html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Экскурсия, пьянка или заплыв через Босфор — все возможно»

Современный музей давно перестал быть просто хранилищем или даже выставкой редких экспонатов, особенно если речь идет не о художественном собрании, а о коллекции, рассказывающей об устройстве окружающего мира. Сегодня музеям технической и естественной истории во всем мире приходится активно бороться за внимание посетителей, и поэтому они трансформируются в многоформатные центры коллективного досуга. О том, как видит этот процесс и свое место в нем Политехнический музей, N + 1 побеседовал с его сотрудниками.

В беседе приняли участие заместитель гендиректора Политеха по просветительской и образовательной работе Иван Боганцев и кураторы спецпроектов дирекции образовательных программ музея Ольга Вад и Александра Хазина. Наш разговор с ними состоялся накануне открытия фестиваля «Политех», который пройдет 27–28 мая в московском Парке культуры и отдыха имени Горького. Бесплатный вход на фестиваль будет открыт для всех желающих с 11 часов. Кураторами программы фестиваля выступают Ольга Вад, Александра Хазина и Анна Титовец.


Как возникли современные музеи

Первые в Европе «музеи» — кунсткамеры, или вундеркамеры, — появились еще в XVI веке. Их открытие было связано с приростом знаний: развитием книгопечатания, Великими географическими открытиями, знакомством европейцев с далекими землями и неизвестными прежде реалиями. Само отношение к миру, в том числе к своему, близкому, стало меняться: из знакомого он, под влиянием нарождавшегося рационализма Нового времени, стал превращаться в незнакомый. Ссылки на античные авторитеты и теологическая картина мира все хуже справлялись с объяснением различных, в том числе прежде понятных и привычных, явлений. Надо было как-то систематизировать этот поток информации.

Именно в это время, рассказывает Иван Боганцев, стали появляться первые коллекции разнообразных диковинок. Поначалу они были частными — их собирали ученые, медики, аптекари, — но могли создаваться и при королевских дворах. Общим у них было то, что они предназначались для узкого круга посетителей. Идея сохранения наследия таким коллекциям была чужда, да и к самим экспонатам коллекционеры относились без всякого почтения. Для людей того времени, говорит Иван, главным было другое: «ощущение, что тебе покажут диковинку, маленькое чудо».

«Обладателем одной из первых коллекций был Афанасий Кирхер. Это был человек эпохи Возрождения, который занимался всем — например, он высчитал, что если бы Вавилонскую башню достроили, то она все-таки не достигла бы Луны. Его можно назвать владельцем первого публичного музея. Он выставлял свою коллекцию у себя дома в Риме для всех интересующихся. Между его спальней и музейным пространством была устроена труба. Когда приходили посетители, он через эту трубу слышал их шаги и выходил к ним», — рассказывает Ольга Вад.

Кунсткамера. Левин Винсент, 1715

/ bibliodyssey.blogspot.ru

Еще одна особенность этих «протомузеев» XVI-XVII веков — их своеобразный «синкретизм», соединение разных подходов к освоению нового: «Вся концепция вундеркамеры связана с мироощущением того времени, когда познание научного и познание художественного не отличались друг от друга. Это был единый комплекс знаний», — утверждает Ольга. По ее словам, современные музеи в каком-то смысле пытаются воспроизвести тот же подход: удивить посетителя, заставить его пережить эмоции разного типа, апеллировать к разным аспектам его любознательности.  

Лишь в XVIII веке появились первые музеи в привычном для нас смысле слова: Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже и другие. Тут сразу наметились две не очень связанные друг с другом концепции. Так, Британский музей по своей идее был ближе к библиотеке. «Изначально там были архивы, естественнонаучная коллекция, какие-то античные древности. Это был склад, закрытый для обычной публики. Потом, когда вход упростили, туда можно было пройти только с экскурсоводом, который, однако, не пытался популяризировать содержание коллекции», — рассказывает Ольга. А вот Лувр сразу после Французской революции был открыт для всех как коллекция предметов, объясняющая историю искусств. Это уже вполне современный музей, связанный с идеей просвещения публики.

 

Хранить или просвещать?

Так наметились два различных подхода к музейным собраниям, которые, как ни странно, конфликтуют и по сей день. По крайней мере, в России.

«Важный фактор — это отношение к предмету, который ты включаешь в свою коллекцию. В XIX веке ценность музейного объекта уже была довольно существенной — предмет превратился в некоторый фетиш. Старшее поколение музейщиков и сегодня еще считает, что основная функция музея — сохранить предмет, который тебе каким-то образом достался», — объясняет Иван Боганцев.

По словам Ивана, сегодняшний Политех пытается переломить эту тенденцию, показать, что сам по себе объект — не самоцель, что настоящей целью музейщика должно быть просвещение и образование широкой аудитории.

«Вы можете пригласить лектора, который вам объяснит и покажет на слайдах, как, например, устроен космический корабль, — говорит Иван. — А можете выставить сам корабль или его модель, которые расскажут об этом лучше. В этом смысле стирается граница между ценностью оригинала и его копией. Копия даже ценнее, потому что допускает более широкое взаимодействие со зрителями. Ее можно потрогать, можно создать копию того, что музей не мог бы иметь в оригинале».

Ольга Вад

Политехнический музей

Ольга Вад с таким подходом согласна не вполне: «Надо учитывать разницу между музеями науки и художественными музеями. Если у музеев науки превалирует образовательная функция, то художественные музеи, помимо образования, еще и общаются с вечностью через оригинальное произведение. В таком музее копия не может быть важнее подлинника».

Спор этот не так прост, как кажется. С одной стороны, есть музеи, созданные, в том числе, и для экспозиции копий редких художественных произведений, подобно Музею изобразительных искусств имени Пушкина в Москве (в коллекции которого, впрочем, сегодня преобладают подлинники). С другой стороны, ценность произведения искусства — во многом явление исторически обусловленное: особой магией предметы искусства наделяют зрители, она не закладывается в него в процессе создания. В старину великие художники рисовали натюрморты для заказчиков, чтобы те повесили их в столовой. Но потом появилось представление о культурной ценности этих объектов, и они стали фетишем.

 


Коллективная инсталляция, повторяющая звездное небо с обратной стороны Земли. Cosmic Art Research Committee, Япония, 2017

/fest.polymus.ru

Музей на рынке культурных услуг

Впрочем, похоже, что эта дилемма — хранить или показывать? оригиналы или копии? — для сегодняшних музеев уже не является самой актуальной. Музеи всего мира столкнулись с ситуацией, когда им все чаще приходится конкурировать с другими учреждениями культуры, которые также претендуют на то, чтобы удивлять и просвещать своих посетителей. Поэтому в поле зрения музейщиков теперь не столько вопрос о статусе экспонатов, сколько интересы посетителей. Зачем люди сегодня ходят в музеи?

Музей все больше становится альтернативной формой досуга, полагает Ольга Вад: «Классная еда в кафе, какое-то кино, лекция, постоянная или временная экспозиция». Иван Боганцев с согласен с тем, что современные музеи превращаются в комфортное интеллектуальное пространство. «Сегодня 30 процентов посетителей Британского музея — а это миллионы людей в год — вообще не заходят в сам музей. Они просто приходят в некое общественное пространство, чтобы съесть ланч, приятно провести время. В лучшем случае, посетить библиотеку или выставку. В целом функции современных музеев настолько разрослись, что они превратились в настоящих гигантов. Так, Смитсоновский музей даже музеем не назовешь. Это агломерация разных институтов с космическим бюджетом два миллиарда долларов в год, что сопоставимо с общим бюджетом российской культуры. Это настоящий культурный узел, объединяющий в себе самые разные формы работы с посетителями, вплоть до театра до кино», — говорит Иван.

Насколько оправданна такая стратегия? Способны ли музеи конкурировать с теми же кинотеатрами или иными техническими средствами визуальной презентации объектов? Это рискованная игра, полагает Боганцев. «Представьте, крупный музей делает медиаинсталляцию — я видел такое в Музее естественной истории в Лондоне: толстый провод, экран, и через него можно увидеть трехмерного динозавра. В это вложили кучу денег. А через три месяца вышел новый iPad. И все это сразу же устарело», — рассказывает он.

Кунсткамера. Левин Винсент, 1715

/ bibliodyssey.blogspot.ru


Впрочем, до определенной степени музеи способны выдержать конкуренцию с кинотеатрами за счет элитарности своей продукции: кинотеатры просто не могут покупать низкорейтинговые фильмы, тогда как музей способен организовать один-два киносеанса, на которые придут всего несколько десятков или сотен зрителей. Их привлечет экспертиза, которая есть у музея и которой нет у кинопрокатчиков.

Сложнее с наукой, полагает Боганцев. «Политех начинался как музей науки. Нашими отцами-основателями были реальные профессора, ученые. В официальном уставе музея долгое время значилась научная деятельность, — вспоминает он. — Но затем наука стала вытесняться просвещением в той форме, в какой его понимала советская власть. Сейчас для нас большой вопрос, имеет ли смысл к этому возвращаться? Я считаю, что нет, что мы здесь больше не конкурентоспособны. Однако в том же лондонском Музее естественной истории есть целое крыло, где на ваших глазах работают ученые, например, с коллекцией насекомых, в которой насчитывается несколько миллионов особей».

Отдельная история с библиотеками. Музейщики считают, что библиотеки им не конкуренты. «Мы в одной лодке сидим и пытаемся грести против течения», — невесело смеется Иван. «Мы вместе с библиотеками конкурируем с диваном и интернетом», — подтверждает Ольга. Действительно, в эпоху распространения цифровых текстов значимость библиотек как точек доступа к книгам снижается. В результате библиотеки тоже пытаются выживать, превращаясь в центры коллективного досуга.

В итоге разговор возвращается к исходной точке: как современному музею выжить в условиях жесткой конкуренции за досуг горожан? «Наш Политех посещали 500 тысяч человек в год. Из них 350–400 тысяч были школьники, которые, естественно, приходили не добровольно. А сейчас мы выходим на проектную мощность 1,5 миллиона человек в год. И не хотим, чтобы это были одни школьники. Как справиться с такой задачей? Надо работать с очень широким слоем москвичей. Надо обратиться к понятным темам, понятным сообщениям, понятным и простым форматам», — говорит Иван.

 


Роботизированный проект, вдохновленный образом Преисподней. Луи-Филипп Демер, Билл Ворн, Канада, 2015

/fest.polymus.ru

Фестиваль форматов

Какие форматы доступны современному музею? Можно ли вычленить некую условную единицу «музейной продукции»? Что это будет — экспонат? Выставка экспонатов? Отдельно проведенное мероприятие?

«Если вы ставите во главу угла просвещение, — уверен Боганцев, — то вашим инструментом может быть что угодно. Назовите любой формат: экскурсия, уличный фестиваль, пьянка или заплыв через Босфор — все это возможно в рамках музея. У нас в Политехе, например, в июле выйдет опера про жизнь и открытия Галилея, которую мы пишем совместно с «Электротеатром».

По мнению Ивана, современным музейщикам приходится превращаться в бизнесменов, а это означает строго функциональный подход к своим сильным и слабым сторонам. В одном музее может быть сильная коллекция, в другом — креативные люди с блестящими идеями, в третьем — просто красивое здание в центре города. Все это — ресурсы, которые можно использовать.

«Если же искать единицу нашей деятельности… Такой единицей должен быть опыт, то есть та разница, которая произошла с посетителем от момента входа в музей до момента выхода из него. Музей должен сделать пребывание в своих стенах специфическим для зрителей», — находит ответ Иван.

Важно помнить, что современный музей зачастую приглашает людей к переживанию коллективного опыта. «Сейчас очень часто вы специально проектируете экспонат таким образом, чтобы им нельзя было пользоваться в одиночку, — рассказывает Иван. — Простой пример: экран просто не загорится, если вокруг не соберется достаточного количества людей. Люди видят разные грани своего опыта, вынуждены вступать в диалог».

Например, на предстоящий фестиваль «Политех» приезжает известная группа британских художников Plastique-Fantastique, которые экспериментируют с пластиком, например, надувают огромные скульптуры в духе «паблик арт» — искусства, которое ищет свое место в общественном пространстве. В Москву они привезут проект под названием «Двойной пульс». Его смысл в том, что у некоего пластикового пространства появится пульс — это так называемая саунд-арт-инсталляция. К уху человека крепится специальное устройство, анализирующее биение его сердца. Попав внутрь инсталляции, посетители смогут с помощью датчиков считать ритм своего сердцебиения, который затем будет вплетен в создаваемый в реальном времени звуковой ландшафт коллективного пульса.

«Никакого «кванта знания» в этом нет, — утверждает Боганцев, — но как говорил Аристотель: начало всякой философии и всякой науки — это чудо. Так и тут: посетитель приходит и удивляется: пластиковый лес, в котором звучит сердцебиение двадцати человек, чистое искусство, чистое творчество. Такой опыт способен выбить вас из привычной колеи, и дальше вы пойдете к другой инсталляции, где больше науки».

Иван Боганцев

Политехнический музей

Другой проект, который ожидается на фестивале, связан с созданием так называемых воздушных скульптур. Его еще в 2007 году разработал и презентовал Томас Сарацено, который придумал, как склеить из обычных пластиковых пакетов объемную фигуру, способную оторваться от Земли благодаря энергии солнечного света, за счет парникового эффекта. Выложив в интернет open-source инструкцию по созданию таких фигур, сам художник устранился от участия в дальнейших запусках — и сообщил организаторам фестиваля в Москве, что они могут устраивать свой проект без его ведома и участия.

«В этом проекте сочетаются экология и художественная составляющая, — рассказывает Ольга Вад. — И формирование комьюнити на основе общего интереса. Фестиваль будет идти два дня, но у нас уже есть группа из двадцати волонтеров, которые с середины марта каждые выходные ездили в Текстильщики, где резали и клеили эти пакеты. На голом энтузиазме, просто потому что это классно. Недавно они в Реутове даже пытались запустить свою фигуру… Но не запустили, потому что в нее врезался коптер».

Еще будет проект «Инферно» — роботизированный перформанс, который делают два канадских художника, Билл Ворн и Луи-Филипп Демер. Это классики технологического искусства, они работают в этой области около двадцати лет. В рамках перформанса зрителям предлагают надеть на себя роботизированный костюм, экзоскелет, движениями которого будут управлять художники. Это позволяет ощутить эмпатию к неживой машине, и одновременно самому почувствовать себя частью этой машины.

«По сценографии, как только человек надевает на себя экзоскелет, начинается музыка, световая постановка. Здесь можно и наблюдать, и участвовать, — рассказывает Ольга Вад. — Причем это проект с эсхатологическим смыслом. У них есть разные версии представлений, мы, правда, взяли самую легкую, веселую, где человек находится в костюме всего 15 минут. А есть часовая версия, и в ней ты уже другой комплекс эмоций испытываешь — это предложение задуматься о том будущем, в котором человек будет находиться под властью им же разработанных технологий».

Кроме того, на фестивале будут работать и другие интерактивные площадки, в том числе детские. «Это может быть урок, фестиваль, день рождения. Главное, у них у всех одна и та же цель — дернуть какие-то струны души, чтобы у ребенка изменилась какая-то траектория», — подытоживает разговор Иван Боганцев.Андрей Коняев

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с nplus1.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • nplus1.ru
          • луна
          • ученые
          • динозавры
          • домен nplus1.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции