html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Эксперты поспорили — расти Челябинску вширь или искать точки роста внутри себя


Дмитрий Балакирев

Последний год Челябинск серьезно озадачился поиском смысла своего существования. Концепция «просто жить» уже не устраивает ни власти, которые запустили масштабный процесс выработки стратегии развития, ни активных жителей, которые по каким-то причинам не покидают город. На днях вопросы архитектуры и строительства обсудил экспертный клуб ИД «Гранада пресс». 

В ходе обсуждения констатировалось, что у Челябинска есть два пути. Первый — продолжать расти в разные стороны, захватывая поселки и города. Второй — искать территории для стройки внутри себя, как это делает Екатеринбург. Первый путь только усугубит нынешние проблемы города, а на второй довольно сложно переключиться и ментально, и юридически. Ведь, чтобы строить внутри, нужно сносить старую застройку, что на деле не так просто, как кажется. При этом Челябинску никуда не уйти от процессов агломерации с окрестными шахтерскими городами.

Александр Малышев, бывший директор Архитектурно-планировочного центра Челябинска:

— У нас уже сложилась агломерация. Подбрюшье города уже практически всосалось в Челябинск. Копейск, Кременкуль, Долгодеревенское — они живут с нами в одном ритме. Жители ездят к нам работать, ходят в наши театры, магазины, больницы. И строить в городе уже нет смысла. Надо строить там, где есть чистый воздух, хороший вид из окна и транспортная доступность. Долгодеревенское — идеальное место для этого. А что касается агломерации, то она у нас довольно типовая. Подобные процессы идут в Кузбассе, Донбассе и в Германии. Это так называемая угольная агломерация.Но городу не обязательно расти вширь. Внутри Челябинска тоже есть территории, которые можно использовать более эффективно.

Тот же Киргородок — огромный микрорайон с малоэтажной застройкой. Это старые дома, практически бараки. Что мешает там вести застройку, не расширяя город? Но нам нужно решить для себя, что мы делаем — развиваем спутники или строим внутри города.

Дмитрий Довбня, депутат Курчатовского райсовета Челябинска: 

— Для города основной вопрос — это урбанистика, качество жизни людей. Важнейшим элементом в понимании того, каким должен быть генплан, должна быть стратегия развития. Нас ждет конкуренция между городами. Причем даже не региональная конкуренция, а мировая. Есть прогнозы, что к 2035 году мир будет состоять из 50 мегаполисов, которые будут конкурировать за ресурсы, за людей и т.д. И в первую очередь будет важен не отраслевой аспект, а урбанистика, насколько город удобен для проживания инвесторов, специалистов и т.д. 

Дмитрий Довбня
Дмитрий ДовбняНаиль Фаттахов

Еще один ключевой аспект — движение от общего к частному. Нужно смотреть мировые тенденции, что происходит там. То, что сейчас происходит в Челябинске, — это результат отсутствия стратегии. Мы никогда не заглядывали в будущее, а всегда решали оперативные вопросы. На какие сроки делать прогнозы? Это зависит от срока жизни продукта. Стратегию нужно строить на срок в два раза больший, чем жизнь продукта. Если машина живет 10 лет, то стратегия автопрома рассчитывается на 20 лет. Если жизнь корабля 50 лет, то стратегия отрасли должна быть на 100 лет. Когда мы говорим о городе, то тут надо брать за основу смену поколения, которая осуществляется за 25 лет, тогда стратегия города — это 50 лет. При этом никто не говорит, что сегодня мы бросаем работу и думаем только про будущее. Нынешние задачи тоже нужно решать.

Михаил Смирнов, депутат Центрального райсовета Челябинска:

— Согласен. Если мы глобально занимаемся своим здоровьем, то это же не отменяет чистку зубов. Все нужно делать: и думать о будущем, и решать текущие проблемы. Для Челябинска такой чисткой зубов должен стать запрет на панельное домостроение. Безумие строить дома со сроком эксплуатации меньше 100 лет. У нас ипотеку дают на 35 лет. А срок панельного дома 45 лет. В большинстве цивилизованных городов панелька запрещена. Есть книга Фрэнка Райда «Исчезающие города». Она написана в 1932 году. Там в каждой строчке про нас. Для нас это просто библия.Мы нового уже ничего не придумаем, люди еще 85 лет назад все это прошли и все вопросы решили. 

Город — это слоеный пирог, и на каждом слое (транспорт, дороги, рекреация) есть гигиенические меры, которые обязательно нужно делать. Нельзя расширять дороги в миллионном городе. Это азбука! Во всем мире дорожную сеть считают квадратными метрами, потому что их надо обслуживать. Нельзя устраивать в городе маятниковую миграцию. У нас каждое утро 300 тыс. человек едут на работу в центр, а вечером обратно. Посчитано, что за утро через перекресток Кашириных — Северокрымская проезжает 64 тыс. машины. На «северке» живет 420 тыс. человек, но работы там нет. И эту проблему надо уже сейчас решить. 

Михаил Смирнов (справа)
Михаил Смирнов (справа)Наиль Фаттахов

Есть другая проблема, в Челябинске нет специалистов, которые бы разбирались глубоко в каждом аспекте. Урбанистов в стране не готовят. Конечно, у нас в городе есть талантливые архитекторы. Но одно дело объекты, которые сами по себе очень даже ничего.Другое дело, у нас нет людей, которые могут спроектировать хотя бы квартал. Их просто не готовят.

Надо определить эти слои и в каждом слое определить проблему. Челябинск — это промышленный город. Он никуда не денется от этого. Нужно понять, какой именно промышленный. Долго металлургическим заводом он быть не может. Соответственно надо определить направления, в которых будем развиваться: машиностроение, оборонка, точные технологии и т.д. Под это будет и образование подтягиваться. Тогда будет логично, почему в этом городе самый большой технический вуз в стране. 

Сергей Филичкин, директор ИД «Гранада пресс»:

— Очень заманчиво планировать на 50 лет. Но мы видим, как легко допустить ошибки на примере Челябинска. Никто не ожидал, что ЧТЗ перестанет быть промышленным гигантом и перевозить к нему людей будет не нужно, а метро потеряет актуальность. Никто не предполагал, что река Миасс превратится в болото. Опасно, если мы будем планировать в отрыве от социальных и экономических событий, которые будут происходить с нами. Некоторые уже происходят сейчас и дальше будут только нарастать. Мы будем видеть еще большее расслоение людей на богатых и бедных.Богатые люди будут жить в более чистых условиях, они уже кучкуются в ближнем «зашершневье». Их не будут интересовать ваши споры о панельках. А те, кто может позволить себе только «двушку» в плохом районе и всю жизнь будет работать на ипотеку, они просто не поймут, о чем вы говорите, о каких архитектурных излишествах.

Думаю, у нас будут и кварталы для богатых, и будут гетто. Так как город разделится и по культурным аспектам. Но если люди не смогут купить в Челябинске дешевую «двушку», то они будут искать ее других городах. Плюс к этому, добавится сильная миграция в Челябинск из Азии. Это есть сейчас и дальше будет только нарастать. К нам приедет и Средняя Азия, и Китай. Мы еще индусов не видели, пакистанцев, афганцев. А они будут. Это будут малообразованные, низкоквалифицированные, плохо говорящие на русском языке люди. Со своей культурой. Они не будут слушать ваш генплан. Они привыкли барана резать на улице, и будут делать это здесь. И они будут селиться очень компактно, у нас будут свои национальные кварталы. Это тоже надо учитывать.

Сергей Филичкин (слева)
Сергей Филичкин (слева)Наиль Фаттахов

А что касается роста города, то вся история развития Челябинска — это рост вширь. Челябинск растет очагами, и расстояние между ними заполнено свалками и промзонами. Агломерация просто повторит этот процесс в большем масштабе. Важно, чтобы и в этом случае между очагами не появились помойки.

Дмитрий Ступин, архитектор:

— По данным Челябинскстата, в области количество квартир превышает количество семей на 150 тысяч. Кто в них живет? Это либо инвестиционные квартиры, либо это вовсе неликвид, который никому не нужен. Это реплика к вопросу о необходимости нового строительства. В Челябинске жилищная застройка опоясывает город, а в центре — дырка. Это вызывает центробежные потоки, возрастает нагрузка на сети, дороги. Инфраструктура становится кошмарно дорогой. Все это расходы бюджета. Город не может себе позволить развиваться, потому что не может даже поддерживать себя. Строится новый микрорайон качественного жилья, и мы обязаны его обеспечить всем: водой, канализацией, теплом, электричеством, дорогой. И за сколько бы город ни продал эту землю, тащить туда сети будет дороже. Что делать? Разобраться с документами. Надо перестать надеяться на генплан. Первое, что нам нужно, — это целеполагание, стратегия социально-экономического развития. Второе — все расчеты и прогнозы, какие только бывают. И только последний этап — это планирование, в том числе и генплан. 

Затем программирование, когда решения, заложенные в генплане мы реализуем в конкретных программах. Генплан — это маленький обязательный документ в большой технологической цепочке. Все ждут, что сейчас архитекторы соберутся, что-то придумают, и мы начнем хорошо жить. Но даже самые лучшие архитекторы обладают узкой компетенцией. Для решения такой глобальной задачи, как развитие города, нужно больше специалистов. Что касается тонких настроек города, то есть территориальное зонирование. Это и есть инструмент оперативного управления. 


Дмитрий Балакирев

Плюс надо изменить подход. Сначала делаем транспортную схему, строим дорогу, а потом даем параметры, каким должен стать микрорайон. А у нас наоборот. Сначала построят кварталы, а потом тянут туда дорогу. Еще один важный аспект: никто кроме власти не может измерить город в цифрах. Важно сшить все, что есть: транспортную схему, генплан, проекты планировки и т.д. Все это нужно собрать в одну базу, сшить все 300 проектов планировки, чтобы все согласовывалось между собой. Сейчас они друг на друга ссылаются, тут же противоречат друг другу, не ложатся в транспортную схему. Никто толком не знает ничего о городе. Как у нас распределяется плотность населения? Никто этого не знает. Когда делали схему теплоснабжения, там использовались настолько укрупненные показатели, что ничего не понятно. Кто может дать оценку этому громадью планов? Мы решили, что будем развиваться на северо-запад, а рынок это позволит? Нет. А сети туда уже тянут. Любой приличный город в Европе давно себя сам посчитал. Город должен увидеть себя в параметрах. И тогда многое станет понятно, что транспорт не там, где нужно, сети растут не туда, где они нужны, и так далее.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с znak.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • znak.com
          • домен znak.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции