html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Энди Гуль: «В основном люди просили сыграть что-то “нормальное”»

22 апреля на калининградской арт-площадке «Ворота» в рамках фестиваля Sound Around Kaliningrad выступает один из ветеранов швейцарской электронной музыки Энди Гуль, который с 1970-х годов экспериментирует со звукоизвлечением, используя для этого всяческие нетривиальные световые и радиоустройства. На его счету — десятки пластинок и аудиовизуальных инсталляций, в том числе и на Венецианской биеннале, книга о параллелях между визуальным и звуковым и схемы для сборки новых инструментов, которыми он делится на своем сайте. COLTA.RU побеседовала с Гулем о том, как звучит сегодняшняя поп-музыка и почему он не использует компьютер.

Voice Crack, фрагмент выступления

— Вы начинали в семидесятые с фри-джазового дуэта Voice Crack, где играли на контрабасе. Сколько времени вы осваивали инструмент?

— Полтора года. Но затем я прекратил занятия: мне нравилось импровизировать, но совсем не хотелось учить ноты. Со временем я понял, что мне больше нравится работать со звуком: препарировать динамики, извлекать неожиданные шумы из виниловых проигрывателей, транзисторов. Так мы с моим коллегой Норбертом Мёслангом оставили «обычные» инструменты и стали заниматься этим на сцене.

— Кто из музыкантов тогда на вас повлиял?

— Немецкий композитор Маурисио Кагель, который много использовал бытовую электронику. Разумеется, Джон Кейдж. В какой-то момент я понял, что в мире много музыкантов, которые мыслят иначе, чем я, но пользуются тем же инструментарием, — это дало толчок к тому, чтобы продолжать экспериментировать со звукоизвлечением из разных электрических устройств.

Мне больше нравится препарировать динамики, извлекать неожиданные шумы из виниловых проигрывателей, транзисторов.

— И как публика реагировала на ваши эксперименты тогда?

— В основном люди просили сыграть что-то «нормальное». Музыканты, с которыми я сотрудничал, считали это музыкой, а остальные — просто шумом, нарушающим течение жизни. Я провел много времени в дискуссиях по этому поводу.

— Ваше искусство находится прямо на границе между визуальным и звуковым. Как бы вы сами его определили?

— Я занимаюсь преобразованием визуальных сигналов в звуки, делаю это без помощи компьютера и программ в реальном времени. Мне кажется, среди музыкантов таких людей довольно мало. Видео, визуальное представление музыки для меня является частью композиции — все это работает как один инструмент. Видео у меня обычно абстрактное, и публика большую часть времени размышляет, как то, что она слышит, сочетается с тем, что она видит. Вообще я ощущаю себя как те люди, которые в доисторические времена в джунглях собирали разные предметы и делали из них инструменты, чьи звуки напоминали об окружающих явлениях: криках животных, шуме ливня или ветра. Я занимаюсь тем же — после концертов ко мне подходят люди и говорят: «Я как будто услышал шум больших кораблей в гавани!» Или грузовиков, например.

ambient 6 channel sound performance

— На вашем сайте вы названы художником, музыкантом и архитектором. Расскажите немного о работах, связанных с архитектурой.

— Это моя основная профессия, мои проекты связаны главным образом с перепланировкой домов. Это требует жесткого соблюдения строительных норм — вообще у нас в Швейцарии чаще предпочитают сносить старые дома и строить новые, поэтому мы лишаемся многих исторических зданий. Хотя, например, все дома в стиле ар-деко защищены от сноса — можно перестраивать их изнутри, но снаружи стены должны оставаться в неприкосновенности. Архитектура для меня — в первую очередь материальное подспорье для творческих экспериментов. У меня есть семья, поэтому нужно зарабатывать чем-то, кроме музыки. Еще я преподаю в арт-школе, это дает постоянный доход. Если бы я жил в одиночестве, мне бы, наверное, хватило и тех небольших денег, которые приносит творчество.

— Понятно. Расскажите немного о вашей инсталляции «Sound Shifting» для Венецианской биеннале — какова была ее концепция?

— Нам очень повезло: у нас были бюджет от государства и полная свобода действий. Сначала мы решили, что погрузим видеокамеру в венецианский канал и сделаем проекцию того, что она будет снимать, на фасад одной из церквей. Но потом посчитали, что потратим все деньги на проекторы. Тогда мы поместили в канал специальный микрофон, который работает под водой, а в церкви поставили аудиосистему из пяти динамиков и сабвуфера. И каждый, кто туда входил, мог услышать звуки моторов вапоретто, катеров, которые плыли по каналу, — и так далее. По итогам были выпущены буклет и CD с фотографиями и диаграммами звуков. В Швейцарии мы получили неплохие отклики, а вот что по поводу нашей работы думали те, кто водит катера, я так и не узнал.

— На вашем сайте приведены схемы устройств, трансформирующих свет в звук. Как проходят ваши воркшопы, есть ли там практическая часть, где вы показываете, как собрать такое устройство в реальном времени?

— Скорее, я на них рассказываю о том, как визуальное пересекается со звуковым, на примерах из моей книги «Ухо светится, глаз звучит» («Ear lights, eye sounds»). Или об основах электронной музыки: например, о том, что если взять два схожих по характеру звука и объединить, то могут возникнуть интересные интерференции. Показываю, как, например, преобразовать свет от светодиода в магнитные поля, получить из всего этого аудио- и видеосигнал.

Фрагмент воркшопа

— Музыканты используют ваши наработки?

— Да, у меня есть один знакомый композитор, сочетающий звуки, полученные с помощью моих устройств, с традиционными инструментами — фортепиано, виолончелью. Иногда я устраиваю воркшопы в своей студии, на которых участники используют мои инструменты, — и, что самое интересное, у них получаются совершенно другие звуки, нежели у меня. Потому что они прикасаются к инструментам по-другому, думают по-другому.

— Как человек, погруженный в процесс звукоизвлечения, что вы думаете о звучании поп-музыки сегодня?

— Мне кажется, что из-за распространения формата mp3 она звучит гораздо менее качественно и интенсивно, чем могла бы. Еще мне не нравится, что все используют одни и те же эффекты обработки. Недавно я работал на одной выставке, и там играл какой-то обычный радиоформатный поп. И мне показалось, что все песни как будто прошли через руки одного звукоинженера, их будто пропустили через один и тот же акустический фильтр, который большинство людей даже не замечает. Но я думаю, что это временная ситуация, скоро это должно измениться.

Музыканты, с которыми я сотрудничал, считали это музыкой, а остальные — просто шумом, нарушающим течение жизни.

— Компьютер сегодня дает поистине безграничные возможности, связанные с обработкой звука. Вы его принципиально не используете?

— Ко мне после каждого концерта подходят люди и спрашивают, какие программы я использую, где мой лэптоп. Другие называют меня традиционалистом, потому что я до сих пор нахожусь в аналоговом, а не цифровом мире. На самом деле мне кажется, что компьютер не дает тебе ощутить прямого контакта со звуком: ты не можешь его потрогать, если можно так выразиться. Для меня это очень важно: не использовать технологию, придуманную сторонним инженером, а быть инженером самому.

— Что вы слушаете дома, чтобы расслабиться?

— Очень много классики по радио, иногда импровизационную музыку, иногда произведения современных композиторов. И гипнологическую музыку, позволяющую переместиться куда-то в своем воображении — как в том примере с первобытными людьми, о котором я говорил. Я думаю, что я занимаюсь именно этим.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с colta.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • colta
          • ветераны
          • семья
          • церковь
          • домен colta.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции