лучшая песня с альбома «Резонанс», максимально четко транслирующая пафос пластинки

  • — Так, а появляются новые личности в рок-музыке, по-вашему?

— Много кто появляется, все экспериментируют, но среди всех них нет Джима Моррисона. Это все вокруг да около.

  • — Ну вот и я к этому. Есть ощущение, что сила из гитарного рока, да и вообще из музыки куда-то в другие сферы ушла.

— Ну да, Стив Джобс был большей рок-звездой, чем любой музыкант сейчас. Потому что он был в Индии, жрал кислоту и любил Боба Дилана. Вот я эти три вещи тоже совершил в жизни, и я Стива Джобса понимаю. И на приборы Apple я сразу подсел — потому что это не девайс, по сути, а послание от человека. Но из музыки сила никуда не уйдет. Да, сейчас никого нет. Но через месяц появится личность с двенадцатью песнями, ты послушаешь и скажешь: «О-о-о!». И вроде те же ­барабаны, бас и клавиши, и голос обычный, но это настолько новое, что деваться некуда.

  • — Ну а как она заявит о себе, эта личность? Вот здесь, в России? Сейчас же есть огромная пропасть…

— Ты начинаешь задавать вопрос, и я понимаю его концовку. Настоящей личности ни хера не надо. Надо повесить хорошую песню в интернет, и все.

  • — Давайте возьмем пример. Я знаю, что вам нравится группа Moremoney, и вы даже с Надей Грицкевич песню записали.

— Не совсем так. У нас была своя песня, я попросил Надю ее спеть на английском языке, поскольку ее английский лучше, чем мой. Мы написали с друганом моим, американцем, офигенный текст, она его отлично спела, ну и теперь песня у меня в загашнике лежит. Там, кстати, была смешная история. Мы сидели с одним меломаном, слушали всякие новые песни — «Рычагов» там, еще что-то. И я туда подмешал «Увертюру» с Надей. Он слушает и говорит — что за группа? Ну а ты как думаешь, спрашиваю. Он отвечает: ну инди-бритиши какие-то, чистый Лондон. А я ему: блин, это группа «Сплин», просто вместо меня поет ­одна девчонка из Москвы!

  • — А есть еще молодые, которые вас цепляют?

— Ну что-то проскакивает, но пока в такое цельное имя никто не оформился. После группы «Ленинград», появившейся в конце XX века, так никого и нет в стране. Четырнадцать лет прошло! А знаешь почему? Все дети уткнулись в девайсы, не читают стихи, книги не читают, литературной подготовки не имеют, не могут написать текст. И вот результат. Вот сейчас самая современная музыка — это хип-хоп. Там много текста. Но у нас никто и двух слов не может связать в стране! Все это слабо по части литературы, именно потому и вся аудитория — клубная.

  • — Ну это неправда. Баста собирает тот же Crocus City Hall, в котором мы с вами сидим.

— Я в курсе. Для меня самый классный из них — это Гуф. Альбом «Город дорог» — это вообще без вопросов, классика, шедевр. Там прекрасная литературная речь. «Так мы и сидели на крыше, я и два бокса шишек» — какая рифма, какой образ! Сразу представляешь, что это за пацан, и сразу понимаешь, что он твой друган. Это попадет в вечность. Ну и «Кровосток», конечно, — это вообще вышак, отрыв башни. А у остальных слабая литературная подготовка. Но поколение очухается. Обязательно, обязательно! Вообще, самое интересное, по-моему, сейчас среди девчонок в поэзии происходит. Матриархат такой. Полозкова в Москве, Брагина в Киеве, Аля Кудряшева в Питере, мы музыку делали на ее стих, Дана Сидерос, Яша ­Казанова.


А такой группа «Сплин» была на альбоме «Фонарь под глазом», который Александр Васильев теперь советует стереть на хрен

  • — Про поэзию я понял, что вы за ней следите. А проза? Вот вы Сорокина нового читали?

— Нет. Этого персонажа я читать не буду, потому что однажды увидел его рожу по телевизору.

  • — Ой. А что с ней не так?

— С ней все в порядке. Именно потому я и не стал читать этого автора.

  • — Хорошо, а есть кто-то, кто вам близок?

— Веничка Ерофеев. Крупнейший российский писатель второй половины XX века. Как в первой был Платонов, так во второй — Ерофеев. Он написал аж два Евангелия — «Москва–Петушки» и «Вальпургиева ночь». При этом «Вальпургиева ночь» даже сильнее, потому что «Москва–Петушки» — это поэма, а «Вальпургиева ночь» — трагедия. А из следующего поколения самый яркий Пелевин, конечно. У него мощные идеи, но, к сожалению, не самый сильный литературный язык. Не хватает ему какой-то певучести, текучести, ­естественности. Большие романы у него перенапряженными выходят, а вот короткие вещи, ранние — «Жизнь насекомых», «Желтая стрела» — это перфект. Когда его не распирало особенно, когда он контролировал себя. Ну и все равно, сейчас тоже лучше его нет никого. Однажды и с ним судьба свела.

  • — То есть он существует?

— Не уверен. Хотя условия были совершенно мистические — в новогоднюю ночь, у кого-то в гостях, — и потом он растворился за новогодней елкой. Но немного побеседовать удалось, выяснили кое-какие факты биографии друг у друга, поняли, что они взаимосвязаны. Интересно было!

  • — Получается, вы чувствуете некую близость идеологическую? У него же, как и у вас в последних песнях, в основном про то, что мир есть иллюзия, и…

— Грибы. Если одним словом, то — грибы.


Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с afisha.ru

93
    +75 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • volna.afisha
          • сплин
          • искусство
          • россия
          • биографии
          • гитара
          • интервью
          • домен volna.afisha.ru
          • домен afisha.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции