html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Облако и штаны: «Она» Спайка Джоунза

В прокат выходит «Она» — фильм о недалеком будущем, в котором Хоакин Феникс влюбляется в свою операционную систему. «Бумага» рассказывает о фильме, где «виртуальное» не значит «ненастоящее».

«Она» Спайка Джоунза — фильм о мире, где технологическая сингулярность то ли вот-вот наступит, то ли уже — что более вероятно, поскольку компьютеры к 2025 году научились не только думать, но и чувствовать по-человечески. Это обнаруживает главный герой картины (Хоакин Феникс), приобретший модную операционную систему для своего смартфона (как бы мы назвали это сейчас: в 2025-м слово наверняка уже будет смешным архаизмом). Протагониста зовут Теодор Туомбли, он носит приличествующие такому имени пышные усы и очки типа «нерд», ему под сорок, он разведен и одинок. Теодор — представитель поколения Y (несложный подсчет дает дату рождения где-то в конце 80-х), и в этом смысле сценарий Джоунза весьма изящен: «Она» — кино о нынешних двадцатилетних, которое при этом не является молодежной драмой и не строит обычных противопоставлений между поколениями.

Сценарий Джоунза весьма изящен: «Она» — кино о нынешних двадцатилетних, которое при этом не является молодежной драмой и не строит обычных противопоставлений между поколениями

Действие происходит в то время, когда привычки нынешней молодежи стали нормой. Сорокалетние играют в видеоигры, сочетание узких шерстяных штанов и усов не вызывает иронических взглядов, все ездят на метро (это, еще раз, Лос-Анджелес, самый автомобильный город Америки). На саундтреке фильма, естественно, играют Arcade Fire, у которых к двадцать пятому году должен случиться второй, ностальгический виток популярности.

Будущее, как известно, чаще пугает, чем воодушевляет, как пугает все, существующее вне нашего опыта. Литература о вымышленном будущем начиналась с утопий, но с концом эпохи Просвещения повернулась в другую сторону, и уже в ХХ веке антиутопий оказалось численно больше (советская фантастика в этом смысле скорее исключение, хотя и там был «Незнайка на Луне»). «Она» — напротив, фильм совсем не страшный, рисующий нам уютный мир, раскрашенный в мягкие оттенки оранжевого, где ясное небо просвечивает между симпатичных стеклянных небоскребов (натура снята в Шанхае: там, видимо, будущее уже наступило), а работать необязательно. В общем, это, скорее, «Незнайка в Солнечном городе».

Теодор влюбляется в свою операционку — не так, как многие люди влюблены в технику Apple, а во вполне прямом смысле. Программа установки задает ему пару простых вопросов, Теодор что-то мямлит в ответ — и вот ОС вдруг начинает говорить голосом Скарлетт Йоханссон и представляется Самантой. Венец кастомизации, к которой так стремятся разработчики: Саманта настолько хорошо подходит Теодору, что ему не нужен никто другой. Кроме того, с ней удобно: ее можно пригласить на свидание, просто положив в нагрудный карман (и она никогда не откажет), с ней легко путешествовать, а еще она всегда готова помочь по работе. Современная некоммуникабельность и разобщенность — не новая тема; интересно то, что Джоунз не связывает ее с какой-то холодностью и черствостью, якобы присущей нашему времени. Ведь Теодору до знакомства с Самантой вовсе не нравится быть одиноким. Может быть, душевные настройки у человека XXI века стали слишком тонки, чтобы легко сочетаться с другими людьми? Или, может, одиночество связано с политикой и экономикой — ведь по отдельности людьми легче управлять и продавать им товары? В конце концов, и Саманта — тоже коммерческий продукт, хотя этот аспект и оставлен за пределами фильма.

Может быть, душевные настройки у человека XXI века стали слишком тонки, чтобы легко сочетаться с другими людьми?

Так или иначе, мир будущего по Джоунзу — мир одиночек. Это подчеркивается тем, что большую часть картины мы смотрим только на Теодора — даже в тех кадрах, где его окружают другие люди, они оказываются в расфокусе. Часто используются крупные планы: вряд ли есть более сложная актерская задача, чем крупный план человека наедине с собой, но Феникс с ней справляется, не допуская ни одного лишнего движения (отсутствие его в номинантах на «Оскар» — абсурд).

Еще более прямо о разобщенности говорит работа протагониста, который в компании BeautifulHandwrittenLetters.com за деньги сочиняет романтические письма — как и Саманта, тщательно согласованные с пожеланиями конкретных клиентов. Творческие амбиции неудачливого писателя приводят его к тому, что он занимается фактически подделкой чужих эмоций. Но, с другой стороны, создание иллюзии — задача любого автора, не так ли? В будущем Джоунза более всего занимает вопрос подлинности, особенно в связи с материальным. Здесь все виртуальное, но ценятся натуральные материалы (шерстяные штаны, деревянные футляры для компьютеров). Есть момент, когда письма Теодора издают в старомодном формате книги, — становятся ли они более настоящими от того, что напечатаны на бумаге?

Та же проблема и с Самантой. Она действительно само совершенство, за исключением того, что у нее нет тела. Она — облако данных, беспроводной сигнал и синтезированная речь, набор нулей и единиц. Кастинг Скарлетт Йоханссон на роль операционки ироничен: от одной из самых сексапильных голливудских актрис в фильме остается только голос (впрочем, у Йоханссон невероятный тембр; пожалуйста, не смотрите этот фильм в дубляже). Несмотря на это, между героями случается эротическая сцена — одна из самых странных в истории кино. А когда Саманта находит девушку-добровольца, которая готова стать суррогатом ее тела, Теодор отказывается, ведь это «не по-настоящему».

Несмотря на то, что у Саманты нет тела, между героями случается эротическая сцена — одна из самых странных в истории кино

У Джоунза нет ответа на вопрос, что есть подлинное. В кадре появляется прежняя любовь Теодора — его бывшая жена в исполнении Руни Мары — она настоящая, из плоти и крови, но их общение не получается. Герои смотрят в разные стороны и произносят реплики невпопад. В этом смысле отношения с Самантой гораздо более аутентичны. Однако герой Феникса — человек, все же обладающий физиологией, а Саманта — чистый разум; она одновременно разговаривает с Теодором и совершает еще несколько тысяч операций, никак с ним не связанных. Отношение героя к иллюзии находится в неопределенном положении между словом «виртуальность» и новым термином «дополненная реальность», как бы уравнивающим иллюзию с осязаемой действительностью. В таком положении мы находимся уже сейчас: к примеру, музыка, в принципе неосязаемая, не становится хуже, если мы скачаем ее из интернета, но почему-то виниловые пластинки ценятся до сих пор; издание, которое вы сейчас читаете с экрана, почему-то все равно называется «Бумагой».

Для Джоунза важно, конечно, то, что в теплом ламповом мире вездесущей виртуальности люди принципиально не изменились, человеческое остается слишком человеческим. Цитата из Джона Донна — «Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе» — не теряет актуальности, даже если нам кажется, что раньше люди были общительнее и добрее (что вряд ли правда). Поэтому «Она», конечно, — не научная фантастика, а мелодрама; кино о том, что нарциссизм и индивидуализм не отменяют необходимости в других людях. Что другим человеком оказалась бестелесная программа — ну, это так случилось; грусть Теодора при расставании с ней не становится от этого менее глубокой и искренней. Модели смартфонов обновляются каждые два года, но печаль, как сказал перед смертью Ван Гог, будет длиться вечно.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции