html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Режиссер Глеб Черепанов: В огромном зале сложно исповедоваться

Фото: ИТАР-ТАСС

СЯ начну с «Удивительного путешествия кролика Эдварда», поставленного в прошлом году на Малой сцене МХТ и первого вашего спектакля, который я увидел. Театр позиционирует его как детский, и книга Кейт Ди Камилло, лежащая в основе, написана для детей. Я был несколько огорошен: да, это сказка, но по сути довольно тяжелое даже для взрослых произведение. Не потому, что там про смерть близких, дети — не принц Сиддхартха, они как раз довольно рано узнают о болезнях и смерти, но потому, что «Кролик» — про уязвимость или даже невозможность любви. Вы как думаете, в каком возрасте этой опасной темы стоит касаться? Какой идеальный зритель у «Кролика Эдварда»?

Мне кажется, нет таких тем, на которые с детьми говорить нельзя. Они что, не люди? Другой вопрос — как и в какой форме это делать. Потом детство — далеко не самое радужное и оптимистичное время в жизни. Как раз наоборот: с течением времени боль притупляется, на что-то уже не реагируешь так сильно, ибо практически ко всему морально готов. А в детстве все впервые: предательство, страдание, любовь (в том числе — неразделенная). С другой стороны, во взрослом возрасте так хочется порой скинуть броню и снова попасть в детство, где все еще возможно, все еще впереди, и чудеса там еще случаются. Поэтому смею тешить себя мыслью, что «Удивительное путешествие кролика Эдварда» доступно и интересно практически всем возрастным категориям. Судя по отзывам, каждый находит в нем что-то свое. Если это так — замечательно, такая цель и ставилась!

СКакие вопросы, по-вашему, могут задать маленькие зрители родителям — и какие ответы получить?

Вопросы дети могут и должны задавать любые — все, что действительно волнует и интересует их. Мы же должны быть максимально честными с ними. Фальшь они считывают моментально.

СМне показалось, что «Кролик Эдвард» и спектакль «Прошу слова», поставленный в «Боярских палатах» СТД по мотивам фильма Глеба Панфилова, складываются в дилогию. Оба — если не об утрате иллюзий, то о серьезной проверке на прочность и выживаемость, которые этим иллюзиям устраивает реальность. Правомерно такое сопоставление фарфорового зверька и мэра-романтика из провинциального российского города?

Конечно, когда я ставил, не задумывался о том, дилогия это или нет. Такие вещи всегда лучше видно со стороны. Но если развивать эту тему, то тогда уж, скорее, трилогия. В «Контрабасе» вообще полный крах любых иллюзий и надежд. Наверное, можно попробовать объединить все спектакли (очень условно, конечно) одной темой — о том, как непросто стать человеком. А еще сложнее — оставаться им. Каждый из героев — мэр города Владимира Елизавета Уварова, фарфоровый кролик и музыкант-контрабасист — проходит свои круги ада, попадает на самое дно жизни или, наоборот, проходит через «медные трубы». И у кого-то получается сохранить себя и выйти из замкнутого круга. А кто-то полностью опустошается и теряет себя. Как, собственно, и в жизни со всеми нами происходит. «Каждый выбирает для себя». 

Спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Фото: Михаил Гутерман/Коммерсантъ

СКролика играет совсем молодой Александр Молочников, мэра Уварову — великая Оксана Мысина. В вашем новом спектакле солирует Константин Хабенский. С кем работать лучше — со звездами или новичками?

С молодыми всегда интересно: они хотят работать, кровь кипит, энергии море. Это здорово! Но у меня еще в провинции всегда были замечательные отношения именно с пожилыми и даже очень пожилыми артистами, они порой гораздо безбашеннее молодых и готовы к любым экспериментам. Проблем из-за возраста или разницы школ не возникало.

А, например, та же Оксана просто прекрасна. Она невероятно открыта и, по-моему, может сыграть все. Нам с ней еще и по-человечески очень хорошо вместе. Костя Хабенский — отдельная песня. Это трудоголик, он всегда включен на 100 процентов, работает с полной отдачей в любом состоянии — с температурой, после перелета или ночной съемки. И предлагает десятки вариантов одного небольшого эпизода. Мне невероятно повезло работать с ними. Смотреть, как они это делают, и учиться. 

В общем, подытоживая, у артиста на самом деле возраста нет. Если он артист, конечно.

СКак обстановка в МХТ? Табаков — тоталитарный или, напротив, толерантный худрук?

МХТ — ни на что не похожее место. Здесь есть особая человеческая атмосфера. Если тебя принимают в эту семью (причем семью в прямом смысле слова), то принимают железно, раз и навсегда. Редкий театр. Тут все заточено на то, чтобы помочь тебе сделать спектакль. Хороший спектакль. Все в этом заинтересованы. Обычно ведь наоборот, к сожалению: такое ощущение, что ты всем мешаешь своими репетициями и уж тем более выпуском. Заставляешь людей работать. В МХТ такого нет. И не может быть. Я совсем не сентиментален, но хорошо помню, что, как только переступил порог, понял, что мне в этом театре хорошо. Сразу, с первых секунд. И я буду с ним связан. Долго ли, коротко ли, но буду. Такое, как вы понимаете, совсем не часто случается. Мягко говоря.

И весь этот особый дух, конечно, начинается «с головы». У меня было не так много личных встреч и бесед с Олегом Павловичем. Но хватило, чтобы понять, насколько он уважительно относится к чужому творчеству. Если пригласил тебя, значит, уже доверяет. И дает свободу. Притом что замечания делает. Очень краткие, емкие и точные. Он заново создал этот театр. Полностью. Это его детище. При этом основное его отличие от других худруков — при строжайшей дисциплине все в МХТ держится не на страхе и принуждении, как у нас в России заведено, а на любви. Олега Павловича любят. Как человека прежде всего. А он любит тех, кто у него работает. Мы все в каком-то смысле его дети. Капризные, с жуткими характерами, иногда предающие, обижающиеся, уходящие и возвращающиеся вновь, но дети. Которых он любит. И это самое главное.

Спектакль «Контрабас». Фото: РИА Новости

СКак возникла идея инсценировать «Контрабас» именно с Хабенским в главной роли? Вы напомнили о его выдающемся комическом, почти клоунском даре, который прежде также умело использовал только Юрий Бутусов.

«Контрабас» — это давняя мечта Константина Хабенского. Он уже несколько лет не играл на сцене, и театр был заинтересован в том, чтобы вернуть его к активной работе. Нам предложили встретиться, познакомиться. Я перечитал пьесу, и еще при первой беседе выяснилось, что мы смотрим в одну сторону, все сразу запустилось. 

СУже при первом появлении героя «Контрабаса» на сцене вы наделяете его маниакальными чертами, придающими сходство с другим героем Зюскинда, парфюмером Жаном-Батистом Гренуем. О постановке этого текста с Евгением Мироновым в свое время мечтал Кирилл Серебренников, даже адаптация Василия Сигарева была готова, но что-то не заладилось. Что так цепляет в зюскиндовских героях и с трудом поддается инсценировке? Сочетание пришибленности, похожести на всех маленьких людей — и монструозность ницшеанского размаха?

Да, конечно! Мы говорили о Парфюмере и других персонажах Зюскинда на репетициях. В нашем персонаже есть что-то кафкиански-хармсовское. И с Достоевским параллели неизбежны. Не говоря уже о гоголевских Башмачкине и Поприщине. При этом во внешнем рисунке роли присутствует что-то от персонажей немого кино — Чаплина, Бастера Китона, Гарольда Ллойда. Главная сложность — это адаптировать прозаический текст на язык сцены. Тем более большой. В огромном зале сложно исповедоваться. А про главного героя вы все точно сформулировали — много в нем намешано разного и взаимоисключающего. Потому он так и близок нам всем, сидящим в зале. Каждый откликается на что-то свое, на ту или иную его грань.

СВ спектакле много захватывающих мотивов: и парадоксальная способность ремесленника быть медиумом между массами и гениями (о которых он потешно судит без малейшего пиетета), и невозможность любви, и тотальность музыки — в соответствии с известной фразой Кейджа о том, что музыка всегда звучит вокруг нас, только иногда мы перестаем ее слышать. У вас есть один любимый мотив в этом спектакле?

У нас было две основных темы. Это бесконечный ужас человека, когда он неожиданно трезво и ясно осознает, что прожил чужую жизнь, занимаясь нелюбимым делом с чужими ему людьми, не там и не с теми. Ну и, конечно, это прежде всего спектакль о любви. Неразделенной и не могущей осуществиться. К музыке. К профессии. К театру. К женщине. К самому себе, наконец. Любовь постепенно перерождается в свою противоположность — зависть, ненависть, желание уничтожить. И это страшное болезненное чувство отравляет всю твою жизнь, делает ее невозможной. Ты становишься его рабом. И начинаешь разрушаться и гнить заживо. Конец, как не сложно догадаться, довольно печальный.

Спектакль «Контрабасе». Фото: РИА Новости

СЯ помню «Контрабас» Елены Невежиной в «Сатириконе» — хороший, но именно что моноспектакль, почти творческий вечер Константина Райкина, читающего вкусный текст. У вас все гораздо изобретательней: и сценография, и игра с жанрами (не раскрывая сюрприза, замечу только, что это не только драма, комедия, но и немного хоррор), и работа с текстом, который положен на своеобразную «партитуру» — пластику артиста, его интонации и изощренные отношения с вещами. А вопрос в том, нет ли ревности к актеру, который собирает все лавры? Ведь большая часть публики — обыватели, они верят, что и оркестр может справиться без дирижера, и актер так здорово играет сам по себе, а вовсе не потому, что попал в хорошие режиссерские руки.

Да ну что вы! Конечно, все лавры и любовь зрителей будет и должен собирать Костя. Тем более что это моноспектакль. На нем огромная нагрузка. И то, что он делает в течение спектакля, близко к героизму. Так что все заслуженно. Режиссер изначально закулисная профессия. А в нашей стране публика всегда идет на актера. Режиссеров мало кто знает в лицо, да и по фамилиям. Разве что только узкий круг московской театральной общественности, в котором мы, собственно, и варимся. А обычный зритель, покупающий билеты в киосках касс на улицах или в метро, кто режиссер, чаще всего не спрашивает. Самое важное — есть ли в спектакле кто-то из известных артистов. Это данность. Так заведено изначально. И в ближайшее время вряд ли что-то радикально изменится. Но, слава Богу, у меня и нет такой цели — засветить свое лицо. Если хочешь реальной славы, чтобы тебя на улицах узнавали, нужно в поп-певцы идти, точно не в режиссеры!

СИ еще мне «Контрабас» чем-то напомнил старый спектакль Камы Гинкаса «Комната смеха», поставленный для Олега Табакова. Это случайное совпадение или вы ту постановку видели и какие-то параллели сознательно проводили?

Спектакль Гинкаса не видел. Когда приехал в Москву, он уже не шел. Но, кстати, про него вы не первый мне говорите после «Контрабаса». Значит, есть какие-то параллели. Надо где-то раздобыть видео и глянуть. Сопоставление с настоящим мастером в том или ином контексте — уже здорово!

СНа каких спектаклях и книгах вы росли?

Я даже не знаю. Сложно отобрать какой-то шорт-лист. Если говорить о театре, в свое время на меня огромное впечатление произвели спектакли Анатолия Васильева. И вообще пребывание в его театре «Школа драматического искусства», в самом этом уникальном здании на Сретенке. Когда-то очень притягивал Жолдак, почти все, что он делал. Спектакли Варликовского «Крум» и «(А)поллония» здорово в меня попали. Прошел периоды увлечения литовской (Някрошюс, Туминас, Коршуновас) и питерской режиссурой конца 90-х (Могучий, Бутусов, Крамер). Крымов и его художники всегда интересовали. Наверное, в том, что я делаю сейчас, это не совсем заметно. Но, думаю, когда набью руку, тогда уже не интересно станет заниматься просто ремеслом. И мне снесет башню. А пока я продолжаю учиться. И решать определенные, иногда и чисто производственные, задачи. Пока спектакли — это как упражнения: а смогу я вот это сделать, а вот этот жанр освоить, а в таком стиле поработать? Но уже скоро, видимо, неизбежно встану перед вопросом о поиске и реализации своего собственного театрального языка. Чтобы делать то, что интересно и необходимо мне самому. А не только моим замечательным работодателям.     

А в литературе мне всегда нравились антиутопии, с сатирическим уклоном. Оруэлл, Замятин, Салтыков-Щедрин, Кафка, Хармс — однозначно мои авторы. Вообще же очень много важных книг, всего и не уместишь в одном ответе. Возможно, какие-то из них скоро удастся поставить.

Спектакль «Прошу слова». Фото предоставлено пресс-службой

СЧто заставило идти учиться театральной режиссуре?

В режиссуру же я пришел стандартно — из желания стать актером. Доходил почти всегда до конкурса, но не принимали — хоть тресни! Потом случайно за компанию с друзьями зашел в ГИТИС, где режиссеров набирал Марк Захаров. Стало интересно. Узнал, что нужно еще до прихода на туры экспликацию написать — подробный план будущего спектакля. Взял шекспировского «Ричарда III» и впихнул в него все, что могла родить на тот момент моя фантазия. В результате совершенно неожиданно для себя дошел у Захарова до последнего экзамена. В финале Марк Анатольевич сказал, что мест всего пять, а я слишком уж молод и лучше все-таки получить первое образование (на тот момент мне было 18, и я учился на журфаке в Высшей школе экономики). Но «бациллу» я уже подцепил, окончательно и бесповоротно. И дальше вопроса о том, кем быть, не вставало! Как и обещал родителям, окончил университет. И поступил в режиссерскую группу к Валерию Фокину в Щуке.

СВ вашей биографии много спектаклей, включая работы вне Москвы. Где работать интереснее, где комфортнее?

В работе в провинции есть один существенный плюс: люди там сосредоточены исключительно на своей профессии, не размениваясь на халтуры, съемки, подработки. Они готовы репетировать даже внеурочно. В Москве такое почти невозможно себе представить. Возможно, мне повезло. Ведь работал я в лучших региональных театрах — Волковском в Ярославле, «Театре-Театре» в Перми, Красноярском драматическом, Молодежном театре Алтая в Барнауле. Наверняка есть и другие, опровергающие мои слова, примеры. Но во всех перечисленных коллективах мы действительно занимались творчеством — в любви и увлечении друг другом. Это был прекрасный период, важный в плане приобретения опыта. Человеческого и профессионального. Сейчас начался другой — московский. И он тоже по-своему замечателен. 

СХотелось ли бы вам иметь в распоряжении собственный театр? Если да, то каким он был бы?

Любому режиссеру рано или поздно становится интересно и важно построить свой дом. У меня есть свое понимание — каким сегодня должен быть современный московский театр, каким вызовам отвечать, как именно взаимодействовать со зрителем. Но очень многое зависит от того, куда конкретно ты приходишь: на выжженную и разрушенную территорию, где не о чем жалеть, или, например, в театр с историей и не в самом плохом состоянии. Это очень многое определяет. Каждый случай индивидуален. Поэтому говорить об этом сейчас — сотрясать воздух. Когда поступит подобное предложение и если я его приму — будем разрабатывать стратегию именно для данного места и коллектива. Говорить об этом «вообще» неправильно. Да и сейчас я на самом деле хочу немного «погулять», не вступать в брак. Надо накачать мускулы, набраться опыта, спектаклей (много и разных) выпустить в конце концов. В общем, заниматься профессией, а должности — это в любом случае приложение к ней.

Спектакль «Прошу слова». Фото предоставлено пресс-службой

СКак вы выбираете тексты для постановки?

По-разному. Иногда есть такое ощущение, что это текст меня выбирает. Все так складывается само собой, что ты ставишь именно это и именно здесь. Если говорить о последних московских премьерах, то фильм «Прошу слова» для работы в «Боярских Палатах» СТД предложил я, руководство проекта не разделяло моего энтузиазма и предлагало другие варианты. Но я настоял, и в результате все сложилось. «Удивительное путешествие кролика Эдварда» наряду с другими шестью текстами мне прислал Павел Руднев, когда зашла речь о спектакле для семейного просмотра в МХТ. Я сразу же выбрал именно его, так как при еще при чтении стал видеть какие-то картинки. А, например, «Птицы» Аристофана, которые я сейчас делаю в театре Et Cetera — мое название. Я дал в театр список из нескольких вариантов, и они сразу ухватились за «Птиц», потому что очень театральный, «игровой» материал и редко где идет. Вот так, получается: пятьдесят на пятьдесят, что-то идет от меня, что-то от театров. Но, скажу честно, главные мои репертуарные мечты еще не реализованы. Надеюсь — ждут своего часа.С

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с snob.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • snob.ru
          • любовь
          • театр
          • чаплин
          • литература
          • искусство
          • россия
          • художники
          • биографии
          • достоевский
          • домен snob.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции