html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Режиссер Персеваль: у европейцев много общего с русскими

Знаменитый бельгийский режиссер Люк Персеваль в преддверии премьеры своего спектакля "Каждый умирает в одиночку" в Санкт-Петербурге рассказал РИА Новости о своих взглядах на творчество, о том, сильно ли отличаются немцы от русских, а также о том, для чего он активно читает и ставит Чехова и Достоевского.
Бельгийский режиссер Люк Персеваль, архивное фото
© Фото: предоставлено Thalia Theater

Знаменитый бельгийский режиссер Люк Персеваль приедет на Зимний международный Санкт-Петербургский театральный фестиваль с гамбургским театром "Талия" и покажет свой спектакль "Каждый умирает в одиночку" — постановка о том, как фашизм становится личной трагедией простых немецких семей и как непросто бывает сделать выбор — жить трусом и лжецом или умереть за правду и свободу. В разговоре с РИА Новости режиссер рассказал о своем спектакле, о взглядах на творчество, о том, сильно ли отличаются немцы от русских, о русской духовной идее, о которой он мечтает узнать больше, и для чего все чаще приезжает в Петербург, а также активно читает и ставит Чехова и Достоевского. Беседовала Елена Молчанова.

— Чем, по-вашему, сегодня интересен антифашистский роман Ганса Фаллады "Каждый умирает в одиночку", написанный "по горячим следам" в 1947 году?

— Ставя спектакль, я думаю о том, чего хотят люди, чем им необходимо поделиться друг с другом? Это одна из важнейших тем театра. Театр создает пространство для обмена эмоциями и мыслями. Это делает его прямым, честным, потому что все посылы идут от человека к человеку. Чувства становятся более искренними и глубокими, когда их транслирует и разделяет множество людей. Когда я ставил спектакль "Каждый умирает в одиночку" в Берлине, я чувствовал глубинную необходимость для немцев осознать произошедшее, не только чтобы осудить прошлое, но и чтобы понять своих предков. Действие спектакля происходит во время Второй мировой войны в Берлине, зрители видят все события глазами своих дедов. Это произведение показывает, что была не только война Германии против всего мира, но и скрытая война немцев против немцев. Вы видите людей — иногда глупых, эгоистичных, иногда смешных — видите, как эти люди борются за выживание внутри системы, которая, по существу, старается их убить. Я обнаружил, что автор романа стремился осмыслить события недавнего для него прошлого. Так и у современных немцев существует глубокая потребность найти способ подумать о той эпохе и оценить ее с некоторой дистанции. Ведь изначально мы любим своих близких, дедов, несмотря на их поступки, и нам сложно верно судить о том, что они сделали и как жили, но нужно постараться их понять. Это необходимо немецкой культуре. Уверен, эта тема будет интересна и зрителям других стран — России в том числе.

Сильно ли отличается, на Ваш взгляд, жизнь в России от Европы? Зрителям в Европе и в России интересны разные темы, или весь мир пронизан схожими чувствами, идеями, вопросами?

— Чем больше я размышляю, тем меньше вижу разницу между Западом и Востоком, между Россией и Европой. Все мы живем внутри глобальной капиталистической системы, которая больше притворяется демократической, чем реально является таковой. Все чаще мы видим богатых, которые становятся еще богаче, и бедных, которые становятся еще беднее, хотя они и работают, не покладая рук. У европейцев много общего с Россией и русскими людьми. Я читаю и ставлю русские пьесы, романы и стараюсь лучше понять русских. Когда я приезжаю в Россию, я посещаю церкви, изучаю русское искусство. То, что нас объединяет, лучше всего отображено в немецкой литературе у Ганса Фаллады, а в русской литературе у Чехова, Достоевского. Когда я читаю произведения Достоевского, у меня создается ощущение близости, интимности, взаимопонимания с автором — он показывает нам людей, которые испытывают глубинную потребность найти счастье, высший смысл и настоящее ощущение жизни. Герои Чехова и Достоевского очень трогают — и немцев, и бельгийцев, и поляков. Я думаю, что это и есть точка нашего соприкосновения с Россией.

Какие темы кажутся Вам наиболее интересными для русского театра и наиболее его характеризующими?

— Для себя я считаю "типично русским" то отношение к жизни, которое описано в русском искусстве и сконцентрировано в русской литературе. Примерно год назад я ставил в Бельгии спектакль по Чехову и ощутил нечто, считающееся типично русским — некое чувство меланхолии, поиск катарсиса и в жизненных разочарованиях, и в радостях. Я думаю, что это типично для русского характера, но я не могу утверждать абсолютно точно, так как не вполне уверен в понимании этого термина в русской культуре и не знаком пока досконально с русской культурой в целом. Но когда я читаю Достоевского, я тоже вижу, как русской культуре не хватает катарсиса, скажем, в форме экстаза. Правда, подобные духовные поиски присущи не только русскому человеку.

Как Ваши философские взгляды и интересы влияют на Ваши творческие поиски?

— Я вырос в Бельгии, я католик, в моей работе много увлеченности мистическими, духовными материями. Но при этом я практикую буддизм, преподаю йогу. Опираясь на свой опыт, могу сказать: в учениях Будды есть понятие осознания пустоты, которое я считаю эмоциональным призывом для людей. Эту же идею описывает Чехов: ты живешь, стареешь, но ты не умеешь ощутить себя счастливым, а твоя жизнь в это время проходит у тебя перед глазами, а потом ты начинаешь задавать себе вопросы — что была моя жизнь, какой она имела смысл? Эти вопросы ведут к духовности, к осознанию универсальных категорий, к принятию того, что человек смертен, к попытке понять Вселенную. Все это есть в моих постановках. Подобные идеи занимают всю русскую культурную традицию, я читаю об этом у Достоевского, Чехова. Это отображено в русской природе, душе, сознании. Огромная страна, просторы, борьба, в которой люди выживают в холодную зиму, — все это содержит какую-то особую философию, меланхолические размышления об окружающих предметах и о мире в целом.

Почему вы предпочитаете классические постановки современному искусству?

— Я не предпочитаю классические пьесы современным, я также ставлю и современных авторов. Я предпочитаю тексты, которые содержат вселенскую мысль, о которой я говорил. Для меня нет современных или классических пьес, есть хорошие или плохие. А такими могут быть как современные, так и классические произведения. Для меня нет разницы.

Вы знаете современных театральных режиссеров Санкт-Петербурга и Москвы?

— Я знаю Льва Додина, это очень известный режиссер. Если быть честным, я не очень хорошо знаком с российским театром. Я работаю в театре двадцать лет, но не думайте, что это значит, будто я каждый день, двенадцать месяцев в году с утра до поздней ночи сижу в театре. Мне гораздо интереснее сходить в кино, в музей, на концерт. И я не читаю о театре, я — практик. Значительную часть своего времени я уделяю занятиям йогой, преподаванию йоги, буддизму, поэтому, наверное, о театре я многого не знаю.

Молодежь не ходит в театры, не любит. Как вы привлекаете ее?

— Мне кажется, это проблема воспитания. Например, в Германии, в Гамбурге, где я работаю, каждая школа посещает по крайне мере один раз в год театр, следовательно, дети привыкают к современным формам театра, складывается очень молодая аудитория. Если ваши родители не побуждали вас к чтению книг, если они не ходили с вами в музей, церковь, на футбол, вы и не узнаете, чем на самом деле ценны и интересны для человека эти занятия. Я уверен, что если у вас подойдут к этому вопросу, как в Германии, то ваша молодежь тоже будет ходить в театр. Дело еще и в СМИ. Если о театре будут писать, как о футболе, то люди станут посещать театр так же массово, как они посещают футбол. Все просто. Но для СМИ театр не является "сексуально привлекательным", так как он не имеет массовой аудитории. Я не знаю, как с этим в России, но в других странах, например, в Германии, в прошлом году посетителей театров стало на пятьдесят тысяч больше. Мы живем в эпоху кризиса, и все больше и больше людей открывают для себя театр заново. К тому же у людей есть возможность приобщиться к театру без особых трат — в Гамбурге, например, можно купить билет в театр за пять евро. Важно, что мы рассматриваем театр не как развлечение. Мы ставим Достоевского, Фалладу — и, посетив спектакли, люди получают пищу для размышлений, они вдохновляются какими-то идеями, они ищут свое место и смысл в жизни.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ria.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ria.ru
          • домен ria.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции