html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Forbes-клуб: Каким должно быть кино, чтобы стать прибыльным бизнесом – Александр Роднянский


Александр Роднянский
Фото Forbes

Качественный контент: что зритель будет покупать во все времена

По-настоящему долго живут серьезные качественные фильмы. Любой из нас помнит фильм, который он любит и знает, который произвел впечатление и который по-настоящему затронул. Объемные, полноценные, сложные герои, с которыми можно идентифицировать себя, в которых можно верить, а не придуманные картонные персонажи. У нас очень часто обманывают себя пылкими соображениями о том, что есть целевая аудитория, в которую нужно попасть. Молодая аудитория, условно говоря, медийные лица, современная музыка, смешные шутки – на самом деле это не работает очень часто.

Какое количество фильмов и сериалов вы станете смотреть второй или третий раз? Тот поток, который идет по телевидению, смотреть и в первый раз трудно. Разница между отечественным и американским кинематографом состоит в том, что американцы знают своих героев. Вы точно можете поехать в Америку и встретить таких людей. Они очень точно и внятно воссозданы. А мы по-прежнему воспринимаем кинематограф не более чем то, что раньше называлось «психокомпенсаторной функцией». Многие живут рутиной, лишенные мощных эмоциональных потрясений в жизни. И приходят смотреть на чужих людей с точки зрения необходимости внутреннего переживания.

В этом и заключается смысл нашего бизнеса – мы пытаемся продать эмоции, впечатления других людей. А за ними смыслы. Если они что-то собой представляют – люди покупают, их обмануть очень трудно. Вот в российском кино был такой исторический обман, когда в 2004 году выстрелили, в 2005 и 2006 годы уже достигли огромных результатов: 35-36% была доля российского кино на рынке кинотеатрального проката в России. Сейчас доля упала до 15%, потому что появился шквал чудовищных фильмов на фоне трех-четырех приличных. Зритель отказывается смотреть.

Кинематографические традиции: каждому свое кино

Фотоотчет с Forbes-клуб можно посмотреть здесь.
Фото Forbes

У нас очень мало кинотеатров и аудитории, которая смотрит. Чем силен американский кинематограф – там самая высокая посещаемость простых зрителей. Самые большие бизнесы на сегодняшний день делаются в энтертейменте, и он будет развиваться, потому что это ответ на вопрос, что делать, когда у тебя есть свободное время. Вы сидите в машине в пробке, и вам нечего делать, вы любуетесь на своем смартфоне кино, смотрите новости, телевизионные каналы – это все произойдет. Иными словами, контент потребуется во все большем и большем количестве.

У нас в кинотеатр ходит мало возрастной аудитории, тогда как в Америке они ходят. Мультиплексы как предложение зародились тогда, когда в кинотеатр в одно и то же время приходила вся семья: дети шли на детский фильм, взрослые на свой, условно говоря, взрослый, молодая аудитория – на свой молодежный. Это была обычная история. В Нью-Йорке ходят в кино два, три, четыре раза в месяц.

Мыслящая аудитория наших постсоветских стран сдвинулась в сторону совершенно другого потребления киноконтента. Я убежден, что количество умных и социально активных людей осталось прежним, но они сдвинулись больше в видео по требованию (Video on Demand, или VoD), в телевидение – куда угодно. А кинотеатры сегодня – это сфера обслуживания молодой и жаждущей понятного кино аудитории.

Во Франции фильм Андрея Звягинцева «Елена» вышел в 50 копиях и собрал больше 1 млн евро, в Америке – полмиллиона долларов собрали 13 копий. На русском языке, с субтитрами. В Украине нет места кино такого рода. Возьмите ленту Бена Аффлека «Арго», фильм бесконечно развлекательный, триллер в чистом виде – шел в ограниченном прокате здесь. Или картину Кэтрин Бигелоу «Цель номер один», потрясающий фильм Михаэля Ханеке Amour, получивший «Оскар» за лучший иностранный фильм. Где их посмотрят? Вернее, кто их покажет? Это безнадежно.

Востребованность такого кино есть, но та возрастная аудитория, которая могла бы смотреть, уже отвыкла, не смотрит, потому что это – мультиплекс, рядом громко смеются, говорят по телефону, посылают смс, треща попкорном, молодые люди. Возрастная аудитория не ходит, а молодая не приучена.

Диверсификация продюсерских проектов

Я никогда не ставлю на один проект – всегда имею три-четыре в год. Мы делаем три-четыре фильма в Америке, столько же в России, и у нас есть еще какие-то европейские картины, хотя это, скорее, дань сантиментам. Это означает, что у нас как минимум семь картин в год, мы пытаемся диверсифицировать.

Есть вещи, которые для меня принципиально важны, это главные трендсеттеры, которые претендуют на позицию большого массового кинофильма, у нас таких есть несколько каждый год. Главный у нас сейчас русский фильм, который мы заканчиваем – три года уже мучаемся со «Сталинградом», это будет большая картина. Мы делаем два больших фильма в Америке. Это «Город грехов 2» со всеми без исключения ключевыми артистами современности, от тех, кто играл в первом фильме – Брюса Уиллиса, Микки Рурка, Джессики Альбы, до героев сегодняшнего дня Джозефа Гордона Левита, Джоша Бролина, Евы Грин, человек 30. Наш прокатчик считает, что это как минимум $100 млн сборов в США, $300 млн – по миру. Понятно, что это картина большая.

Владимир Федорин
Фото Forbes

С другой стороны, такие картины, как «Машина Джейн Мэнсфилд» Торнтона, мною очень любимы. Один из самых любимых и важных русских фильмов – «Елена» Андрея Звягинцева. Они сложнее, адресуются аудитории более искушенной, которая на сегодняшний день ходит в кинотеатры в значительно меньшей степени и смотрит фильмы такого рода на других платформах, по телевидению, VoD, DVD.

В этом смысле мы смотрим на эти картины, во-первых, как на часть пакета, во-вторых – как на чрезвычайно важный компонент репутационного опыта компании, если говорить бизнес-языком. Мы пытаемся утвердить себя как производителя очень качественного кино. Мы делаем очень мало по сравнению с большими компаниями. Сериалы у нас совершенно другого класса, чем все, что происходит на телевидении. Главный актив такой компании, как мы, и вообще всех, кто связан с медиа, на самом деле – это библиотеки прав. В нашей библиотеке есть несколько десятков ключевых названий с эксклюзивными правами по всему миру, и они станут востребованными, этот актив всегда можно продать, капитализировать, он стоит достаточно приличные деньги.

Если вы сделали успешно два-три фильма, то очень легко считать, сколько они могут заработать за ближайшие двадцать лет. Фильм братьев Вачовски «Матрица» заработал для Warner Bros. не в кинопрокате (это было миллиарда два), а на том, что было собрано по всему миру и продается, то есть там под $10 млрд.

Сила американских менеджеров состоит в том, что в их библиотеках существует огромное количество разнообразных имен – это десятки или сотни тысяч названий. И эти названия позволяют этим большим корпорациям чувствовать себя абсолютно непобедимыми. Казалось бы, есть корпорации и побольше: Disney стоит 120 млрд, «Газпром» – 300 млрд. Но тем не менее, у Disney есть потенциал будущего, потому что к их фильмам, сериалам всегда будут обращаться все, кто придумывает новые платформы распространения контента. А «Газпром» умрет, когда изменится энергетический ресурс.

Почему отечественный зритель не хочет смотреть серьезное кино

Я полагаю, что успех серьезного кинематографа зависит от общественной ситуации. Если гражданское общество существует и люди чувствуют себя бесконечно важными единицами этого общества, если их мнение что-то значит, если они в состоянии выходить на улицу, писать что-то в своем блоге, если их по-настоящему что-то волнует, если они не плывут по течению, развивают свои бизнесы или персональные качества – это очень простые вещи зрелого общества, тогда оно смотрит на кинематограф не только как на способ времяпрепровождения.

Я очень уважительно отношусь к энтертейменту, и принципиально полагаю, что никто не победит аттракцион на большом экране, с функцией коллективного просмотра и огромным количеством технологических новинок.

Я очень уважительно отношусь к энтертейменту, и принципиально полагаю, что никто не победит аттракцион на большом экране, с функцией коллективного просмотра и огромным количеством технологических новинок. Но, тем не менее, если есть другие функции – коммуникативная, социальная, психокомпенсаторная, тогда серьезное кино может работать.

Если вы вспомните конец советской эпохи, то на самом деле перестройка была оснащена двумя-тремя киноназваниями, которые в известном смысле изменили общественное настроение страны, как минимум, для мыслящего сегмента столичных городов. Это были документальные фильмы «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса и «Так жить нельзя» Станислава Говорухина, после которых сжигали партийные билеты. И два игровых фильма: «Маленькая Вера» (фильм 1988 года Василия Пичула. – Forbes), которая впервые открыла глаза людям, живущим жизнью героев этого фильма, и «Покаяние» – фильм грузинского режиссера Тенгиза Абдуладзе, неожиданно открывший людям, не знавшим и не подозревавшим об обстоятельствах собственной истории, правду о сталинизме. Вот эти четыре фильма реально подготовили перестройку, аудитория стояла, смотрела и ждала.

Фото Forbes

Потом был период политической апатии. Я написал здоровенную колонку в газете «Ведомости», которая вызвала ужасную дискуссию, при том что она была, на мой взгляд, примитивной и очень просто доказывала то, что я сейчас сказал, в более конкретных цифрах и проявлениях – что русская аудитория принципиально отказывается смотреть фильмы, каким-то образом связанные с реальностью. Она ищет в кинематографе способ убежать, спрятаться, эскапизм в чистом виде. И все то, что связано каким-то образом с реальностью, проваливается. Даже в анимации. Фильмы лучшей в мире анимационной студии Pixar традиционно собирают миллиарды в прокате, а в России собирают минимум $45-50 млн. «Мадагаскар», «В поисках Немо» – всегда. Один фильм, лучший, который получил «Оскар», собрал не $50 млн, а $11 млн, это был «WALL-E» – взрослая притча о хищническом природопользовании и природе консьюмеризма. Аудитория сразу рассмотрела – не детское, не легкое, не развлекательное – и отказалась смотреть.

Быть американским продюсером: когда тебя везде хотят

Производство американского кино намного более предсказуемо, потому что американские фильмы по отношению к отечественному кино или даже французскому, немецкому либо бельгийскому, имеют существенное преимущество – они всегда продаются. Другое дело, что цена зависит от того, в каком состоянии находится тот или иной участник фильма. Если режиссер Денни Бойл сделал «Миллионера из трущоб», то любой его следующий фильм продается за огромные деньги. Потом он сделал «27 часов» – фильм провалился, и сразу после провала уже как-то стало сложнее.

Фото Forbes

Эта модель с американским кино достаточно понятна – тебя везде хотят. Если в качестве достаточно успешного европейского продюсера ты можешь стучаться во все двери – будет очень тяжело, а американского – легче, они сами тебе звонят. Мне каждый день звонят с каких-то фестивалей: «А можно этот фильм получить себе?» А раньше этого не случалось даже с лучшим нашим фильмом.

В Украине нет ни одного по-настоящему успешного собственного фильма за постсоветское время. Можно сотни раз рассказывать друг другу сказки про успех того или иного фильма. Я почувствовал разницу, когда у нас получилась «9 рота». Впервые увидел в зале плачущих людей, до этого я не видел такого на своих фильмах. Я видел все: очереди, разговоры, статьи, мину при плохой игре – но не видел плачущих в зале людей.

Если вам кто-то вроде меня скажет, что точно знает, как сделать по-настоящему большой, серьезный, важный, монументальный памятник украинской культуре и истории – не верьте, никто не знает.

Уверен, что успех придет только тогда, когда аудитория узнает себя. «9 рота» нашел ответ на психологическую травму поколения. Люди внутренне были в замешательстве, они не могли испытывать ни чувства сопричастности, ни гордости, ни всего того, что делает человека счастливым гражданином собственной страны. И тут они увидели на самом деле историю о преданных, но субъективно честных молодых людях.

Если вам кто-то вроде меня скажет, что точно знает, как сделать по-настоящему большой, серьезный, важный, монументальный памятник украинской культуре и истории – не верьте, никто не знает. Надо пробовать, стараться и делать, но делать серьезно, чтобы там были живые персонажи, полноценные убедительные ситуации.

«Видео по требованию» vs телевидение

Я не вижу будущего телевидения. Убежден в том, что из 490 каналов, существующих в Штатах, будет 50 через пять лет. У нас на сегодняшний день есть VoD. Мы живем в условиях нелегального контента, американцы живут в условиях доминирования Netfix или еще нескольких видеостримингов. Вы берете любой контент, который вам нужен, из уже известного, и получаете в ту же секунду, когда хотите, за относительно небольшие деньги.

Мы живем в условиях нелегального контента, американцы живут в условиях доминирования Netfix или еще нескольких видеостримингов.

Вы себе закачиваете на iPad для полета в самолете или просмотра в отпуске то, что вам надо – это ваш телеканал. Ваши новости вы получаете в том виде, в каком хотите. Скажите, какое количество украинских каналов предоставляет своему зрителю уникальный привлекательный контент?

Александр Роднянский
Фото – Forbes

Телевизионные каналы были агрегаторами контента, не более того. Были созданы бренды, которые до определенной целевой аудитории этот контент доносят. Для мальчиков от 14 до 18 или для девочек от 15 до 19, или для рыжих велосипедистов. Это все уже не нужно, потому что рыжие велосипедисты, девочки и мальчики найдут себе в VoD все, что им нужно.

В Украине вся аудитория сидит в пиратских торрентах, если надо смотреть кино и сериалы – кровь и пот телевидения. Ни один замечательный американский сериал не идет в эфире. Когда выходит новая серия «Игр престолов», не знаю, какое количество офиса в тот же день смотрит эту серию. Homeland шел по воскресениям, у меня не было знакомых, которые в понедельник не смотрели бы новую серию. Это люди, профессионально занимающиеся медиа. Они знают, что пиратский контент – это плохо, что качать нехорошо, но очень хочется посмотреть Homeland – они его смотрят.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с forbes.ua

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • natasha.romanova.52831
          • оскар
          • disney
          • фестиваль
          • евро
          • доллар
          • forbes
          • бизнес
          • лето
          • homeland
          • друзья
          • глаза
          • украина
          • газпром
          • режиссеры
          • джессика альба
          • игра престолов
          • мадагаскар
          • россия
          • картины
          • франция
          • библиотека
          • телевидение
          • брюс уиллис
          • ева грин
          • америка
          • сериалы
          • домен forbes.ua

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции