html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Ледорез "Федор Литке"


В 1934 г. ледорез "Федор Литке" прошел сквозным рейсом из Владивостока до Мурманска по всей трассе Северного морского пути. На его борту находились участники экспедиции во главе с членом-корреспондентом АН СССР В. Ю. Визе. Ледорез преодолел Северный морской путь, успев заодно вызволить застрявшие у Таймыра торговые суда и поработать у Диксона, обеспечивая движение караванов с народнохозяйственными грузами. 20 сентября "Литке" ошвартовался в Мурманске, оставив за кормой б тыс. миль, в том числе 1600 — во льдах. Разведка, проведенная экспедицией, позволила уже в 1935 году провести по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток обычные пароходы "Ванцетти" и "Искра", а встречным курсом — "Анадырь" и "Сталинград".

«Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами. Это необычное судно построили в 1909 г. на британской верфи "Виккерс" канадцам — для работы в устье реки Св. Лаврентия и одноименном заливе. Внешне оно, с изящным форштевнем, увенчанным бушпритом, слегка наклоненной высокой дымовой трубой и удлиненной надстройкой, скорее напоминало крупную паровую яхту. Судно было названо в честь генерал-губернатора Канады графа Грея – «Эрл Грей». Его предполагали использовать для перевозки почты и людей на Ньюфаундленде, охраны рыбных промыслов и т.п. Судно имело «правительственные» апартаменты, каюты для 55 пассажиров 1-го класса и для 20 пассажиров 2-го класса.


"Эрл Грей", 1909 год.

У "Эрл Грей" носовая оконечность с обшивкой толщиной 31 мм была заостренной, борта прямыми, поэтому судно резало лед, расталкивая обломки в стороны. Для борьбы с прочными, многолетними полярными льдами ледорез не предназначался, и он остался редким представителем своего класса в мировом ледокольном флоте.
   В августе 1914 года правительство России закупило за рубежом большое число ледокольных пароходов. Кроме «Эрл Грей» среди них были будущие герои освоения Арктики – «Садко», «Малыгин», «Седов», «Сибиряков», «Русанов». «Эрл Грей» переименовали в "Канаду" и передали в распоряжение Управления морского транспорта Беломорско-Мурманского района. Уже в ноябре 1914 г. ледорез приступил к проводке русских и союзнических транспортов с военными грузами через замерзающее Белое море в Архангельск. 9 января 1917 г. ледорез наскочил на не обозначенную на карте подводную скалу и затонул на рейде Иоканьги. 16 июня 1917 года судно подняли и, после ремонта, вооружили и зачислили во флотилию Северного Ледовитого океана.
  Во время борьбы за особождение Севера от интервентов (1920 г.) корабль был переименован в крейсер 2 ранга, с зачислением в список судов Беломорской флотилии. Он был вооружен и получил имя "III Интернационал", участвовал в нескольких боевых операциях против белых и интервентов. При его помощи были освобождены из ледового плена захваченные интервентами и впоследствие брошенные ими в Белом море - "Сибиряков", "Русанов", "Таймыр", "Полярный", "Воровский" (бывшее посыльное судно "Ярославна"). Вместе с ледоколом «Святогор» ледорез участвовал в спасении «Соловья Будимировича» - будущего «Малыгина», затертого льдами и унесенного в Карское море.
  В 1921 г. ледорез был передан Белмортрану и преименован в "Ф. Литке" в честь русского мореплавателя и гидрографа Ф.П. Литке.После капитального ремонта, проведенного в Ленинграде в 1923 г., "Литке" работал в Черном и Азовском морях, а в 1928 г. его перевели на Дальний Восток.


В Азовском море, 1927 год

В 1931/32 г. "Литке" совершил первое в истории зимнее плавание в Охотском море, продолжавшееся более 150 дней. После этого в качестве головного судна он принимал участие в северо-восточной экспедиции 1933-1934 года по проводке каравана судов на р. Колыму. Вместе с пароходами экспедиции ледорез зимовал в устье Колымы, а потом пробивал судам путь через Берингов пролив. Зимовка тяжело сказалась на состоянии корабля. Повреждения корпуса и механизмов не позволили ему пройти во льдах Чукотского моря, чтобы вывести на чистую воду зажатый льдами пароход«Челюскин».


Николай Михайлович Николаев. (1897-1958) Капитан "Литке" в 1931-34 г

В 1936 г. за выполнение ответственного задания правительства 48 моряков-полярников с "Литке" были награждены орденами Советского Союза. «Литке» провел вдоль побережья Сибири в составе экспедиции особого назначения ЭОН-3 эсминцы "Сталин" и "Войков", отправленные с Балтики на усиление Тихоокеанского флота. Впервые в истории мореплавания военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря в море Беринга, обогнув мыс Дежнева.
В 1937 г. "Литке" с караваном судов зимовал в районе о. Большевик - сопровождая 5 транспортов, он вместе с ними попал в тяжелые льды, выбраться не смог. Весной 1938 года караван «Литке» вывел на чистую воду ледокол «Ермак».
В 1939 г. началась советско-финляндская "зимняя" война. В январе 1940 г. "Литке" превратили в сторожевой корабль Северного флота, в коем качестве он пребывал до 8 апреля, после чего его демобилизовали и вернули Главному управлению администрации Северного морского пути. Но, как оказалось, не надолго. 25 июля 1941 г. судно в который раз призвали в строй, на нем подняли военно-морской флаг, установили две 45-мм пушки и несколько пулеметов, присвоив очередное обозначение СКР-18 (сторожевой корабль с бортовым номером 18). Вскоре вооружение признали недостаточным и сорокапятки заменили 130-мм орудиями.
  В августе сторожевик ввели в состав только что сформированного Северного отряда Беломорской флотилии, которому предстояло охранять малоземельские проливы. Впрочем, вскоре выяснилось, что немецкие боевые корабли (не считая подводных лодок) в этих водах не рискуют появляться, и СКР-18 отправили заниматься прямым делом — водить караваны из Белого моря в Карское и обратно. Несколько раз старый ледорез выполнял и сугубо боевые задания, например, в январе 1942 г. конвоировал поврежденный новый линейный ледокол "И. Сталин". А 20 августа и сам был атакован вражеской субмариной U-456, но сумел уклониться от выпущенных по нему торпед. Было известно, что летчики и подводники противника настойчиво охотятся за советскими ледоколами, без которых были бы невозможны нормальные перевозки стратегических грузов по заполярным морям. Тем не менее за всю войну немцам так и не удалось не только потопить, но и надолго вывести из строя ни одного.

К февралю 1944 г. Северный флот пополнился боевыми кораблями отечественной постройки и полученными от союзников, нужда в импровизированных тральщиках и сторожевиках стала отпадать. "Литке" передали в оперативное подчинение Главному управлению администрации Северного морского пути. Кончилась война, и ледорез вновь занялся привычной работой — проводкой караванов и отдельных судов. А в 1946 г. на нем в высокоширотный рейс отправилась экспедиция, через два года подобное плавание повторилось — изыскивались возможности пускать транспортные суда по так называемой "Великой северной полынье".


Ледорез "Федор Литке", художник Войшвилло.


  Ледорез “Федор Литке “ Архангельск, 1936 г.

В 1955 г., участвуя в очередном научно-исследовательском предприятии, организованном Арктическим институтом, он поднялся до 83° 21' северной широты, установив рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане. Это достижение спустя годы превзошли лишь огромные ледоколы, оснащенные ядерными силовыми установками.

14 ноября 1958 г. "Литке", как окончательно устаревший, вывели из эксплуатации.

Источник: http://www.avsimrus.com/forum/topic/70897-уголок-полярника/page-31
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

9

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • pravdoiskatel77
          • домен pravdoiskatel77.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции