html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Кто виноват в стрельбе в 263-й школе

Впервые в нашей стране случилось то, к чему почти привыкли в Америке и Европе: подросток пришел с оружием в школу и расстрелял людей. И, как обычно случается у нас, после катастрофы чиновники стали наперебой рапортовать о принятых мерах. Сразу скажем, это - имитация деятельности: чтобы принимать меры, нужно понять причины произошедшего.

Меры приняты, все будет хорошо

Сразу после трагических событий мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что нужно усилить охрану школ и даже ввести должность зам. директора по безопасности. Другие прокричали, что следует поручить охрану школ частям МВД, снабдив их оружием (видимо, чтобы по людям в состоянии аффекта стреляли не только дети, но и бдительные профи). По мнению борца с иностранными продуктами Геннадия Онищенко, во всем виноваты компьютерные стрелялки (тоже иностранные), а еще - насилие в кино (конечно, американском). Как обычно бывает в современной России, образ врага-инородца найден. Только непонятно, почему практически все мужское население нашей страны (от первоклассников до топ-менеджеров) не стало серийными убийцами? Да просто потому, что компьютерные стрелялки, скорее, сублимируют агрессию, гасят ее, а вовсе не порождают. Обнаружили и основных виновников случившегося: это школьные психологи, не углядевшие во внешне благополучном мальчике маньяка-убийцу. И вот уже Сергей Собянин распоряжается провести аттестацию нищих и бесправных школьных психологов, и еще – срочно повысить их квалификацию.

Совершенно очевидно, что ни одна из этих мер не поможет: истинные причины – в другом. Признаться в них – это сказать: все, что мы делали с образованием в последние 10 лет, привело к интеллектуальной и моральной деградации школы.

Наша новая школа

Причины несчастий в том, во что превратилась современная школа после пыточных реформ, которым она подвергалась больше десяти лет. В каком положении оказался учитель, в каком - ученик и его родители. Школа стала предприятием по зарабатыванию денег, количество которых зависит от формальных показателей ее успешности. О каком внимании учителя к душевному состоянию ученика можно говорить в ситуации бешеной гонки за результатом?

Из-за перевода на систему подушевого финансирования (денег школа получает столько, сколько детей пришло в нее учиться) и из-за новой системы оплаты труда, когда зарплата учителя состоит из базовой и стимулирующей части (последняя складывается из того, сколько высокобалльников ЕГЭ и победителей-призеров олимпиад подготовил учитель и из многих других показателей его деятельности), вся работа школы вынужденно направлена на гонку за высоким результатом. Ведь более успешные учебные заведения, вошедшие в рейтинг «300 лучших школ Москвы», получат дополнительное финансирование. И школа постоянно борется за место в рейтинге. При этом, как сказал московский детский омбудсмен, Евгений Бунимович, никто не замеряет атмосферу в школе. Мало того, что ее нельзя формально замерить (она – в народной молве, рассказах родителей и детей), никому в предлагаемых обстоятельствах и в голову не придет оценивать школу по этому показателю. Времени на такие пустяки нет.

По мысли Юрия Завельского, знаменитого директора московский гимназии №1543 «На Юго-Западе», сам факт, что по участию в олимпиадах и по результатам ГИА-ЕГЭ мы судим об уровне учебно-воспитательной работы школы - нонсенс, ложь. «Этого не может быть, потому что школы поставлены в разные ситуации, там разный контингент. Поэтому качество образования и результат образования – вещи далеко не всегда совпадающие. Учительница может давать высокое качество работы, а результат окажется ниже, чем в другой школе. Потому что там – другой контингент ребят (одни с дорогими репетиторами занимаются, а другие по-русски едва говорят). А оценивают всех по одним и тем же критериям».

Учителю, превращенному в функционера, не то что некогда разбираться с проблемами ребенка, ему и учить-то некогда (он завален отчетностью, заполнением электронных журналов и дневников, дополнительной нагрузкой, нужной ему для повышения зарплаты), и потому детям уже в 4-5-м классах берут репетиторов. Вся его деятельность имеет весьма косвенное отношение к прямым обязанностям педагога. «Ведь что такое учитель, - объясняет Юрий Завельский, - Это человек, который должен понимать, чувствовать чужую душу, душу ребенка, подростка. А для того, чтобы в этой душе разобраться, он должен быть в какой-то степени внутренне свободным человеком, необремененным теми глупостями, которые на него взваливают. Помимо ЕГЭ, ГИА (а то, в какой форме они проходят в нашей стране – отдельная песня, тоже повлиявшая на деградацию образования. – Н.И-Г), это - огромное количество различных акций, в том числе – и олимпиады, конкурсы, конференции. Отказаться невозможно – это идет в минус школе. Это ее престиж. Такой директор, как я, за своим престижем не очень гонится. Но есть много других, молодых, для которых он важен. Это его лицо, имидж. Будут говорить: он не отправил своих детей на какую-то конференцию».

Московских директоров шантажируют необходимостью слияния, объединения школ (это столичное ноу-хау, которое явно распространится на всю страну). И, хотя де-юре Общественный Совет школы может выступить против объединения, такие случаи единичны: от директора требуют подчиниться приказу (иначе ему грозит увольнение).

Школа становится гигантской, обезличенной. В итоге дети относятся к ней чисто формально, мало кто ее любит. Они замучены и школой, и репетиторами. Главное – любой ценой поступить в вуз.

В общем, история, случившаяся в школе №263, может повториться в любой другой. И учителя трудно в такой ситуации обвинить.

У нас и в Европе

Решит ли проблему переаттестация школьных психологов? Едва ли. Они вообще не играют в школе почти никакой роли. Их ставки, ставки социальных педагогов, преподавателей кружков и секций (а это отдушина для детей) во многих школах просто сокращают. Причины две: слияние школ (а оно и сделано для экономии средств, сокращения штатов) и необходимость выполнить приказ Президента довести зарплату учителя до средней по экономике региона. Деньги-то откуда-то брать надо. Не сокращать же математика или историка? Бывает так, что психолог – это по совместительству учительница чего-нибудь или девушка, выполняющая функции секретарши. Спросила соседа-одиннадцатиклассника, который учится в английской школе, есть ли у них психолог. Есть какая-то женщина, говорит. К ней никто не ходит. На вопрос, что она делает, парень ответил: тесты какие-то иногда проводит. А пятиклассница из соседней школы сказала: у нас психолог 20-летняя девушка, мы с ней болтаем обо всем. Она помогает оформлять социальные карты (все их теряют).

Ирина Умняшова, зав. лабораторией «Модернизации психологической службы системы образования», которая находится в Московском городском психолого-педагогическом университете, руководитель Московского отделения федерации психологов образования России, утверждает, что есть школы, где психологические службы успешно работают благодаря заинтересованности администрации. От себя заметим, что эти школы – по сути экспериментальные, они связаны с этой лабораторией. В условиях нынешней школы брать их за образец нереально.

Итак, по мнению Ирины Умняшовой, психолог обязательно должен быть знаком и интересен детям. Иначе они к нему не придут. Работая в подшефных школах (это были и гимназия, и обычная школа, и даже вечерняя), она бывала на классных часах, разговаривала с детьми, пыталась их чем-то заинтересовать, даже вела неофициальный урок психологии. И в итоге дети к ней стали приходить со своими проблемами. Мы спросили, что волнует детей? И выяснилось: в 5-6 классе это - взаимоотношения мальчиков и девочек (причем дети предупреждены, что информация конфиденциальная). В 6-7-м классах – взаимоотношения с учителями, с родителями. В 8-9-м – это выбор профессии, профиля обучения, снятие тревожности в ситуации экзамена. Ну, а в 10-11-м подростков волнуют вопросы: кто я, зачем я, кем мне (глобально) стать.

Ирина Умняшова уверена: 1) Психолог должен работать с учителем (ведь именно он постоянно видит детей, в той или иной степени замечает их проблемы). Учитель потом передает ему свои наблюдения. «Я принимала участие в каждом педсовете, просвещала учителей. Мы вместе составляли маршрут для ребенка». 2) Психолог должен общаться с родителями (выступать на родительских собраниях). Он может убедить их, что у них есть проблема, и что ребенка нужно отправить к специалисту. Ирина Умняшова проводила «родительский клуб», приглашала спецов из наркодиспансеров, социальных служб, психологических центров. «Родители детей из вечерней школы (там учились трудные подростки, которые не смогли прижиться в других школах) иногда от меня с изумлением узнавали, что их ребенок употребляет наркотики». 3) Ну, и, конечно, это работа с детьми. Если они знакомы с психологом, то приходят к нему часто. Потому что доверяют.

Но главное заключается в том, что одного, универсального школьного психолога быть не должно. Нужны психологические службы: один психолог – консультирует педагогов, другой - родителей, старшеклассников (или группы людей со сходными проблемами); клинический или специальный психолог работает с детьми, испытывающими трудности в обучении (необязательно с диагнозом). Он может совместно работать с логопедом, дефектологом. Социальный психолог занимается разрешением конфликтов в классе, с учителем, между учениками. Еще есть юридический психолог.

Эта система уже апробирована в нескольких школах Центрального округа Москвы. Естественно, в каждой школе такая служба невозможна. Самым оптимальным был бы один психологический центр на округ. Он получает госзадание (финансирование) и заключает договор со школой. Школа будет платить Центру за решение каких-то задач. Приезжает бригада и смотрит, сколько им надо времени для их решения. Они могут заниматься и экспертизой, и экстренной помощью. Бригада многопрофильных служб – распространенная модель в Европе.

Как мы недооценили сериал «Школа»

Помните, какой критике подвергся сериал Валерии Гай-Германики «Школа»? Учителя возмущались чернухе, которая там была показана. Как сейчас выяснилось, это и была та самая правда, о которой надо было задумываться и родителям, и учителям. Там тоже девочка-подросток, Аня Носова, не услышанная никем – ни бабушкой с дедушкой, ни одноклассниками, ни учителями (совершенно одинокое существо) погибает. В своем предсмертном видеообращении она говорит нечто, похожее на то, о чем говорил «стрелок» из 263-й школы: «все не то», и ей всё равно. Правда, она ни в кого не стреляет, но кончает с собой. Боюсь, что статистики школьных суицидов нет. Но периодически о них становится известно (в том числе, они случаются и из-за страха ЕГЭ).

Сериал «Школа» очень точно отражает ситуацию, когда дети одиноки, несчастны, никто ими не занимается, учителям, родителям не до них. То есть, они-то считают, что внимание есть, просто оно совсем не такое, какое от них нужно детям. А психологические проблемы загоняются, как нарыв – внутрь. И тогда – все возможно. Мне кажется, что случай в 263-й школе – повод задуматься о том, что школа и родители нацелены не на ребенка, а на формальный успех любой ценой. Правда, все усилия по его достижению могут оказаться тщетными: гордиться будет некем.

Сокращенная версия опубликована в "Газете.ru" 11 февраля 2014:

http://www.gazeta.ru/comments/2014/02/10_a_5899229.shtml

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с russ.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • russ.ru
          • москва
          • школа
          • учителя
          • университет
          • наркотики
          • домен russ.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции