html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Безликое русское средневековье


Убийство Андрея Боголюбского. Древнерусская миниатюра. (портретного сходства не наблюдается).

"Какими были люди русского Средневековья — князья и купцы, воеводы и монахи, ремесленники, их матери, жёны и сестры?

Вглядываясь в живопись того времени — в иконы и храмовые фрески, — в рисунки средневековых рукописей, мы не найдём в них достоверных изображений персонажей русской истории. Церковные каноны не поощряли в те далёкие времена светскую живопись. Лишь в редких случаях на стенах храмов и на иконах можно увидеть запечатленными то киевскую княжескую семью, то семьи знатных новгородцев. Но нет никакой уверенности, что у этих изображений есть портретное сходство с конкретными людьми. Шаблонны и лишены индивидуальности и портреты, оставленные лицевыми рукописями — Радзивилловской летописью XV века и Лицевым сводом XVI столетия.

И так вплоть до конца XVII столетия.

И тем не менее вспомним о белокаменном декоре русских храмов домонгольского времени. Многие из них украшены резным орнаментом и даже лицами людей (правда, они, скорее, похожи на безликие маски). Есть, например, такие рельефные изображения на Дмитровском соборе XII века во Владимире — женские головки в основании некоторых колонок аркатурного пояса.

А вот в Рязани хранится белокаменная скульптура того же столетия, некогда, видимо, украшавшая Борисоглебский собор столицы рязанского княжества (Старой Рязани). То голова бородатого мужчины в барашковой шапке.



Перед нами — редчайший памятник древнерусского искусства, абсолютно реалистичное лицо какого-то человека той поры. Оно не несёт на себе ни малейшего отпечатка величия или гордости, присущих, скорее, облику знати. Это скульптурный портрет обыкновенного, может быть, несколько измождённого человека — об этом говорят резкие носогубные линии на его худом лице. Прост и незамысловат на нём головной убор (археологические материалы и письменные источники свидетельствуют: шапки высшей знати домонгольского времени были другие — богато украшенные мехом и нашивными бляшками из позолоченного серебра). Примечательно и то, что портрет не абстрактен и не бездушен. Он достаточно реалистичен.

Кто этот человек? Есть версия, что портрет изображает зодчего, строившего храм в Старой Рязани. Сегодня мы знаем лишь ещё один пример подобного рода, когда портрет зодчего был включён в систему украшения постройки, — это полурельефная голова на северной стене Грановитой палаты в Московском Кремле (её проект разработали итальянские зодчие в 1490-е годы). Возможно, подобные изображения в древнерусской архитектуре встречались, но время не пощадило многие памятники Средневековья.

Однако об облике людей русской средневековой истории мы больше судим по сохранившимся записям. И действительно, изучая письменные источники того времени — летописи, отчёты иноземных послов и дневники путешественников, побывавших в России в XV—XVII веках, — нет-нет да и встретишь на их страницах как общие отзывы о физическом облике русских, так и сведения о характере и внешнем виде конкретных лиц. К счастью, словесный портрет — изобретение не только юриста Альфреда Бертильона или полицейских XIX века. Он появился гораздо раньше, хотя и не был столь тщательно разработан.

Когда-то в студенческие годы мне пришлось познакомиться с «Путешествием Ибн-Фадлана на Волгу» — произведением араба, жившего в X веке. Оно рассказывает о поездке автора к волжским болгарам (его путь прошёл через Бухару и Хорезм). Там он встретил русских купцов и, общаясь с ними, имел возможность наблюдать за их характером и бытом. Этот документ всегда интересовал историков тем, что в нём отражены языческие верования славян, ещё не принявших христианство.

Интересна в «Путешествии...» и общая характеристика физического облика русских. Она довольно эмоциональна: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились <высадились> на реке Атиль. И я не видел <людей> с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны» (Воскресенская летопись// РЛ, т. 2. — Рязань, 1998, с. 489). Характеристика вполне лестная.

А есть ли какие-либо сведения такого рода об отдельных исторических персонажах? И одним из первых на память приходит тьмутараканский князь первой половины XI столетия Мстислав, сын киевского князя Владимира Красное Солнышко. В 1036 году Мстислав скончался, и летописец так написал о нём: «Дебел телом, чермен лицом, великыма очима, храбр на рати, милостив, любяше дружину по великому, именья не щадяше ни питья ни еденья браняше» (Лаврентьевская летопись // ПСРЛ, т. 1. — М., 1997, стб. 150). Если перевести эту запись на современный язык, князь Мстислав был довольно упитан (дебел), точнее — даже толст, с румяным лицом, на котором выделялись большие глаза. Хронист отметил и особую заботу князя о своей дружине, которую он не ограничивал ни в питье, ни в еде (что вполне объяснимо: воины — опора и защита князя не только в бою, но и в жизни).

Правда, даже такая краткая характеристика облика русского князя — большая редкость на страницах летописей, сообщающих о событиях XI века, как, впрочем, и последующих столетий.

Или другой случай. 1175 год стал последним в жизни владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого и внука киевского князя Владимира Мономаха. Князь Андрей Юрьевич погиб от рук заговорщиков из среды местной знати. В русских хрониках эта кровавая история изложена достаточно подробно. При этом в них, к сожалению, нет даже подобия словесного портрета главного героя рассказа — погибшего князя. И вдруг, спустя века, он неожиданно всплывает на страницах «Истории Российской» В. Н. Татищева — историка и общественного деятеля первой половины XVIII века (он жил в 1686—1750 годы). Князь Андрей предстаёт со страниц его «Истории...» таким: «Ростом был невелик, но широк и силён велми, власы чермные, кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы. Жил 63 года» (Татищев В. Н. История Российская, т. III. — М.-Л., 1964, с. 105).

Откуда Татищев почерпнул сведения об облике князя Андрея? Неизвестно. Возможно, из некой летописи, которая не дошла до наших дней: много важных письменных документов погибало во время многочисленных пожаров Москвы или, например, во время нашествия Наполеона. И всё же отсутствие источника даёт основание относиться к сей информации с недоверием. Так, в частности, считал и историк Н. М. Карамзин.

И тем не менее сегодня мы уже точно знаем, как выглядел князь Андрей Юрьевич, получивший прозвище Боголюбский. Ещё в 1941 году известный российский антрополог М. М. Герасимов реконструировал по черепу его облик. Этот скульптурный портрет, несомненно, более полно отвечает истинному облику князя Андрея и демонстрирует то, о чём умолчал (вернее, не знал) Татищев. Прежде всего, реконструкция выявила явные монголоидные черты в лице Андрея. И это объяснимо. Его матерью была половецкая княжна, дочь хана Аепы и внучка хана Осеня (Асиня), на которой первым браком был женат князь Юрий Долгорукий. При таких смешанных браках монголоидные признаки, как правило, проявляются в потомстве.



Изучая во второй половине 1930-х годов останки Андрея Боголюбского, антропологи получили важную информацию как о жизни своего героя (выявили врождённые патологии его тела и прижизненные ранения) , так и о его трагической гибели от рук заговорщиков (следы ранений показали, что от них князь сразу же скончался).

Нашли историки объяснение и гордому, решительному нраву Андрея Юрьевича. Из-за врождённого костного срастания второго и третьего шейных позвонков он с годами почти перестал сгибать шею. А из-за некой специфичности эндокринной системы князь, видимо, отличался возбудимостью и вспыльчивостью (Герасимовы М. М. и К. М. Михаил Герасимов: я ищу лица. — М., 2007).

Кстати, изучая костные останки Андрея Боголюбского, учёные не подтвердили портрет, составленный в своё время В. Н. Татищевым. Князь был не малого, а среднего роста (170 см) и имел так называемое грацильное телосложение (грацильность — психофизическая характеристика человека довольно хрупкого телосложения) . Но хорошо известно, что князь всегда отважно сражался, причём в ближнем контактном бою. Как писали хронисты, составители летописей, «мужество же и ум в нём живяше». Правда, они же отмечали и бесшабашность князя Боголюбского в боях, из-за чего он не раз подвергал свою жизнь опасности — вот и подтверждение особенностей эндокринной системы. Об этом же свидетельствуют и следы старых травм, обнаруженные на его костях.

Анализ состояния скелета князя Андрея позволил исследователям сделать такой вывод: его костный (или физиологический) возраст не совпадал с так называемым паспортным. Боголюбский выглядел моложе своих лет и в 63 года оказался достаточно силён, чтобы успешно обороняться в момент ночного нападения заговорщиков.

Как видим, натурные исследования останков Андрея Боголюбского и воспроизведённый по черепу его портрет дали возможность не только увидеть лицо человека, жившего в XII столетии, но и понять многие обстоятельства его жизни и даже определить тип оружия, которое оставило следы повреждений на его скелете.

Переместимся, однако, в век XIV. И здесь мы неожиданно сталкиваемся со словесным портретом самого простого, рядового жителя Москвы. Редчайший случай такого описания связан с не менее редкой находкой, сделанной в Кремле в 1843 году. При строительстве ледников для нового царского дворца (знаменитого ныне Большого Кремлёвского) в земле обнаружили металлический кувшин, в котором лежали грамоты XIV века — бумажные и пергаменные — 21 предмет. Уникальные артефакты!

Среди документов был небольшой, криво обрезанный листок пергамена с коротким описанием внешности человека по имени Никита. Указания на особые приметы заставляют предположить, что его по каким-то причинам разыскивали. Возможно, он совершил серьёзный проступок, коль для записи об этом человеке использовали кусочек дорогостоящего тогда привозного писчего материала. Но этого мы, видимо, не узнаем уже никогда. Удивительно другое: имя и словесный портрет древнего и совсем неименитого москвича теперь останутся на века в нашей истории.

Привожу его приметы, сохраняя оригинальный порядок размещения текста по строкам:
«Микита
плешив
бородат
швец-портной.
Бородавица на
правом лици.
Пятно оу него
в косици».

И встаёт перед глазами человек с бородой, но лысоватый, с бородавкой на правой щеке и, видимо, с седым клоком в остатках волос. Удалось ли в то время по приведённым приметам найти этого портного Никиту с довольно колоритной внешностью? Неизвестно. Как сложилась его судьба? Тоже неизвестно.

Иное дело — жизнь и деяния жившего тогда же, во второй половине XIV столетия, великого московского князя Дмитрия Ивановича, получившего после Куликовской битвы 1380 года прозвище Донской. Храбрый воин, любивший битвы и походы, но равнодушный к «книжной премудрости», отец большого семейства. Человек, сделавший Москву белокаменной.

Его словесный портрет легко найти на страницах одного из поздних летописных сводов XVI века: «Бяше же крепок зело, и телом велик и широк, и плечист, и чреват велми и тяжек; брадою жь и власы чернъ; взором же дивен». Текст явно требует перевода на современный язык.


Великий князь Дмитрий Донской.
Миниатюра из Лицевого летописного свода.


Перед нами образ сильного, крупного и плечистого человека с чёрными волосами и бородою. Есть в этом описании и указания на излишний вес — «тяжек» — и большой живот — «чреват велми». А это не говорит о хорошем здоровье совсем ещё не старого человека. И действительно, князь Дмитрий Иванович умер на 38-м году жизни, вполне возможно, из-за проблем с сердцем. Сказались трудные боевые походы, сложные и нервные поездки в Орду, а также избыточный вес. Было бы очень интересно восстановить облик этого мужественного князя-воина. Но предпринятая в 2007 году попытка вскрыть захоронение князя Дмитрия Донского в последний момент была остановлена по не зависящим от исследователей причинам.

В 1476 году в столице «великой Белой Руси» побывал посол Венецианской республики при дворе персидского шаха Узун-Гасана — Амброджо Контарини. В его записках («Путешествие в Персию») есть строки о великом московском князе Иване III — единственное словесное описание физического облика этого незаурядного человека. Вот каким увидел его посол Венеции: «Упомянутому государю от роду лет 35; он высок, но худощав, вообще он очень красивый человек... есть у него сын от первой жены, но он в немилости у отца, так как нехорошо ведёт себя с деспиной (греч. «владычица»), кроме того, у него есть две дочери; говорят, что деспина беременна».

Как видим, воспоминания не отличаются большими подробностями. Короткое упоминание иноземного посла о взаимоотношениях в семье великого князя Ивана Васильевича и его второй жены, гречанки Софьи Палеолог, представляет значительный интерес, поскольку в официальных летописях сведения подобного рода встречаются крайне редко.

Один из летописных сводов зафиксировал прозвище Ивана III — Горбатый. Скорее всего, он сутулился, как это случается со многими людьми высокого роста. Известны также и другие его прозвища — Великий и Грозный.

Следует иметь в виду, что Иван III был внуком литовской княжны Софьи, жены московского князя Василия I, и правнуком (по материнской линии) другой литовской княжны — Елены Ольгердовны (жены серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго). Насколько в облике московского государя Ивана III сказались черты представителей балтийского региона, могла бы показать реконструкция его портрета по черепу.

Но пока возможность исследовать останки этого человека — одного из выдающихся деятелей русской истории XV столетия — учёным не представилась. И подтвердить хотя бы отдельные детали словесного портрета Ивана III, оставленного проезжим путешественником, историки пока тоже не могут.

В XVI столетии был опубликован портрет великого князя Ивана III — гравюра из книги А. Теве «Космография» (Париж, 1584). Московский государь изображён в профиль, а это затрудняет воспринять его лицо в целом. Видимо, у него были крупные черты лица: хорошо виден большой правый глаз и мясистый нос. Происхождение портрета и время его создания неизвестны, как неизвестно, насколько он соответствует действительному облику князя.

С доверием следует отнестись к скульптурному портрету второй жены Ивана Васильевича — гречанки Софьи Палеолог. Он восстановлен по черепу, извлечённому из захоронения великой княгини (этому посвящена статья в журнале «Наука и жизнь» №8, 1998г.). Портрет стал важным звеном, с помощью которого удалось объяснить некоторые загадки и легенды русской истории.

Но рассказ о событиях и людях XVI столетия ещё впереди. Более широкий круг источников и материалы специальных исследований останков высшей светской знати России дают большие возможности, чтобы оценить достоверность словесных описаний деятелей истории периода Средневековья.

Татьяна Панова, "Наука и жизнь", № 11, 2013

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

11

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Slameny_Hubert
          • домен annum-per-annum.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции