html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Эмоциональный «магнит» для успешной учебы

Поделиться в WhatsApp Эмоциональный «магнит» для успешной учебы

По данным журнала Forbes, из 500 богатейших людей планеты более трети не имеют университетских дипломов. Доходы образованных миллионеров, как сообщается в журнале, ниже чем заработки коллег, не получивших престижного документа об образовании.

Что же важнее: IQ или EQ? В чем их принципиальное отличие для развития ребенка и что именно нужно предпринять родителям, чтобы эмоциональный интеллект детей развивался, обеспечивая им в будущем комфортное обучение и общение, разбираемся вместе на MedAboutMe.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Силу эмоций чувствуют все, но что люди знают о них? Спрятавшись среди ста миллиардов нейронов головного мозга, эмоции составляют важную часть интеллекта. Эмоционального интеллекта, который ученые называют «ключом» к гармоничной жизни и успешной карьере.

Личный опыт
Дино Петридес, профессор кафедры психологии, Лондон
Дино Петридес, профессор кафедры психологии, Лондон

Все наши действия, так или иначе, связаны с эмоциями. Концепция эмоционального интеллекта разрабатывается многими учеными XX века и я почти двадцать лет занимаюсь его исследованием с тех пор, как прочел об этом книгу Дэниела Гоулмана.

Убежден, что жить «на автопилоте» нельзя. Хотя многие люди так и делают, выстраивая цепочку: работа - продвижение по службе - больше денег - семья - успешные дети. Так продолжается всю жизнь. Люди механически выполняют действия, не задумываясь о природе своих поступков. Подобный образ жизни приводит к эмоциональному разочарованию.

Надо обязательно оценивать собственное поведение, задавая именно себе вопросы: Что и почему я делаю? Для чего мне это нужно? Чем я пожертвовал, добиваясь всего?

Для саморефлексии не обязательны университетские знания. Каждый человек может помочь себе сам. Это не просто концепция, а практический инструмент, который с успехом используется ведущими мировыми компаниями, например Google.

Известные психологи Питер Саловей и Джон Мейер определили эмоциональный интеллект как совокупность нескольких навыков:

  • точная оценка эмоций других людей и такая же точность в способе выразить собственные;
  • умение управлять эмоциями для эффективного решения проблем;
  • способность осознавать, классифицировать и развивать эмоции для правильного построения взаимоотношений;
  • использование информативности эмоций для управления и своими, и чужими эмоциями.
Комментарий эксперта
Марина Вейнис, преподаватель РКИ, филолог, вице-президент российско-нидерландского фонда «Содружество»
Марина Вейнис, преподаватель РКИ, филолог, вице-президент российско-нидерландского фонда «Содружество»

Эмоциональный интеллект необходим для социализации ребенка в обществе, в окружающем его социуме. К сожалению, школа не учит ребенка социальному поведению, как правильно малышу выразить свои эмоции в отношении сверстников и взрослых, как рассказать о своих чувствах, переживаниях, обидах, тревогах, как мотивировать себя на изучение трудных предметов.

В Нидерландах, например, большое значение придается эмоциональному интеллекту ребенка. В голландском обществе ты должен быть успешен социально, а для этого не обязательно быть умным.

Именно поэтому в начальных и средних голландских школах преподаватели направляют некоторых учеников на прохождение тестов по социальной адаптации и уровню эмоционального интеллекта. Малыши обучаются навыкам решать конфликтные ситуации, эмпатии по отношению к окружающим, контролировать свои чувства: проявление радости, гнева, обиды, любопытства, выражению гордости за свои достижения и победы.

Думаю, педагогам в российской школе имеет смысл обратить внимание на эту проблему и уделять больше внимание развитию эмоционального интеллекта школьников, чтобы в дальнейшем их жизненные успехи измерялись бы не только количеством победителей научных олимпиад, но и крепкой дружбой, ощущением счастья от каждого прожитого дня, умением найти общий язык со сверстниками, коллегами, соседями, друзьями.

Зачем людям нужен эмоциональный интеллект? Для того чтобы намерения превращались в действия, но не импульсивные, а осознанные и обоснованные.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект? Для успешного общения с другими людьми, налаживания продуктивных связей, воспитания детей, преодоления трудностей и снятия стресса, распознавания эмоционального состояния других людей.

Комментарий эксперта
Александр Косачев, писатель, социальный педагог-психолог
Александр Косачев, писатель, социальный педагог-психолог

В психиатрии есть, характеризующий доминирующий тип матери, не интересующейся потребностями других людей - «шизофреногенная». Ребенку вербально будет дано разрешение на действие («Можешь погулять!»), но невербальная форма (жесты и мимика) говорят о другом («Стой и никуда не уходи!»).

Следовательно, у малыша не будет понимания социальных норм, он будет пассивно ждать указов, а его психоэмоциональное состояние будет холодным, несчастным.

Тоже самое произойдет с ребенком и в школе без участия эмоций в образовательном процессе. Ученик не сможет обучиться и понять многие вещи. Литературу, изобразительное искусство преподавать станет бессмысленно, поскольку они направлены на работу с эмоциями - это их главная задача.

Л.С. Выготский утверждал, что «Эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога». Эмоции позволяют побуждать ученика к образованию, устанавливать контакты, понимать себя и других, транслировать собственные переживания.

Таким образом, эмоции являются важнейшим психическим процессом, которые необходимы для образования и становления человека как личности, а также для яркой и счастливой жизни.

Что важнее для ребенка: IQ или EQ?

Что важнее для ребенка: IQ или EQ?

Билл Гейтс, создавший крупнейшую корпорацию, оставил гарвардский университет после второго курса. В штате его компании половина сотрудников без диплома, но они отличаются креативными способностями и умением работать в команде. Значит ли это, что учиться не стоит? Ни в коем случае, утверждают педагоги и психологи. Необходимо, наряду с получением знаний, выработать свой стиль справляться с трудными ситуациями в жизни. Развитие эмоционального интеллекта помогает научиться так управлять собственными эмоциями, чтобы они не вредили другим людям.

Комментарий эксперта
Любовь Богданова, психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания
Любовь Богданова, психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания

Эмоции - это часть человеческой жизни, но в нашем социально-культурном пространстве нет понимания, что культуре эмоций следует обучать с детства точно так же, как культуре физического тела.

Родители приучают детей мыть руки и чистить зубы, но об эмоциональной чистоте не задумываются. С одной стороны - это закономерно, если сами родители не владеют такими навыками и не видят в этом потребности.

Однако по данным Национального Медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, в состоянии здоровья школьников проявились существенные негативные тенденции, одной из которых является хронический стресс.

Среди доминирующих нарушений отмечаются функциональные отклонения в работе нервной системы и психической сферы.

Наиболее частые проявления эмоциональных нарушений у детей:

  • общая тревожность ребенка;
  • эмоциональная истощенность;
  • агрессия;
  • проблемы в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Хочется верить, что родители будут серьезнее относиться к состоянию эмоциональной сферы детей и подростков. Отсутствие эмоциональной культуры разрушает не только здоровье, но, в итоге, мешает успешности в жизни.

Поэтому так важна грамотная работа с эмоциями детей в школе. Ведь там ребенок встречается с полным спектром эмоций - от радости и воодушевления до разочарования и гнева.

Желательно, чтобы учителя помогали детям справляться с негативными эмоциями, не подавляли их в себе, не вымещая на окружающих. Даже избыточные позитивные эмоции требуют приведения их в гармоничное русло.

Вот почему Организация Объединенных Наций совместно с Международным Фондом по работе с дыханием открыла специальную программу «Дыхание в школах». Небольшими дыхательными упражнениями буквально за 10-20 секунд (!) можно нормализовать эмоциональное состояние человека — и взрослого, и ребенка. Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении тела (стоя, сидя, лежа, в ходьбе), в любой обстановке - в классе, в холле, на улице, применять для группы детей или для одного ребенка. Учителя благодаря этим упражнениям также улучшат свое эмоциональное и физическое состояние. Если навыкам грамотной работы с дыханием для управления эмоциями обучить еще и родителей, то появляется серьезный шанс на оздоровление всей семьи.

Почему же так важно развитие эмоционального интеллекта? К сожалению, блестящие знания и высокий коэффициент интеллекта (IQ) не всегда помогают добиться такого же великолепного успеха в жизни и карьере. Знания важны, но не менее важно умение совладать с эмоциями перед важным выступлением или экзаменом. Ученые убеждены в том, что тандем IQ с развитым эмоциональным интеллектом (EQ) способен помочь достижению целей и в личной жизни, и в карьере.

Комментарий эксперта
Анжела Николаевна Орлова, заведующая психолого-педагогическим отделением Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки
Анжела Николаевна Орлова, заведующая психолого-педагогическим отделением Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки

В отечественной педагогике положение об эмоциональном интеллекте является одним из основополагающих, на этом строится весь процесс обучения. О единстве аффекта и интеллекта говорили: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Особенно важно развитие эмоционального интеллекта именно в дошкольном возрасте, так как в это время идет активное формирование различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и эмоциональное становление детей.

К сожалению, современные родители чрезмерное внимание уделяют обучению ребенка-дошкольника школьным навыкам: чтению, письму, счетным операциям, в ущерб развитию распознавания своих эмоций и эмоций окружающих, развитию активности и самостоятельности в различных видах деятельности, что, на сегодняшний день, является главным элементом понятия «психологической готовности к школе».

Где купить «коробочку для нервов»

Где купить «коробочку для нервов»

Что же делать родителям, чтобы научить ребенка «прятать нервы в коробочку»? Для начала, самим разобраться в понятии такое «эмоциональный интеллект».

Как научить малыша осознавать собственные эмоции?

Принять вообще мысль существовании эмоции, и понять, что они являются нормальной реакцией организма на происходящее.

Признать право ребенка на их проявление.

Важно!

Запрет на эмоции — самая распространенная ошибка взрослых. Ребенку в это время нужна поддержка, а не наказание.

Разговаривать с детьми об эмоциях. Тем самым, родители помогают им познавать мир. В этом случае хорошо помогают мультфильмы. Обсуждая, что происходит и как реагируют персонажи на события, не стоит категорически делить эмоции на «хорошие» и «плохие». Лучше, если родители объяснят, что негативная реакция мешает, а положительная, наоборот, помогает в жизни достижению цели.

Научить осознавать эмоцию физически (т. е. глубоко подышите сами, прежде чем крикнуть и запретить). Покажите, как управлять своими эмоциями.

Предложите альтернативный путь решения - договориться.

Развитие эмоционального интеллекта потребует времени, но польза для ребенка очевидна:

  • умение ориентироваться во взаимоотношениях в коллективе;
  • контролировать эмоции - значит контролировать стресс и, соответственно, не навредить собственному здоровью;
  • эмоциональная уравновешенность позволяет выстроить правильные взаимоотношения со сверстниками, избежать одиночества;
  • понимание собственных эмоций позволит понять чувства других людей и наладить общение.
Комментарий эксперта
Елена Михайловна Макарова, клинический психолог Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки
Елена Михайловна Макарова, клинический психолог Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки

Когда мы говорим об обучении, то подразумеваем приобретение знаний и навыков. Но на самом деле все гораздо сложнее. Кроме знаний дети в школе учатся дружить, общаться в коллективе, учатся преодолевать трудности и неудачи. И если у ребенка нет желания и заинтересованности в предмете, то результат обучения будет низкий. Ну а для того, чтобы настроиться на работу, правильно понять собеседника и вместе совершать открытия, необходимы специфические умения и навыки. В настоящий момент развитие таких личностных качеств входит в перечень результатов школьного обучения.

Сейчас большую популярность набирают методики развития эмоционального интеллекта - способности человека распознавать эмоции других, руководствоваться в своей деятельности состоянием партнера, управлять своим эмоциональным состоянием. Наша жизнь с малым опытом детского взаимодействия со сверстниками во дворе, без сюжетно-ролевых игр, более закрытая и тревожная подталкивает к некой изоляции, в которой ребенок находит иной способ контакта со сверстниками - через разнообразные коммуникаторы, мессенджеры и чаты. Формируется стиль общения, который не включает в себя считывание эмоций партнера и живое взаимодействие. Ведь не случайно появились смайлики, которые говорят, что эмоции в разговоре все-таки необходимы! Но смайлики не могут заменить тесного эмоционального общения людей. А чтобы оно стало полноценным, его надо развивать и тренировать. Поэтому в современном обучении акцент правильнее делать на развитие эмоционального интеллекта, на накопление опыта взаимодействия и управления своими эмоциями.

По результатам исследований ученых, успешность руководителя зависит от его эмоционального интеллекта на 80%, а всего на 20% от IQ.

Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может быть таким, каким ему нужно быть в определенной ситуации для достижения цели. Он умеет эффективно справляться со стрессовой ситуацией и управлять своими эмоциями.

В магазинах не продают коробочек, куда можно спрятать нервы. Ребенка нужно научить создавать такую «коробочку» самостоятельно. Пройдите тестТест на уровень тревожностиТест на уровень тревожностиЭтот тест поможет определить ваш уровень волнения и тревожности.

Алина Илизарова
Поделиться:
Оценить статью:
Рейтинг: 5/5 Оценок: 2
Поделиться:
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с medaboutme.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • medaboutme.ru
          • стресс
          • домен medaboutme.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции