html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Big Data и музыкальная индустрия: vive la révolution!

«Большие данные» позволяют сделать процесс расчёта гонораров прозрачным, но капиталисты в этом не заинтересованы.
Едва ли ещё остались люди, которые верят в то, что музыкальная индустрия видит свою задачу в поощрении творческих личностей. Тем, кто по-прежнему находится в плену иллюзий, можно посоветовать дневник Роберта Фриппа.

Великий гитарист, основатель группы King Crimson, выкладывает в Интернет свои заметки с 1990-х годов, когда он больше времени посвящал юридическим баталиям с лейблами и дистрибьюторами, чем музыке. С чисто английским сухим остроумием Роберт Фрипп во всех подробностях рассказывает, насколько тяжёлые испытания выпадают на долю независимого артиста в мире олигополий.

Особую ненависть у музыканта вызывает Universal Music Group. «Не стоит ждать от компании такого размера внимания к деталям каждого контракта или каталога, ею приобретённого», — цитирует г-н Фрипп переписку с юристами UMG после того, как этот «мейджор» поглотил очередного конкурента, — и в том же духе отмечает, что ему уже двадцать лет не платят роялти за два альбома, которые он записал вместе с гитаристом Police Энди Саммерсом.





Кажется, на подобную критику можно махнуть рукой, ведь Роберт Фрипп — своего рода мятежник, независимый художник, видящий врагов во всех ветряных мельницах. Но точно такие же литании раздаются со всех сторон.

Вспомним иеремиаду Кортни Лав, которая заявила, что эксплуататоры музыкальных талантов как раз и есть подлинные пираты. Не забудем, как Принц вышел на сцену со словом «SLAVE» на щеке. Постоянно приходят новости о том, что ещё кто-то подал в суд на звукозаписывающую компанию за невыплаченные роялти и нечестные контракты. Критика сложившейся системы становится всё громче, но решения проблемы не видно.

А суть вот в чём. На протяжении многих лет внимание музпрома было приковано к тяжбам, которые вела детройтская продюсерская компания F.B.T. Productions (именно она вывела в люди Эминема), посчитав, что лейблы недоплачивают артистам роялти за продажу музыку в Интернете. По некоторым расчётам, в одном из конкретных исков, касавшихся Universal Music и iTunes, речь шла о фантастической сумме почти в $2 млрд.

Те дела вскрыли истинные причины, по которым правообладатели приравнивают каждое прослушивание музыки, зарегистрированное цифровым сервисом (а также воспроизведение на радио или в общественном месте — об этом реже говорят, потому что собрать статистику сложнее), к приобретению копии физического носителя. Нам это кажется нонсенсом, но на самом деле тут простая юридическая и финансовая казуистика. Интернет-дистрибьюторы приобретают у правообладателей лицензию на распространение музыкальных произведений. С продаж физических копий (например, компакт-диска) артист получает 10–15%, а если речь идёт о продаже лицензии, то ему причитается уже добрая половина. Поэтому лейблы пытаются обставить дело так, будто речь идёт не о лицензировании, а о продаже копий (только в данном случае уже не физических, а эфирных и цифровых), — чтобы прикарманить как можно больше денег.

Недовольные артисты и их представители (не только вышеназванные продюсеры) подают иски, чтобы истребовать свою долю, и лейблы идут на мировую в досудебном порядке, ибо судебный прецедент в англосаксонском праве принимает силу закона. Складывается ощущение, что ждать, когда наконец-то появится соответствующий закон, который защитит интересы артистов на рынке цифровой и эфирной музыки, бесперспективно: остаётся только самостоятельно подавать в суд, искать хороших адвокатов и давить на звукозаписывающую компанию, пока та не почует, что поражение неминуемо, и не пойдёт навстречу. Конечно, далеко не все исполнители и композиторы могут позволить себе такие затяжные войны.





И вдруг из тихой провинциальной Австралии (AC/DC, INXS, Ник Кейв, Кайли — вот, собственно, и всё) приходит весточка, которая обещает в каком-то смысле наступление новой эпохи. Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защите прав потребителей (ACCC) взялась за проверку деятельности Австралийской ассоциации по защите прав исполнителей (APRA, официального ведомства по сбору роялти) в свете появления интернет-сервисов потоковой музыки (прежде всего Spotify) и магазинов цифровой музыки (прежде всего iTunes), которым сегодня принадлежит уже слишком большая доля рынка, чтобы называть их маргиналами. Это настолько серьёзные игроки, что в определённой мере они сами могут определять правила игры, вопреки диктовке правообладателей.

В принципе Spotify и iTunes могли бы отказаться от традиционных технологий сбора роялти и вместе с тем — от привычных систем дистрибуции. Лейблы и даже отдельные артисты могли бы самостоятельно загружать релизы на эти сервисы и самостоятельно же получать согласованный гонорар за каждое воспроизведение или скачивание, минуя посредников. И некоторые и впрямь уже приступили к переговорам на этот счёт, не обращая внимания на сборщиков роялти.

Подобные сделки стали возможными лишь благодаря проникновению систем обработки «больших данных» (Big Data) в мир потребления музыки. На этих сервисах каждый стрим и каждое скачивание контролируются, отслеживаются, регистрируются, так что любой транзакции можно присвоить свою договорную цену. Технология Big Data кардинальным образом изменила правила игры по сравнению с вычислением роялти по результатам радиовещания и продаж копий физических носителей.

Правда, очевидно и то, что артистам и потребителям это почти ничего не даст. К сожалению, речь идёт всего лишь о содействии денежному потоку между поставщиками услуг конечному покупателю и лейблами.

Некоторое время назад постоянному комитету по инфраструктуре и связи австралийского парламента надоела неуступчивость транснациональных музыкальных корпораций, и народные избранники предложили оставить глобализаторов с носом: то, что в американском iTunes стоит $0,99, в австралийском пусть продаётся по A$1,69, даже если курс австралийского доллара будет превышать американский.

К подобным мерам не было бы нужды прибегать, если бы отношения между лейблами и поставщиками были лучше.

И вновь: это не значит, что гонорары конкретных артистов, будь то Фрипп, Лав, AC/DC или Tame Impala, вырастут хотя бы на цент. Они по-прежнему будут получать то, что сочтут нужным заплатить лейблы.

И здесь «большие данные» относительно стримов, скачиваний, воспроизведений и продаж могут сыграть важную роль. Эта информация уже доступна не только по итогам деятельности цифровых музыкальных сервисов вроде iTunes или Spotify. В них входят сведения и о продажах физических копий, радиовещании и воспроизведении в общественных местах, от парикмахерских до пабов. И уровень детализации этих данных непрестанно растёт. Например, есть технология, напоминающая приложение Shazam для смартфонов, которая распознаёт, что за музыка играет в вашем радиоприёмнике.

Проблема здесь не в доступности данных, а в их прозрачности. Многие источники подобной информации яростно охраняются владельцами, и почти ничего не делается для того, чтобы объединить их и определить распределение гонораров, в чём нуждаются не только лейблы, но и сами артисты.





В общем, на развалинах традиционных агентств по сбору роялти следовало бы создать такие ведомства (по необходимости — с государственной поддержкой), которые сорвали бы все покровы и пролили свет на то, как составляется отчётность по результатам воспроизведения музыкальной записи, как оценивается музыка и как рассчитываются гонорары.

Если верить дневнику Роберта Фриппа, сделать это будет нелегко. «Мейджоры» кровно заинтересованы в том, чтобы дела всегда велись так, как сейчас. Тем не менее переломить ситуацию необходимо, ведь все в равной мере заслуживают того, чтобы их вклад в эту медиаиндустрию оценили по достоинству, — и акционеры, и артисты.

Напоследок хорошая новость. Роберт Фрипп уладил конфликты с лейблами до такой степени, что задумался о возрождении King Crimson. Да здравствует король!

Подготовлено по материалам The Conversation и др. источников.
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с computerra.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • compulenta.ru
          • австралия
          • пираты
          • король
          • king crimson
          • доллар
          • мельница
          • лето
          • радио
          • законы
          • художники
          • смартфон
          • ac/dc
          • домен compulenta.computerra.ru
          • домен computerra.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции