html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Пространство — это возможности, а время — диктатура

Седрик Гра «Владивосток»

Французский писатель-путешественник Седрик Гра (Cédric Gras), несколько лет проживший во Владивостоке и сегодня возглавляющий Aliance Française в Донецке, после двух книг о России выпустил сборник рассказов «Нежность и дали» ("Le cœur et les confins", изд. Phébus) о конфликте любви и дороги. Интервью.

RFI: Когда читаешь «Нежность и дали», кажется, что это такая стилизация записок путешественников прошлых веков: старомодно, романтично, с письмами, кораблями и усталыми путниками. Если бы в некоторых из этих писем не было слова «телефон», их нельзя было бы отличить от писем двухсотлетней давности. Для тебя было важно это ощущение «вневременности»?

Седрик Гра:
Я думаю, что каждый писатель ищет вневременности. У таких книг нет срока давности. Их можно читать и пятьдесят, и сто лет спустя. Ведь большинство книг, связанных с сегодняшним днем, исчезают.

Если мне хоть чуть-чуть удалось быть вне времени в этой книге, я счастлив. Если это так, может быть, эту книгу будут читать и позже. Мне бы этого хотелось. Возможно, это получилось благодаря сюжету: любовь и путешествия, даже если они тоже зависят от традиций и моды, остаются как в личной жизни каждого, так и в устройстве всякой цивилизации.

Седрик Гра «Нежность и дали»


— Время, вообще, кажется, главным двигателем путешественника. Тема бега, спасения от времени — непременная часть рассказов путешественников. У твоих героев тоже это есть: тревога от проходящего времени.

— Я убежден, что пространство — это возможности, а время — диктатура. Время уходит безвозвратно, и, даже врачи, несмотря на все их старания, здесь бессильны. На смену юности с ее сумасшествием и желанием путешествий, приходит желание стабильности и семьи. Это, разумеется, зависит от людей, но в жизни неизбежно есть этапы, продиктованные нам временем.

Когда ты путешествуешь, главное — не цель путешествия, а время, проведенное в дороге. Время и пространство перпендикулярны друг другу. Когда любовь сталкивается с путешествием, то оказывается вовлечена в это противоречие. Это парадокс желания путешествовать (а для меня чувство дороги — это чувство, которое надо проживать в одиночестве) и неожиданности чувств, влюбленности, которая настигает тебя накануне или посередине дороги и заставляет делать выбор. Впрочем, иногда время берет над нами верх.

— Почему путешествовать лучше в одиночестве?

— Это лишь мое мнение. Речь ведь не о том, чтобы, будучи холостяком, веселиться во всех частях света. Просто в одиночестве ты больше открыт для мира и для природы. Даже когда ты путешествуешь просто с другом, это в каком-то смысле защищает тебя от места, где ты находишься.

Даже если ты ненавидишь одиночество, я убежден, что его нужно обязательно попробовать хоть раз в жизни. Для этого не обязательно уезжать в таежную глушь или залезать на вершину горы, можно просто снять хижину в Бретани и уехать туда на пару дней с книгами. В общем, не стоит критиковать одиночество до тех пор, пока ты не знаешь, что это такое.

— Какие книги — о любви или о путешествиях тебя больше всего вдохновили?

— Не читал. Я не слишком люблю любовную литературу, хотя речь всегда идет о любви. У меня есть один рассказ, действие которого происходит в Монголии, и мне иногда кажется, что в нем есть влияние «Джамили» Чингиза Айтматова. Но, опять же, это не то же самое, потому что там речь идет о любви как протесте против гнета культурной традиции. Так что, не думаю, что было чье-то влияние.

Не знаю, удачны ли мои рассказы, но мне кажется, что тема конфликта любви и путешествий довольно новая. Я, кажется, не читал книг на эту тему. Притом, что в нашем обществе с утра до вечера все только и говорят о любви, будь то фильмы, музыка или литература. Я не испытывал влияния других авторов, писавших до меня на эту тему, просто мне так захотелось. Это история не обо мне, повторяю, но я столкнулся с этим конфликтом и захотел о нем написать. Мне хотелось придумать истории, в центре которых — пространство, время и любовь.

— «Лишь о двух вещах мы будем жалеть, умирая: что мы мало любили и мало путешествовали». Это цитата из Марка Твена, которую ты используешь в качестве эпиграфа к одному из рассказов, но она могла бы стать эпиграфом ко всей книге.

— Я прочел эту цитату и был счастлив, что она мне попалась, потому что всегда приятно узнать, что кто-то до тебя так же думал и об этом написал. В этом чудо литературы — в диалоге между людьми, которые друг друга не видят, но читают и так, через литературу, общаются. Поэтому литература великолепна. Жалко, что он произнес эту фразу на смертном одре — не любить и не путешествовать. И в этом «и» — весь парадокс невозможности смешивать то и другое и стремление к тому и другому. Конечно, я набросился на эту цитату, как только ее увидел.

— Если обратиться к географии этих повестей, действие в них происходит во всех частях света. Ты упомянул Монголию, но действие твоих рассказов происходит и в Южной Америке, и в Гималаях, и в Гренландии и в Украине.

— Я специально не хотел писать о России, потому что у меня уже вышло две книги о России и, по-видимому, в следующем году будет третья. Моя тема вовсе не обязывала меня говорить именно о России. Я решил, что это здорово, я отдохну от России. Есть всего один рассказ, где речь идет о Мурманске. Есть еще одна история, действие которой происходит в Украине.

Меня забавляло писать про эти места, где я был еще до России. Я изъездил Южную Америку, изучал географию во Французском институте в Пондишери в Индии, занимался альпинизмом в Гималаях, пересек Монголию и Тибет на лошадях и т. д. В общем, я использовал все эти пейзажи, которые посмотрел и полюбил в качестве декорации для моих историй.

Мне было очень интересно, ново — писать такие истории. Во-первых, потому что это не путевые заметки, а выдуманные истории, а, во-вторых, потому что я больше не рассказывал о России. Я не был уверен, что смогу придумывать истории, что смогу писать о чем-то другом, кроме России. И я получил огромное удовольствие от этого, потому что это было что-то совершенно новое.

— Сборник рассказов — не первый ли это шаг к написанию романа? Когда приступаешь к роману, всегда колеблешься. Тебе не кажется, что рассказы — это та литературная форма, которая позволяет проверить себя на готовность к написанию романа? Не думаешь ли ты написать настоящую книгу?


— Я не задавал себе такого вопроса. Для меня формат рассказа был удобен по двум причинам. Во-первых, из-за моей собственной застенчивости — я не хотел говорить о личном чувственном опыте. И потом, мой личный чувственный опыт никому не интересен. Поэтому я выбрал не столько формат повести, сколько формат фикшна — он позволяет вообразить вещи, которые могли бы случиться, но не случились. Хотя в этих повестях есть вещи, которые реально происходили, пусть не со мной, но с другими — истории, которые я слышал и пересказал.

Мне хотелось рассказать о проблемах, которые присущи мне, как и многим другим людям, но, при этом, я не хотел, чтобы это основывалось на моем личном опыте. И потом, форма рассказа оказалась удобной потому, что не было материала на роман, и к тому же позволяла коснуться многих тем на многих примерах. А делаем ли мы первый шаг к роману через рассказ, я не вполне уверен.

Мне кажется, что роман — это очень-очень сложный труд. Намного сложнее написать одну огромную историю, чем много маленьких, даже если в результате книга окажется толще. Не знаю. Мне, конечно, хотелось бы написать однажды роман, но для этого надо иметь, что сказать. Надо еще пожить. Поэтому я пока об этом не думаю.

— А что будет в четвертой книге?

— О России у меня всегда есть, что сказать. Прошлой осенью я пересек российский Дальний Восток с севера на юг — от Якутии к границам Чукотки до Владивостока и северокорейской границы вместе с осенью. Чем выше вы на севере, тем раньше наступает осень, и по мере продвижения на юг осень начинается позже. И я прошел через российский Дальний Восток, чтобы бросить вызов Дальнему Востоку вместе с этой метафорой осени. Почему осень? Потому что я очень люблю осень. Потому что осень — это немного угасание, а русский Дальний Восток находится в фазе угасания, которую следует преобразовать в новую весну.

Надеюсь, что это произойдет, потому что я очень люблю этот регион и надеюсь, что он найдет новую модель, новую форму экономики, открытости азиатским странам, которая поможет ему не слиться с Азией, а перестроиться как русскому региону, почерпнув из Азии новые силы. Я надеюсь, что Тихоокеанский регион использует свой фантастический потенциал, чтобы перестроиться. Надеюсь, что он не будет проглочен этими азиатскими силами, но использует их — как в айкидо, когда используется сила противника, чтобы перестроить себя.

Да, я люблю Дальний Восток, люблю осень. Во-первых, в это время года легче путешествовать: в лесу больше нет клещей, не слишком жарко и не слишком холодно, небо ясное, комаров нет, медведи, тигры, дикие звери хорошо наелись за лето и спокойно готовятся к зиме. Этот регион очень подходит для путешествий. И что хорошо — куда бы вы ни поехали летом, вы знаете, что народ в отпуске, а путешествовать по стране в отпускной период — не то же самое, что в рабочий период. А там осенью все люди вернулись и готовятся к зиме, это время сбора урожая, страды, подготовки к зиме. С другом-фотографом мы путешествовали, по осени, а попятам за нами шла зима. Много раз мы попадали в снегопады, но мы спускались все южнее, чтобы догнать осень, а над нами летели клинья диких уток, гусей, лебедей, кочевавших на юг. Очень красиво. Это как дороги — все в движении, все движется к югу. И мы закончили во Владивостоке, который, как обычно, последним вступает в зиму. Это одно из самых красивых путешествий, которое я проделал, и я расскажу о нем в следующей книге.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с inosmi.ru

8

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • inosmi.ru
          • россия
          • интервью
          • домен inosmi.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции