html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

О фигуративном и беспредметном

1

 

2

В двадцатом веке в искусстве произошел раскол: освободившись от повинности документировать реальность и служить народу, искусство обратило взор на себя, перевело фокус, занялось самоанализом и рефлексией и вообще пустилось во все тяжкие. Раскол, поделивший искусство на до и после, на предметное и беспредметное, на фигурацию и абстракцию. Раскол, подобный церковному, и дело не столько в масштабах события и в том, что сторонники противоположных взглядов напоминают религиозных фанатиков, сколько в том, что точек соприкосновения и совпадений  у них несоизмеримо больше, чем разногласий. А если быть до конца точным, то абстракция — это атеизм, переворот в восприятии, что, однако, не отменяет фанатизма, единой парадигмы и логического развития одного из другого, их демаркации и одновременно взаимообусловленности.

3
Пишет пустоту между предметами, также как и скульптор конституирует пространство вокруг объекта, вовлекает и деформирует его, делает его полномочным участником (см. Серра). Пишет силу, будь то сила гравитации, человеческих чувств, народных масс или потаенная сила зерна, роста дерева. Пишет время, но не как исторический процесс, не выступая в роли летописца, а время как философское понятие, как категорию бесконечности, время с большой буквы. «Я пишу не банальную стену убогой  комнатушки, а бесконечность», — рисует Ван Гог в письме к Тео. А Лучано Беллози в коротком тексте Michel-Ange Peintre прекрасно  и доходчиво демонстрирует, как Микеланджело разрушает повествовательный религиозный факт в пользу факта чисто живописного или скульптурного.

С другой стороны, и абстракция не до конца порывает с фигуративностью, опирается на отношения валеров, тона светлого и темного, света и тени, расширения и сжатия. Так, Кандинский определял абстрактную живопись именно через «напряжение» и в своих триадах («вертикальное — белое — активное», «горизонтальное — черное — инертное») создает если не перспективу, то оптическую глубину точно. К тому же, будучи абстрактным, код все еще рискует остаться простой символической шифровкой фигуративного. Неоэкспрессионист  Фрэнсис Бэкон возражает Василию Васильевичу: по его мнению, именно напряжение абстрактная живопись игнорирует прежде всего.

 

4

Бэкон, который чуть ли не последний большой художник-фигуративист, ко всему прочему ещё и прекрасный колорист уровня Ван Гога и Гогена. В противовес Кандинскому своими фонами-заливками он не создает перспективу, а помещает их на одном плане с фигурами. А его конфронтация плоскости и линии, которую по неосторожности можно принять за горизонт, того же происхождения,  что и в полотнах Ньюмана. Бэкон, который в своей живописи примиряет абстракцию и наррацию и выходит на следующий уровень: его триптихи не читаемы ни слева направо, ни как-либо еще. Бэкон, с его реалистическими тенями на тканях, как полагается, с рефлексом и светотенью, и плотными, почти плотскими провалами человеческих теней, в которых можно углядеть отпечаток мощи Черного квадрата. Того Черного квадрата, который, если представить историю искусства как текст, — последняя, финальная точка. Конец фигуративности, цвета и света. Конец поисков абстракционистов. Черная дыра, белая стена Делеза.

И действительно, «Ночной Дозор» Рембрандта не менее абстрактен, в смысле проникновения в предмет, как вещь в себе, чем «Герника» Пикассо нарративна и фигуративна. От Поллока до импрессионистов один шаг, вернее наоборот, и все его искусство берет начало не в первых абстракционистах или кубистах, а развивает и доводит до логического конца Моне. И так далее. Конечно, это примеры близкостоящие. Однако даже две крайности — иконопись, как апофеоз фигуративности, в смысле примата текста над изображением общего места, но при этом изображение того, чего не существует, что невидимо или никто не видел, и чистая абстракция, также исключающая всякую референтность, — парадоксальным образом сближаются  друг с другом. Это разнонаправленное движение спиной вперед по орбите из одной точки, в какой-то момент оборачивающееся сближением и продолжающееся до тех пор, пока они не ударятся затылками.  В средневековом представлении земной мир был иллюзией, реальным как раз был мир божественный. Homo in imagine ambulat.

5
Так, говоря о советско живописи, Дуай  Макдоналд закономерно замечает: «Почему, в конце концов, невежественные крестьяне должны отдавать предпочтение Репину, а не Пикассо, чья абстрактная техника имеет, по меньшей мере, такую же тесную связь с их собственным народным искусством?» Метод Пикассо, игра красок, линий и пространств,  согласно Макдоналду, должны напомнить крестьянину оставшиеся в деревне иконы. Гринберг, в своих размышлениях отталкивающийся и от этой цитаты Макдоналда, называет Репина (не сказать, что справедливо)  «ведущим  представителем академического китча в русской живописи» именно за повествовательность, за разжевывание, за культурный фастфуд, не требующий у зрителя усилия, труда переживания. Происходит лишь поглощение уже отрефликсированного автором продукта.

Сезанн, в свою очередь, сетовал, что его недостижимая  цель — написать простое яблоко. Бэкон был одержим мечтой явить на холсте улыбку. И, несмотря на всю их показную скромность, несмотря на то что задача лишь кажется незначительной, у обоих это, бесспорно, вышло, в отличие от множества эпигонов, и это, бесспорно, маленькие шаги для художников и огромные шаги для искусства. Но сезанновская «яблочность яблока» (Лоуренс) и «яблочность улыбки» Бэкона — это не конкретные случаи, а общая проблематика всего искусства: не имитировать реальность, не создавать иллюзии объема и глубины, не создавать готовое, узнаваемое, но создавать нечто не зависящее от подобий и оригиналов. А беспредметность просто крайняя форма решения этого вопроса, выхода из тупика.

6

Получается, что отчасти были правы и советские искусствоведы, находившиеся под идеологическим прессом и восхвалявшие авангард исключительно между строк, а прямо говорившие о гораздо большем потенциале и свободе реализма перед абстракцией.

7
Ведь в какой-то момент и он впал в то, что Гринберг называл александризмом и ставил в упрек предшествующему искусству. В нем одни и те же темы механически варьировались в сотнях различных произведений, ничего нового не порождая: Стаций, китайская поэзия, римская скульптура, академическая живопись, викторианская архитектура. Новые салонные художники появились и в авангарде. А лучшие образцы фигуративного искусства более литературны, чем самая беспредметная живопись, лишь на первом плане, на поверхности. Их задачей было не изображать видимое, а делать видимым, если пользоваться словами Клее, писать предмет, тело, мир как он есть, а не общее представление о нем,  копию. А такая опасность также подстерегает и каждого абстракциониста, и преодолевать такие опасности в равной мере должны те и те, каждый раз подходя к холсту, снова и снова. Здесь неизменно действует роденовский принцип отсечения лишнего, выявления образа из материала, не как процесс даже, а еще на подготовительной стадии, стадии мнимо чистого холста, когда художнику нужно продираться сквозь навязчивые и устойчивые клише, роящиеся в голове и проецируемые на белую плоскость, как на экран.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с mtrpl.ru

10

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • mtrpl.ru
          • скульптура
          • живопись
          • искусство
          • художники
          • домен mtrpl.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции