html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Пять знаменитых советских бронепоездов

Фото: Георгий Зельма/РИА Новости

21 февраля 1942 года в Горьком был сформирован 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. Это был первый в мире дивизион броневых поездов, который вскоре после сформирования, получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок для реактивных снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил в своё наименование прилагательное «особый». В состав дивизиона входили горьковский и муромский бронепоезда: «Козьма Минин» и «Илья Муромец», черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, а также специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня и жилые. Особенностью бронепоездов дивизиона являлось использование реактивной артиллерии и орудий, размещенных в танковых башнях. В действующей армии дивизион находился с 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года, пройдя путь от Волги до Берлина. На его счету уничтоженный немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 94 пулеметные точки, 15 немецких самолетов. Дивизион был награжден орденом Александра Невского, получив наименование 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов. Мы решили вспомнить пять знаменитых советских бронепоездов.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Бронепоезд «Илья Муромец» был построен в 1942 году в Муроме как подарок фронту железнодорожников Муромского узла. Все основные платформы под орудия и вагоны были сделаны рабочими в свободное время. Бронепоезд был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными минометами «Катюша». За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. За бесшумный ход, высокую скорость и колоссальную огневую мощь немцы прозвали бронепоезд «русским призраком». За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Свой первый бой бронепоезд «Илья Муромец» принял в апреле 1942 года у станции Выползово. А чуть позже участвовал в налете на захваченный фашистами Мценск с приказом парализовать работу станции, где в этот момент шла интенсивная разгрузка эшелонов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля — крупного узлового центра Волынской области УССР — произошло единственное лобовое сражение бронепоездов 2-й мировой войны между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и «Адольф Гитлер» был уничтожен. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошел до Берлина, так как мост через Одер был разрушен. В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в Муроме установили памятник «Илье Муромцу» в виде макета паровоза в натуральную величину.

Фото: Soniaromanoff/WIkimedia Commons

КОЗЬМА МИНИН

Бронепоезд «Козьма Минин» был построен в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький рабочими паровозных и вагонных депо Горький-Пассажирский на собственные средства в свободное от работы время. Боевая часть бронепоезда состояла из бронепаровоза, двух крытых бронеплощадок, двух открытых артиллерийских бронеплощадок и четырех двухосных контрольных платформ. Защищенный броней толщиной 30-45 мм «Козьма Минин» был оснащен зенитными пушками, которые позволяли вести прицельную стрельбу на дальность до 12 километров, и пусковыми установками М-8, обеспечивающими точное поражение живой и технической силы противника. Кроме того, бронепоезд мог возить с собой обширный боезапас, а в боевых условиях использоваться также в качестве тягача. Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля. Летом бронепоезд красили в темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой – в белый цвет.

За три года бронепоезд преодолел более 2.5 тысяч километров, поразив 15 немецких самолетов и 2 огневые точки. В дни Курской битвы экипажи «Козьмы Минина» обеспечивали огневую поддержку наступающим войскам 61-й армии. После войны был найден на Урале, отреставрирован и установлен на постаменте в Нижнем Новгороде.

Фото: Smolov.ilya/Wikimedia Commons

БРОНЕПОЕЗД № 1 «ЗА СТАЛИНА»

Бронепоезд «За Сталина!» был построен на Коломенском заводе имени Куйбышева 10 сентября 1941 года. Он состоял из двадцати вагонов, четыре из которых предназначались для личного состава: вагон-мастерская, вагон-кухня, командно-санитарный и вагон-баня, пар для которой брали из паровоза. Поезд состоял из двух частей — боевой и ремонтной, или базовой. Боевая часть состояла из четырех платформ, в том числе двух зенитных, паровоза серии 9П, подвергнутого очень сильной модернизации и снабженного тендером, и контрольных площадок с запасом путевого материала и инструментов. Бронепоезд был оснащен четырьмя 76-миллиметровыми танковыми орудиями, восемью пулеметами «Максим» и двумя спаренными пулеметами «ДТ», которые могли вести круговой обстрел, а также зенитными установками. Толщина брони поезда достигала 45 мм.

Бронепоезд не успели зарегистрировать как боевую единицу и приписать к какой-либо из частей действующей армии: в первом же бою 10 октября 1941 года на 174-м км Западной железной дороги между станциями Колесники и Гжатск бронепоезд №1 был обстрелян. Паровоз получил повреждения, бронепоезд остановился и был выбит из строя. Немцы захватили и расстреляли оставшуюся часть команды, в живых осталось только семь человек. Позже немцы восстановили паровоз и одну бронеплощадку и использовали их в составе своих бронепоездов.

ЖЕЛЕЗНЯКОВ

Бронепоезд «Железняков», прозванный немцами «Зеленым призраком», был построен на Севастопольском морском заводе 4 ноября 1941 года. Рабочие завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой. На бронеплощадках были установлены пять 100-миллиметровых орудий и 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза в состав входил также дополнительный мощный локомотив.

7 ноября 1941 года «Железняков» вышел на первое боевое задание: обстрелял немецкую пехоту у деревни Дуванкой (Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины. С 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, около полутора тысяч солдат и офицеров противника. 5 июня 1942 года «Железняков» в бою с колонной немецких танков подбил не менее 3 бронированных машин. За первый год войны бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Во время второго штурма Севастополя «Железняков» поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми пулеметами. По приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.

26 июня 1942 года 50 немецких бомбардировщиков нанесли удар по Троицкому тоннелю, где базировался «Зеленый призрак». Обломками завалило 2-ю бронеплатформу. Второй выход из тоннеля еще сутки оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. «Железняковцы» держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен. Оккупировавшим Севастополь немцам в августе 1942 года удалось расчистить Троицкий тоннель для движения своих поездов. Используя восстановленные бронеплощадки «Железнякова», немцы создали из них бронесостав «Ойген», вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами. В мае 1944 года бронесостав был взорван немцами при отступлении.

БАЛТИЕЦ

3 июля 1941 года рабочие Лениград-Балтийского электродепо приняли решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза предоставил Ижорский завод. Рабочие назвали бронепоезд «Балтийцем», и с июля 1941 года он действовал на Ленинградском фронте. Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. В команду бронепоезда вошли добровольцы-железнодорожники электродепо и кадровые артиллеристы. Широко развитая железнодорожная сеть Ленинградского узла позволяла бронепоезду успешно маневрировать и наносить внезапные удары по врагу, оставаясь для него недосягаемым. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы — по Мге; из Угольной гавани — по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой – по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово – в район за Лемболово – Орехово. Во время прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года «Балтиец» находился на станции Петрокрепость. С закрытых позиций, а также прямой наводкой артиллерийским огнем он поддерживал пехоту, атакующую вражеские укрепления на левом берегу Невы. В дни решающих сражений за полное освобождение Ленинграда бронепоезд поддерживал наступление советских войск в районе станции Лигово и города Урицка, продвигаясь вперед вместе с наступающей армией.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с smartnews.ru

100
    +82 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • smartnews.ru
          • завод
          • армия
          • домен smartnews.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции