html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Адольф Вёльфли / Adolf Wölfli

[ Tags | Adolf Wölfli, ар брют, художники ]




Адольф Вёльфли (нем. Adolf Wölfli, 29 февраля 1864, Берн — 6 ноября 1930, Вальдау) — швейцарский художник-примитивист, один из наиболее ярких представителей Ар брют.

Моим френдам, интересующимся наивным и аутсайдерским искусством, коих есть несколько человек, думаю, что Вёльфли хорошо известен. Но я сейчас читаю книгу Ксении Богемской "Понять примитив"
(кстати, она есть в сети), в которой одна из глав посвящена Адольфу Вёльфли, и я с упорством, заслуживающим лучшего применения, понадергала кучу картинок по теме.

(глава приведена внизу поста)

В семилетнем возрасте был брошен отцом-алкоголиком, по профессии каменотесом. Работал батраком на фермах. Был арестован полицией за оскорбление общественной нравственности, после рецидива обследован врачами, у него диагностирована шизофрения.

С 1895 до конца жизни жил в известной психиатрической клинике Вальдау, пациентами которой в разное время были также Вацлав Нижинский, Фридрих Глаузер и Роберт Вальзер. Здесь он в возрасте тридцати пяти лет начал рисовать, писать стихи, сочинять музыку. Оставил гигантское наследие из десятков тысяч рисунков и коллажей, а также ряд музыкальных и литературных сочинений (стихов и прозы).

Широкой публике творчество Вёльфли представил крупный швейцарский психиатр и психотерапевт Вальтер Моргенталер (1882—1965) в посвященной ему монографии «Душевнобольной как художник» (1921). Она, как и книга Ханса Принцхорна (1886—1933) «Искусство душевнобольных» (1922), привлекла внимание сюрреалистов, ее оценил Бретон и заметил Жан Дюбюффе, который включил рисунки Вёльфли в парижскую экспозицию ар брют в 1948. В 1972 работы художника фигурировали на пятой Кассельской выставке «Документа». C 1975 рисунки и коллажи Вёльфли включены в экспозицию Бернского художественного музея. На стихи Вёльфли написал вокальный цикл немецкий композитор Вольфганг Рим (1981), камерная опера Адольф Вёльфли принадлежит австрийскому композитору Георгу Фридриху Хаасу (1981). На основе текстов Вёльфли датский композитор Пер Нёргорд создал оперу «Божественный сад Тиволи» (1983), в марте 2007 она была поставлена в театре г. Любек Кантату на стихи Вёльфли написал Жорж Апергис (2006).
(википедия)





"Die Göttliche Allmacht und Weisheit, im Zenitt", 1904



"Amalie-Cleress", 1908
S. aus "Von der Wiege bis zum Graab"



"Strichniin, Milch. Vittriool, Bentziin.
Familie Wölfli bei Tisch", 1909
Aus: "Von der Wiege bis zum Graab"



"D'Huhra-Fäd'r", 1910
S. aus "Von der Wiege bis zum Graab"



1910



"Die Skt. Wandanna-Kathedrale in Band-Hain", 1910


"Geographisches Karte der beiden Fürstentümer Sonoritza und Willi-Wand-West", 1911


"Rosalia Walther, Grand-Hottelierin auf Niezohrn-Kulm", 1911



"London-North", 1911
From "From the Cradle to the Graave"



1911



"Niezohrn-West-Trachter-Tunell", 1911


"Zinsrechnung", 1912
S. aus "Von der Wiege bis zum Graab"


"Zinsrechnungs-Schluss, den 1. Juni 1,912", 1912


"Poli-Chinelle. Zwetschgen-Königinn. Chritwald-,Zwetschge Zinsrechnung" 1912



Geographisches Heft Nr. 11, S.837, 1913



Riisen-Kannari: 10 Metere Spann-Flügel-Weite, 1913
S. aus "Geographisches Heft Nr. 11"



Die Meer und Insel-Ringe. 1914



Formoosa Island in the Indian Ocean. 1914


"Gross-Gross-Gott-Vatter-Rooseli und Skt. Adolf", 1915
Seite aus Geographische und allgebräische Hefte, Heft Nr. 13


"Grammaphon", 1915



"Santta-Maria-Burg-Riesen-Traube: 100 Unitif Zohrn schwer", 1915
Aus: "Geographische und allgebräische Hefte"


"Chocolat Suchard", 1915



1915


"Foliantta", 1916



"Innri", 1917



"Skt. Adolf-Thron,-Flühe-Blume", 1917


"Gross-Gross-Keiserliche Familie vom stillen Ozean", 1917


"Zungsang-Skt.Adolf-Roosali", 1917



"Die Kreutzigung Jesus Christi", 1917



"Julia", 1918
S. aus "Hefte mit Liedern und Tänzen"


"Marguerita Sylva als
Carmen", 1919 S. aus "Hefte mit Liedern und Tänzen"



Лечебница Вальдау, 1921



Schähren-Hall und Schährer-Skt Adolf-Ring. 1926


Adolf Wölfli
"Campbell's Tomato Soup", 1929
S.3359 aus dem "Trauer-Marsch"



"Kautschuk Rad", 1929
S.3481 aus dem "Trauer-Marsch"








(?)














http://thombeau.blogspot.com/2011/09/adolf-wolfli.html






http://dimaze.livejournal.com/61734.html (два фото выше)





1920


1921


1926

http://www.adolfwoelfli.ch/

ДУШЕВНОБОЛЬНОЙ КАК
ХУДОЖНИК. АДОЛЬФ ВЁЛЬФЛИ
И ЕГО БИОГРАФ
В 1921 году Вальтер Моргентхаллер опубликовал монографию «Душевнобольной как художник», посвященную Адольфу Вёльфли — пациенту клиники Вальдау в Берне, где он был врачом-психиатром. То, что рисунки душевнобольного рассматривались как произведения искусства, было революционным шагом вперед — книга Принцхорна была опубликована лишь год спустя.
Но книга психиатра Моргентхаллера не теряет своей значительности и сегодня. Современников она поразила тем, что врач написал о своем подопечном как о художнике. Сегодняшний читатель как эстетский роман читает книгу о пациенте клиники, которого автор скрыл за вымышленным именем и события жизни которого описывает протокольным языком истории болезни.

Адольф Вёльфли (1864-1930) был младшим в бедной семье, где было семеро детей. С детства он зарабатывал на хлеб как слуга. Вёльфли сменил очень много профессий, но подолгу нигде не задерживался. В 1890 году он был обвинен в попытке изнасилования двух девочек 14 и 15 лет и был посажен на два года в тюрьму. В 1895 году он испытал непреодолимое желание приблизиться к девочке трех с половиной лет, но, по свидетельству Моргентхаллера, не причинил ей вреда. Вёльфли был отправлен в лечебницу с диагнозом «параноидальная шизофрения».Свой первый рисунок он сделал спустя четыре года после заключения в клинику. Он занялся творчеством в 35 лет, писать и рисовать он начал, только когда его заперли в одиночную палату.
Рисование было одним из терапевтических методов, но Вёльфли был охвачен страстью. Раз в неделю он получал определенное количество карандашей и бумаги, но быстро их расходовал и старался выпросить еще, рисовал на любых клочках.
В 1908 году он начал писать повествование о своей воображаемой жизни, которое закончил незадолго до своей смерти в 1930 году — 25 тысяч страниц.
Наследие его огромно: 800 отдельных листов, 45 книг, содержащих более 20 тысяч страниц и 3 тысячи иллюстрациий, сгруппированных в циклы «От колыбели до могилы» (1908-1912), «Географические и Алгебраические дневники» (1912-1916), «Похоронный марш» (начата в 1928 году, не закончена). Между 1915 и 1930 годами Вёльфли рисовал отдельные большие рисунки, которые шли на продажу. На вырученные деньги ему покупали табак, цветные карандаши, бумагу хорошего качества. С 1908 по 1921 год Вёльфли лечил доктор Вальтер Моргентхаллер.
Моргентхаллер с медицинской скрупулезностью описывает страницу за страницей изменения самочувствия Вёльфли, перепады в его настроении. Но чувствуется, что молодой врач околдован чарами гениальной личности странного больного.
«Из огромного потока постоянно бьющей ключом фантазии удерживаются отдельные образы в словах или формах, но также и просто слова, цифры или цифровые ряды. Их выбор зависит большей частью от чисто личных неосознанных инстинктивных побуждений, — описывает творческий процесс Вёльфли Моргентхаллер. — Или более того — он ищет в массе событий, происходящих внутри него, именно такие импульсы, которые могли бы выразить полнее его личность и его душевную глубину. Чтобы осуществить свое стремление зафиксировать как можно больше из богатого потока внутренней жизни, ему приходится совершать тяжелейшую работу».
Титанический труд «узника Вальдау» стал широко известен благодаря книге Моргентхаллера. Рисунки Вёльфли, который до сих пор остается наиболее значительным представителем ар-брют, послужили признанию этой области творчества.
Хранительница и исследовательница фонда Вёльфли в Берне доктор Эльке Споерри различает несколько этапов в творчестве художника.
Ранний период (1904-1906). Это по преимуществу рисунки карандашом. Они стали базой для дальнейшего развития Вёльфли. Здесь закладывается присущий ему орнаментальный стиль, с особыми излюбленными формами.
Нарративное творчество (1908-1930). Вёльфли с самого начала мыслит себя писателем, поэтом и композитором. Стихи, проза, рисунки соединяются и комбинируются в его работе. Несмотря на огромные размеры и полисемантичность, творчество Вёльфли представляет собой стройное
целое. Оно начинается с воображаемой автобиографии «От колыбели до могилы», которая содержит прозу, поэмы и рисованные иллюстрации. Маленький «Дуфи» путешествует через страны и континенты — сначала в компании своей мамы и братьев и сестер, потом в растущем по числу обществе друзей, которые создают «Шзейцарское туристическое общество охотников и исследователей природы».
Космический размах фантазия Вёльфли приобретает в «Географических и Алгебраических дневниках» (1912-1916), где Вёльфли преображается в «Святого Адольфа II». Он создает свой собственный мир, в котором важную роль играет символика чисел. Потом нарративные формы перерастают в музыкальные, и он озвучивает свой мир песнями, польками и мазурками (записывал их нотами). Его эпический труд заканчивается «Похоронным маршем».
В «Рисунках на хлебе» (1915-1930), как их называл Вальтер Моргентхаллер, Вёльфли создавал не связанные между собой рисованнные композиции разного формата. Их насчитывается около четырех сотен. Они стали предметом коллекционирования еще при жизни художника.
Эльке Споерри посвятила двадцать лет изучению творчества Вёльфли и публикации его наследия. К интерпретации этих работ обращаются исследователи разных стран. Середина 1970-х годов стала временем, когда феномен Вёльфли начал привлекать широкое общественное внимание. Расшифровка его сочинений убеждает исследователей, что он чрезвычайно продуманно и системно строил свой мир.
«Его искусство — результат настоящего творческого разума, а не просто субпродукт его душевного заболевания, как утверждают некоторые исследователи. Речь идет не об образце "психотического" искусства, но о произведениях, созданных исключительным художником, который страдал психозом». Вёльфли использовал всю жизнь определенный словарь форм: маски, декоративные листья, стилизованные изображения птиц, змей. Он наклеивал на страницы открытки, вырезки из журналов (к 1928 году относится лист с изображением банки супа Кэмпбелл — хрестоматийного мотива поп-артиста Уорхола, появившегося у последнего в 1960-е годы).
Разглядывая открытку с изображением наводнения (в начале века открытки часто воспроизводили фотографии каких-либо чрезвычайных событий), Вёльфли, как пишет современный исследователь, если пользоваться жаргоном постмодернизма, использует креативную стратегию апроприации, то есть проникается духом другого изображения и переносит его в свои рисунки.
У Вёльфли можно найти поклонение мощным силам природы: в изображении динозавров и диких зверей, в разных воображаемых катастрофах, нарисованных многоэтажных домах, объятых пламенем пожара.
Женские образы представлены идеализированно: это мать, посвятившая себя семье, «новая женщина» — фабричная работница, или женщина — объект поклонения (актриса, певица). Никаких оттенков сексуального отношения к женщинам в его творчестве не обнаружено.
«Его способ представлять себя героем-повествователем (heros- narrateur) более великим, чем сама природа, и многомерным в своем искусстве, парадоксальным образом воскрешает в памяти художников конца XX столетия, таких как Йозеф Бойс, Уильям Уэгман или Синди Шерман: все они в жизни сыграли серию различных ролей, черпая вдохновение в собственных биографиях, и помещая себя самих в центре своего творчества», — полагает современный исследователь.
Отношение к Вёльфли со стороны различных исследователей неоднозначно. Ото Вихали-Мерин не упомянул о нем в изданной под его руководством «Мировой энциклопедии наивного искусства», хотя туда оказались включены другие известные аутсайдеры, к примеру Скотти Вильсон. На Международном Триеннале наивного искусства «ИНСИТА-94» в Братиславе впервые была показана в специальном разделе персональная экспозиция Вёльфли, что обозначило поворот Триеннале к аутсайдерству, уже явственно читавшийся в экспозиции этой международной выставки 1997 года.
Количество публикаций, посвященных именно этому художнику, растет к концу столетия. Возможно, что так же, как Анри Руссо занимает сейчас место в истории искусства рядом с Писсарро и Сезанном, в следующем веке Вёльфли будет поставлен в один ряд с Миро и Паулем Клее.

Ксения Богемская "Понять ПРИМИТИВ. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке." Издательство "Алетейя" Санкт-Петербург 2001
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

6

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • anya_katamari
          • искусство
          • иллюстрации
          • художники
          • домен koroleni.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции