html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Начало и конец российского автопрома, или Когда таможня не даёт «добро»…

Автор: Юрий Романов  28 февраля 2014

Ровно 170 лет назад, 28 февраля 1844 года, в Санкт-Петербурге родился Пётр Александрович Фрезе — будущий талантливый изобретатель и предприниматель, создатель первого российского автомобиля и целого ряда других колёсных средств передвижения, которые также были первыми в истории российской транспортной промышленности, — грузовика, омнибуса (прообраз современного автобуса), троллейбуса, электровоза… 

1

В своих инженерных трудах Пётр Фрезе был не одинок. Судьба свела его с талантливым российским инженером Евгением Александровичем Яковлевым, который до конца своей короткой, но яркой жизни оставался другом и партнёром Фрезе. Он тоже был первопроходцем, создавая первые российские двигатели внутреннего сгорания, которые шли на сборку автомобилей Фрезе. В общем, сегодня мне захотелось вспомнить замечательную историю стремительного взлёта и — удивительно — бесславного завершения первого автомобильного бизнеса в России.

Пётр Александрович Фрезе

Горный инженер по образованию, Пётр Фрезе в возрасте 29 лет решает заняться производством. Поработав несколько лет на знаменитой Петербургской экипажной фабрике Карла Неллиса, он в 1873 году организует собственное каретное производство. Дела его идут весьма успешно, но конкурировать со своим первым работодателем, человеком, с которым у него сохранились самые тёплые отношения, Фрезе не захотел. В результате недолгих переговоров было решено осуществить слияние двух компаний, в результате чего в 1876 году возникла экипажная фирма «Неллис и Фрезе», в которой Пётр Александрович занял пост управляющего.

2

Вполне оценив организаторский талант нового управляющего, Карл Неллис постепенно отошёл от дел. В 1893 году Фрезе становится старшим партнёром на фирме, а название компании теперь звучит так: «Фрезе и К⁰». Ещё через 6 лет компания реорганизуется в Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей «Фрезе и К⁰», представлявшее собой «фабрику экипажей и автомобилей (с помощью пара, керосина, бензина, ацетилена, электричества и других механических двигателей)». Кстати говоря, одним из ключевых партнёров Фрезе и директором компании стал Григорий Григорьевич Елисеев, владелец сети «Елисеевских» гастрономов. Именно этой фирме суждено было стать первенцем российского автопрома.

Евгений Александрович Яковлев

Родился будущий создатель первых отечественных автомобильных моторов в 1857 году в Петербургской губернии. Окончил Морские юнкерские классы и отправился служить во флот. В 1883 году был произведён в лейтенанты, а через год «уволен со службы по домашним обстоятельствам». Мы не знаем наверняка, какие это были обстоятельства, но, не случись их, Россия лишилась бы одного из самых талантливых своих инженеров.

3

В 1889 Евгений Яковлев создаёт и успешно испытывает первый двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе, доклад о котором делает на Восьмом съезде Русского общества естествоиспытателей. Двигатель оказался востребованным, за год поступало в среднем два десятка заказов, и в 1891 году в Петербурге Яковлев учреждает «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева» (впоследствии он стал заводом Акционерного общества «Вулкан»; сегодня его здания пусты и полуразрушены).

5

Рассказывают, что Евгений Александрович отличался удивительным патриотизмом. На производстве он использовал только отечественные материалы и не принимал на должности управляющих и технологов — уроженцев зарубежных стран. К 1894 году оборот предприятия достиг 770 тыс. рублей. На заводе выпускались двигатели внутреннего сгорания, способные работать на нефти, газе, бензине, а также промышленные системы вентиляции и обогрева. Моторы Яковлева экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, где были удостоены бронзовой медали, но для нас значительно важнее, что именно на этой выставке встретились и познакомились будущие создатели первого российского автомобиля.

Первый российский!

С целью участия во Всероссийской промышленной выставке 1896 года, которую император Александр III повелел провести в Нижнем Новгороде, Фрезе и Яковлев решают построить первый отечественный автомобиль. Это вполне соответствовало правилам выставки: все экспонаты должны быть разработаны и изготовлены гражданами России с применением исключительно отечественных материалов. Скрывать свои планы партнёры не собирались, ход работ оперативно освещался в прессе. Вот что писала по этому поводу одна из газет: «Ранней весной 1896 года немало очевидцев наблюдали, как по окрестностям Петербурга разъезжал механический экипаж. Его пассажиры выдавали себя за производителей и едва ли не за изобретателей этой машины и клялись, что все до последнего винтика в нем сделано ими в собственной мастерской».

6

Из «Журнала новейших изобретений и открытий»: «Фирма “Фрезе и Ко” построила только экипаж, двигатель же построен С.-Петербургским заводом Е. А. Яковлева. Этот интересный экипаж мы имели удовольствие осматривать в несколько неоконченном виде... Самый экипаж по внешнему виду ничем особенным не отличается от подобных иностранных конструкций, тем не менее в нем сделаны некоторые существенные усовершенствования, именно — приделан складной верх, как в крытых пролётках, весьма нелишний для нашего капризного климата». Карбюраторный одноцилиндровый 4-тактный двигатель охлаждался водой, которая непрерывно кипела в рубашке цилиндра, пар охлаждался в теплообменниках. Автомобиль был оборудован двухступенчатой коробкой передач, заднего хода не имел.

Изготовленный в единственном экземпляре, этот автомобиль до нашего времени не сохранился. И всё же с 1994 по 1996 года группа энтузиастов при поддержке Института прикладной математики им. М. В. Келдыша, где по сохранившимся фотографиям были построены чертежи, сумела воссоздать его «в железе».

Продолжение следует

В течение нескольких последующих лет компания «Фрезе и К⁰» демонстрирует непрерывный поток новаторских идей. Судите сами:
1900 — первый отечественный электромобиль, имевший два электромотора и использовавший принцип рекуперативного торможения;
1901 — первый российский грузовой автомобиль, от начала и до конца разработанный в компании Фрезе;
1902 — первый отечественный 8-местный омнибус (автобус);
1902 — первый российский грузовой «автомобиль, приводимый в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящий не по рельсам, а по обычной дороге», то есть троллейбус;

7

1903 — первое в России серийное производство 3- и 4-местных легковых автомобилей; на фирме трудится более 100 человек; освоен выпуск всех узлов и агрегатов автомобилей, кроме коробок передач и двигателей (после ранней — в 1898 году — смерти Е. А. Яковлева Фрезе лишился поставщика этих агрегатов);
1904 — первая отечественная пожарная машина;

9

1905 — первый в мире электропоезд с активными (моторными) прицепами. Электрический ток вырабатывал генератор, установленный в головном вагоне и приводимый в действие бензиновым двигателем. По сути, это был прототип современных дизель-поездов и тепловозов.
1906 — первый русский грузовик с прицепом — автопоезд…

А потом настал 1908 год. Согласно новым таможенным правилам, пошлины на готовые импортные автомобили стали взиматься по льготным ставкам, в то время как пошлины на комплектующие, завозимые из-за рубежа, сильно выросли. Для компании «Фрезе и К⁰» производство автомобилей на базе импортных двигателей и коробок передач стало убыточным. В 1910 году Пётр Фрезе продал свою фирму акционерному обществу «Русско-Балтийский вагонный завод», которое вскоре также прекратило выпуск автомобилей.

финал

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с computerra.ru

22
    +4 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • computerra.ru
          • инженер
          • россия
          • изобретения
          • домен computerra.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции