html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Еретик и инженер

В издательстве «РИПОЛ классик», в серии «Искусство и действительность», вышли отдельным изданием лекции Евгения Замятина, которые он читал группе молодых писателей в 1919–1920-х годах, — «Техника художественной прозы».

Евгений Замятин. Техника художественной прозы. М.: РИПОЛ классик, 2018

Евгений Замятин, автор романа «Мы», начинал свое творчество с формалистских рассказов о русской провинциальной жизни. После нескольких арестов в юношеском возрасте за «революционную деятельность» он, инженер по образованию, жил преимущественно в ссылках и совмещал увлечение литературой с кораблестроением, подходя к своему увлечению с такой же математической точностью, с какой — и к своей профессии.

В 1908 году, по окончании Политехнического института, он пишет свой первый, не очень удачный рассказ, а в 1911-м публикует повесть «Уездное», на которую обращает внимание Максим Горький. В 1914 году он попадает под суд, а затем — в очередную ссылку за повесть «На куличках», в которой сатирически-гротескно отразил жизнь восточносибирского армейского гарнизона. Через два года после этого его командируют в Англию проектировать корабли для русского флота. Оттуда, приобретя английские манеры, написав роман «Островитяне» и сделав чертеж будущего ледокола «Ленин», он возвращается в сентябре 1917-го.

Уже к этому времени на родине его воспринимают как большого писателя. Он оказывает влияние на умы молодых петербургских литераторов. Обладая нравом «насаждать последователей, заботиться об учениках, преемниках», организует в Доме Искусств класс художественной прозы и читает там лекции на протяжении двух лет. Процитированные выше слова принадлежат как раз одному из его учеников, Константину Федину, который впоследствии вместе с остальными слушателями курса и членами кружка Шкловского войдет в возникшее в 1921 году литературное объединение «Серапионовы братья».

В своих лекциях Замятин аналитичен, точен и скрупулезен. Он на общей волне формализма в России разбирает по полочкам жанр малой прозы, но делает это как писатель, а не филолог. Он почти не дает советов, но помогает увидеть, разглядеть, подробно различить микро- и макропроцессы в литературе. В сущности, Замятин говорил все то, что принято говорить теперь в различных пособиях и на курсах литературного мастерства, — только одним из первых.

Микропроцессы — все то, что находится в руках отдельного автора, подвластно ему: стиль и манера изложения, сюжет и фабула, ритм и «инструментовка», внимание к деталям и шлифовка характеров. Макропроцессы — это общие литературные тенденции. Замятин был одним из самых проницательных критиков своего времени. Он следил за современной иностранной литературой и разбирался в ней. Ему удавалось характеризовать и объяснять новейшие явления, привлекая материал из всех сфер искусства.

Вот что говорит он в своих лекциях о нарождающемся «потоке сознания»: «воспроизведя этот эмбриональный язык мысли, вы даете мыслям читателя только начальный импульс и заставляете читателя самого вот эти отдельные вехи мыслей связать промежуточными звеньями ассоциаций или нехватающих элементов силлогизма. Нанесенные на бумагу вехи оставляют читателя во власти автора, не позволяют читателю уклониться в сторону; но вместе с тем пустые, незаполненные промежутки между вехами оставляют свободу для частичного творчества самого читателя. Словом, вы делаете самого читателя соучастником творческой работы, а результат личной творческой работы, а не чужой, — всегда укладывается в голове ярче, резче, прочнее».

В лекциях можно встретить и его суждения о свободном стихе, который был для него показателем «высшего развития поэтического дара у автора, высшего развития музыкального слуха, уже не довольствующегося грубым, рубленым, метрическим стихом, а прибегающего к сложному, неуловимому ритму vers libre». Установку на творческое «вовлечение» читателя в литературе он сравнивает с аналогичным стремлением в современной живописи, сложный и неуловимый ритм новой французской поэзии — с музыкой Скрябина. В основе же их — философия.

Замятин считал, что искусство вообще и литература в частности движутся диалектическим путем. Сначала, говорит он в лекциях, были реалисты с их вниманием к земле, потом символисты, которые от земли подняли глаза к небу, но увидели, что облака всего лишь туман. За ними — неореалисты, которые, узнав, что облака — туман, продолжают им радоваться и о них писать. Только — как о тумане. При таком взгляде исчезает вся сознательность, осознанность литературных течений; она уходит на второй план. Замятин вскрывает подсознательные сдвиги в головах писателей, и в них видит источник творчества.
В символизме берет начало манера ранних произведений и самого Замятина. Под влиянием в первую очередь Ремизова он, ступая на путь писателя, обратился к орнаментальной прозе. Он жадно искал диалектизмы и неустанно создавал неологизмы; путешествуя, записывал в блокнот анекдоты и частушки. Его тянуло к сказу и гротеску, к новой, яркой образности. «Позднее, — пишет Святополк-Мирский в своей „Истории русской литературы”, — Замятин отрывается от русской провинциальной почвы и ремизовского словаря и постепенно развивает собственную манеру, основанную на подчеркивании, при помощи сложной системы метафор и сравнений, выразительной ценности и многозначительной детали». Замятинские метафоры, сильные и меткие, — притча во языцех. Ими переполнены и его лекции.

Отдельное, главенствующее место Замятин отводит Чехову, который вдохнул жизнь в умирающий жанр, переоткрыл новеллу. «Первое и главное, чего достиг Чехов и чего до него не умели: краткость, сжатость, сгущенность». Он дал появиться огромному количеству писателей, практически создал новую литературу, сделав рассказ полноценным и полноправным литературным произведением. Оказалось, что именно за счет краткости, «экономии художественных средств», проза производит сильнейшее впечатление. Вера же в него — основной признак «неореалистов», к которым принадлежал и Замятин.

Евгений Замятин. Художник: Георгий Верейский

Фото: fedinmuseum.ru

«Повесть, рассказ вы можете считать совершенно созревшими и законченными, когда оттуда уже нельзя будет выбросить ни одной главы, ни одной фразы, ни одного слова. Все, что можно выбросить, надо безжалостно выбросить: пусть останется только одно яркое, одно ослепительное, одно необходимое. Ничего лишнего: только тогда вы можете сказать, что ваше произведение создано и живет. В живом — нет ничего лишнего». Несмотря на эти слова, сам Замятин, увлеченный инженерией образов, нагромождал ими рассказ, сбивал его ход, превращая в «мозаику деталей». Святополк-Мирский усматривал в этом методе родство писателя с кубизмом — тот же аналитизм и такая же тяга к геометрии. Из этого кубизма и родился впоследствии его роман «Мы».

Уже из него становится ясно, что Замятин не стремился, как можно подумать, к рационализации мира, он признавал и принимал существование в нем иррационального — и здесь, оставаясь социалистом, расходился с победившими большевиками. «Но повторилась вечная история: все революционеры, побеждающие старое, немедленно становятся консерваторами и охранителями „устоев”, — говорил он о произведенной в художественном языке революции „Арзамаса”. — Победители становятся элементом реакционным, задерживающим развитие».
Филолог Олег Михайлов, впервые издавший его прозу в Советском союзе, писал: «Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке». Замятин — инженер, поставивший на первое место человеческую душу.

«Главное в том, — писал Замятин в статье 1921 года со смелым названием „Я боюсь”, — что настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы, еретики, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики». Таким «еретиком» — бунтарем и последовательным диалектиком, неудобным для закостеневшей советской власти — и считал себя Замятин, вынужденный через десять лет эмигрировать за границу и умерший в 1937 году в Париже.

В Советском Союзе остались его ученики: Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Всеволод Иванов, Константин Федин, Николай Тихонов. Первое время они еще старались сохранять аполитичность, экспериментировать с формой и ставить искусство на первое место. Однако скоро их начали раздирать противоречия. «Они сошли с рельс и поскакивают по шпалам», — с недовольством писал о них Замятин. Слушая его лекции, все они прежде всего получили инструмент, научились технике художественной прозы. Стать же партийным писателем или попасть в опалу — каждый выбирал уже сам.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • литература
          • стихи
          • писатель
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции