html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Oops, I did it again, или Почему Apple возвела убийство профессионального рынка в норму

Автор: Сергей Голубицкий  29 октября 2013

Oops!.. I Did It Again!
Yeah yeah yeah yeah yeah yeah
I think I did it again
I made you believe we’re more than just friends

Britney Spears

Когда в 2011 году я рассказывал читателям об отчаянии, охватившем сообщество профессиональных видеомонтажёров после обновления любимого пакета Final Cut Pro до 10-ой версии, я и предположить не мог, что мы стали свидетелями не случайного маркетингового просчёта, а обстоятельно продуманного шага, который в скором времени станет краеугольным камнем политики компании по отношению ко всей своей экосистеме и, соответственно, клиентуре. 

Напомню читателям детали (псевдо)революции, которую произвела Apple в сфере профессиональных NLE (Non-linear editing system, система нелинейного видеомонтажа) в июне 2011 года. (Ещё при жизни Стива Джобса! Важное, как мы скоро увидим, обстоятельство.) 

Группа разработчиков под руководством гениального программиста Рэнди Юбиллоса (Randy Ubillos) создала в 1991 году первый в мире NLE, который сумел потеснить на профессиональном рынке короля Avid, под названием Premiere. Как и Avid/1 (первая инкарнация Media Composer компании Avid), Premiere работал под управлением. 

Рэнди Юбиллос выпустил в Adobe целых 10 версий Premiere (с 1.0 до 4.2 сначала для Mac, а затем и для Windows), после чего перешел вместе со всей своей командой в Macromedia, где занялся разработкой совершенно нового продукта — KeyGrip, основанного на Apple Quick Time. Из-за проблем с перекрестным лицензированием с Microsoft Macromedia не могла выпустить KeyGrip на рынок самостоятельно, поэтому единственным выходом могла стать продажа перспективного продукта кому-то, у кого не было бы лицензионных проблем с редмондским гигантом. 

Кончилось дело тем, что в 2003 году KeyGrip (переименованный в 1998 году в Final Cut) купила Apple, а двумя годами позже Adobe проглотила и саму Macromedia. Apple с высокой ответственностью взялась за поддержание Final Cut на высоком уровне и, поскольку программа использовала очень высококачественный движок (особенно по сравнению с устаревшим Adobe Premiere), к 2007 году захватила 49% профессионального монтажного рынка в США (у великой Avid оставалось 22%).

123_1

Последняя версия Final Cut Pro 7, выпущенная в 2009 году, настолько хорошо была интегрирована в платформу Mac OS X, что об Adobe Premiere Pro никто больше не вспоминал. Время, однако, шло, технологии стремительно развивались, Adobe работала не покладая рук над своим собственным NLE, и появившийся на свет весной 2010 года Premiere Pro CS5 уже ничем не уступал Final Cut Pro 7. 

В мае 2011-го вышла версия CS 5.5, которая по надежности, функционалу и быстродействию уже превосходила NLE Apple. Профессионалы стали нервничать, всё чаще раздавались нетерпеливые упрёки в адрес Купертино: «Когда же появится долгожданное обновление Final Cut Pro 8, которое вернет пальму первенства?»

Наконец в июне 2011 года Apple разродилась от тяжкого бремени. На свет, однако, появилась не восьмая версия FCP и не девятая, а сразу «десятка» (Х), оказавшаяся совершено неведомой зверушкой. Визуально Final Cut Pro Х выглядел один в один как iMovie — пакет видеосклейки, созданный Apple специально для домохозяек, которые снимают своих кошечек и детишек на «Айфоны». С функциональной же точки зрения FCPX уступал своему предшественнику двухлетней давности Final Cut Pro 7 по всем параметрам.

Этот демарш профессиональные пользователи Final Cut Pro восприняли как предательство. И подставу, потому что речь шла не просто об обманутых ожиданиях, но и о серьёзных материальных затратах, ведь под Final Cut Pro 7 приобреталось соответствующее дорогостоящее оборудование. 

Adobe не преминула подсуетиться и выпустила в мае 2012 года Premiere Pro CS6, который можно смело назвать шедевром NLE, установив при этом льготную ценовую политику для перебежчиков от FCPX (так же, кстати, поступила и Avid, предложившая в ноябре 2011 года новую версию своего Media Composer 6.0 бывшим пользователям FCPX за половину цены), и неизбежное случилось: профессиональные видеомонтажёры отвернулись от Apple и перешли на альтернативные NLE.

Steve Jobs

Сегодня Apple создает видимость усилий, направленных на возвращение профессионалов в лоно FCPX: серия мелкий обновлений базовой десятой версии худо-бедно довела функциональность зверушки до того, что было в 2009 году у Final Cut Pro 7 (правда, сохранив весь неприемлемый интерфейс «iMovie на стероидах»), остальное доверили сотне миллионов долларов, вбуханных в рекламную компанию, в которой видные представители кинопрофессий рассказывают о том, как им удобно работать с FCPX. 

Разумеется, никого, кроме нерадивых биржевых инвесторов обмануть не получится: исход состоялся, и восстановить ситуацию уже не удастся: Adobe Premiere и Avid Media Composer намертво перехватили инициативу. Другое дело, что не больно-то и надо. 

Профессиональные пользователи NLE составляют примерно 1% от числа пользователей iMovie, поэтому демарш Apple можно было смело трактовать как final choice, то есть окончательный выбор своего потребителя: сто миллионов счастливых домохозяек, обновившись с iMovie на FCPX, почувствовали себя настоящими «профессионалами», и в этих домохозяйках и заключено моральное и материальное счастье Apple. Правда, по наивности поначалу мне верилось, что чудо ещё может произойти.

В ноябре 2011 года мне еще казалось, что FCPX возникла по недоразумению («Будучи ТАМ»): «Стив Джобс, образно говоря, находясь одной ногой в могиле и не испытывая обычной привязанности к жизни, поддался порыву и настоял на введении радикальнейших изменений во всю программную линейку Надкусана. На примере Final Cut, через три месяца после релиза Х версии, можно смело говорить о полном фиаско выбранного пути, сопоставимого с фиаско Windows ME «Микрософта». Надкусан в прямом смысле слова потерял рынок профессионального нелинейного монтажа: пользователи либо остались на Final Cut Pro 7, либо переметнулись на Avid Media Composer или Adobe Premiere Pro.

То обстоятельство, что профессиональные монтажёры — лишь пренебрежимо ничтожная для финансового положения Надкусана кроха (99% этого рынка составляют пользователи iMovie, которым переделка Final Cut под привычную им систему сильно потрафила), ничего не меняет в оценке данного шага как ошибочного, поскольку, кроме денег, существует ещё и репутация. Летняя же «революция» репутацию Надкусана среди профессионалов жестоко подорвала.

123_3

Рискну сделать прогноз: в ближайшее время Надкусан отыграет все назад, без лишнего шума и суеты. Точно так же, как Microsoft тихо и без шума похоронила Windows ME. И это будет свидетельством мудрости компании, а не предательством памяти Джобса, который, как известно, сделал в жизни много провальных шагов — обстоятельство, кстати, не то что не умаляющее, но, наоборот, усиливающее его экстраординарность».

Время внесло коррективы, продемонстрировавшие глубину моего заблуждения: прежде всего в том, что касалось «просчёта» Стива Джобса. Думаю, никакого просчёта не было: во-первых, идея неопримитивизации программного обеспечения была, судя по всему, Джобсом глубоко выстрадана, во-вторых, эта идея полностью разделяется и нынешним руководством компании, поэтому и служит магистральной линией для развития всего софтверного подразделения Apple.

Собственно поводом для воспоминаний (псевдо)революции FCPX послужил выход сразу двух новых программных пакетов Apple, анонсированных на презентации iPad Air: iLife и iWorks. Если вы почитаете пользовательские форумы, особенно на портале самой Apple, то поразитесь сходству криков возмущения и стонов отчаяния с ситуацией 2011 года: со всеми новыми версиями программ (Pages, Numbers, KeyNote и iMovie) Apple произвела точно такую же вивисекцию, что и ранее с Final Cut Pro: кастрировала функциональность, выбросила пачками фичи, востребованные в первую очередь профессиональными пользователями, примитивизировала интерфейс, деградировав его да аналогичных версий под iOS. 

123_4

Не буду ничего перечислять, лишь назову три кастрации, случившиеся в одном только редакторе Pages и поразившие меня лично больше остального: отказ от большинства клавиатурных шорткатов (любимейший конёк всякого профи!), отказ от сохранения документов в формате RTF, исчезновение настраиваемой панели инструментов! Если это называется УЛУЧШЕНИЯМИ программы, можете бросить в меня камень. 

Очевидно, что Apple сделала свой выбор — и в дальнейшем мы будем наблюдать лишь усугубление тенденции к депрофессионализации продуктов компании, функциональной примитивизации и упрощению интерфейса ради снижения учебной курвы. Почему это происходит? 

И здесь я вынужден вернуться к персоналии Стива Джобса. Весьма удачно на мои размышления о революции неопримитивизма наложились воспоминания из биографии Уолтера Айзексона: Стив Джобс всегда испытывал сначала комплекс неполноценности, а затем и чисто фрейдистскую неприязнь ко всем, кто был интеллектуально более развит среди его окружения. Если Джобс чувствовал, что кто-то претендует на более глубокое знание предмета, он этого человека, во-первых, использовал по полной программе, выжимая из него все соки, во-вторых, отдалял от себя в эмоциональном и психологическом плане (первой жертвой был Возняк).

Стив Джобс был настоящим пророком и, как полагается аутентичным «божьим людям», предпочитал простоту чувств интеллектуализму, простоту функционального бытия — эстетским изыскам и претензиям. 

123_5

Если взглянуть с высоты птичьего полёта на всё, что представляет собой Apple, именно под углом зрения этих состояний души и мыслей Стива Джобса, нам откроются невероятные дали. Например, мы поймём, откуда во всей Apple такая тотальная отрешённость от визуально сложных форм, откуда берётся культ простоты, откуда растут ноги у тотального минимализма во всём, начиная от интерфейса программ и заканчивая функционалом. 

Поймите только правильно: речь не идёт о примитивности философии Джобса и его комплексах! Ненависть и отрицание всего сложного, интеллектуального, сугубо профессионального вкупе с предпочтениями, оказываемыми простоте в её абсолютном проникновении в мир вещей, — это не примитивизм, а эволюция того, что в древнегреческой цивилизации называлось «мерой» и получило наивысшее выражении в учении Пифагора. 

Как бы там ни было, но именно эти тенденции Джобса не только легли в основу всего бытия Apple, но и предопределили её функционирование как глубоко народной компании. Народной, правда, с известным вывертом, который я подробным образом описал в прошлом году в «Народной элитарности». 

Короче говоря, забудьте о профессиональных фичах Final Cut, Pages, Numbers и вообще всего остального, что выходит из-под пера Apple: дальше тенденция будет только усугубляться — и в конце концов все придёт в состояние глобальной нирваны и рая для домохозяек — единственных персонажей на сцене Театра Жизни, от которых Стив Джобс не ждал подвоха и разоблачений собственных недостатков и дилетантизма!

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с computerra.ru

10

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • computerra.ru
          • домен computerra.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции