html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Я удивлялась, кто на такой трахоме ездит?»

Спасательный круг с затонувшего теплохода "Булгария"

ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Алексей Дурас
Крушение парохода «Булгария». Специальное расследование РР: часть третья

В неспокойные воды Камского устья «Булгария» входила с 34 открытыми иллюминаторами в трюме. Кто в этом виноват – капитан, команда или пассажиры? И почему иллюминаторы нижней палубы оказались ниже уровня воды – об этом в третьей части расследования РР.

Перед входом в Камское устье нужно закрыть иллюминаторы. Там часто поднимается большая волна. Но пассажиры последнего рейса «Булгарии» говорят, что их об этом не просили.

– Представьте, вы капитан, вы с капитанского мостика даете команду: «Оборудовать судно по-морскому», – говорит сын капитана Островского, погибшего вместе с «Булгарией». – В каютах кто-то пьет, кто-то курит, кто-то любовью занимается, простите за выражение! Стучатся: закройте иллюминаторы. Ладно, хорошо, закроем-закроем, всё, иди-иди! Люди думают, что они купили билеты и их не должны трогать. Старпом докладывает капитану: «Команда выполнена». Капитан, конечно, этим не занимается. У него какая махина! И он выводит судно в рейс, может, даже не зная... Он сам не смотрит за этим!


Справка

«Россия» (проект 785) – серия средних речных двухпалубных грузопассажирских дизель-электроходов, предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях. Строились в Чехословакии на верфях Комарно по заказу СССР в 1952-1958 годах. Всего было построено 36 судов. Сейчас в России сохранились несколько речных электричек: «Петр Алабин» и «Композитор Глазунов» - на Волге, «Михаил Лермонтов» - на Енисее, «Римский-Корсаков» - на Иртыше.

Первые дизель-электроходы пришли в СССР из Чехословакии в середине 50-х. Они смотрелись так футуристично, что их даже назвали в честь советских республик.

 

Капитан Изаил Шамбазов ступил на борт дизель-электрохода «Таджикистан» в 1957-м старшим помощником и проработал на судах этого типа 11 лет.

– Все пассажиры с других судов ходили смотреть. Потому что там неоновое освещение, так смотрится здорово! Они на фоне наших старых судов, колёсников, конечно, выгодно смотрелись! Все сделано из нержавейки, кожзаменителя, полировка! Всё это новизна… Чем они покоряли? Комфорт! Каюты прекрасные – и у команды, и у пассажиров. Они производили фурор!

Дочь капитана тоже работает в порту. Как раз сейчас она привезла родителям овощи с рынка и, таская их на балкон, возмущается:

– 30-40 лет назад это еще было нормально! Но по нынешним временам - я еще удивлялась, кто на такой трахоме ездит? Как зайдешь – такой пейзаж там!  Комфорт низкий, уровень обслуживания низкий, питание – вопрос. Мать с отцом недавно ехали на верхней палубе – и то у них окно не открывалось!

Капитан Шамбазов качает головой:

- Недостаток конструктивный у этих судов. Они все были с креном. А при повороте он еще усиливается. Возили школьников, 250-300 человек – это тихий ужас. Загоняешь в каюту – они уже на палубе. А как крен начинается - они еще на тот борт бегут посмотреть... Ну и крен еще больше! Матросам я всегда говорил следить, чтобы люди не скапливались на одном борту. Буквально всех загоняли внутрь! Эти суда больше подвержены крену, чем другие… Под малой скоростью надо было, большей циркуляции. Обидно…  - кашель не дает ему говорить. - В мирное время потерять столько людей… Тренировать, тренировать надо. Иначе матрос – как солдат необученный.

Команда недолюбливала капитана Шамбазова за постоянные учебные тревоги. А он до сих пор уверен в том, что устраивал их не зря.


На стенах квартиры 80-летнего капитана картины кораблей. Даже на картине его «Белоруссия» кренится направо. С самого верха, с края шлюпочной палубы молодой капитан Шамбазов машет рукой самому себе – стоящему с палочкой напротив.

– Например, я не хочу, чтоб крен был, скорость убавляю. На хорошем ходу крен заметней. Центр тяжести смещается. Ну и остойчивость (NB! МОРСКОЙ ТЕРМИН, О, а не У) слабовата у такого типа. Видимо, инженерные просчеты есть. Мудрёные суда…

– Как они были в управлении?     

– Они хорошие, удобные. Правда, капризные. Но и отдача хорошая. А потом, это новизна была для наших механиков. Дизель-электроход! Не уголь – а солярка, масла. Удобно, но штата приходилось больше держать. Тут механизмов много, контроль нужен. Если раньше механик – у него три помощника и кочегары потом, маслёнщики. А здесь – механик и еще электромеханик, и у каждого свои помощники.


– Ну а что в них капризного?

– Электрическая энергия переходит в механическую, и это уже двойной механизм. Например, электромотор работает, а механика барахлит. То одной нет запчасти, то другой. То на складе нет, то поставок нет, то средств нет у порта. И приходится искать с рук. Сломалась малюсенькая деталинка – из-за нее целая машина стоит.


«Украина» (так до 2010-го года называлась «Булгария») и раньше попадала в переделки, но людей не теряла. В 1953-м почти полностью сгорела, теперь молва идет – на том месте, где утонула. Но горела она на Дону. По одним данным, ее восстановили, по другим – заменили на новый дизель-электроход третьей серии. Как бы то ни было, весной 54-го она снова вышла из дока. В 1986-м тринадцать «электричек» отослали в зону Чернобыльской АЭС, они стали общежитиями для ликвидаторов катастрофы. Суда защищали свинцовыми пластинами, и многие из них навсегда остались под Припятью.


Зухра работала проводницей на «Булгарии» пять лет назад.

– Радист объявлял по радио: «Мы заходим в Камское устье, вас может водой залить, закройте иллюминаторы». Пароход старый, иллюминаторы с трудом закрывались, мы с матросом спускались в каюты, чтобы помочь, но многие отказывали: «нам очень жарко», «у нас дети», «нам очень душно, пожилой возраст». Мы просили их погулять на палубе. Часто люди ни нас не пускали, ни сами не закрывали. А потом прибегают, жалуются, что их залило: матрасы, подушки, одеяла мокрые, и мы бегали их сушить в машинное отделение.

Вместо того чтобы спорить с пассажирами, можно было решить проблему кардинально – как это делал капитан Шамбазов. Сорок лет назад он придумал простой выход – снял барашки.

– До переустройства в судах этого типа тоже был пассажирский трюм – с каютами на 8 человек, как плацкарт, - проясняет Шамбазов. - Он считался четвертым классом. Там и были эти неудобные иллюминаторы. Неудобство в том, что барашек (круглая ручка), которым задраивали иллюминатор, постоянно выворачивали на сувенир, и резиновая прокладка от иллюминаторов терялась. Открутили, потеряли, а тут шторм, надо закрыть, – сердится он. – Ну я и приказал: снять барашки к чертовой матери, чтоб не могли открыть.


К 2011-му оставалось поставить кондиционеры, чтобы пассажиры четвертого класса не задыхались от жары. Но такие вложения в старый электроход были невозможны. Проблемой было даже обновить резиновые прокладки, пропускавшие воду, и заменить треснувшие стекла.

– Я жила в носовой части, у нас было два иллюминатора, один из них я вообще боялась трогать – там большая трещина на стекле, – вспоминает проводница Зухра. – Я попросила родителей привезти мне из дома старый пододеяльник и проложила его на подоконнике, потому что там постоянно текло. Были разговоры, что надо как-то отремонтировать: «Денег нет. Денег нет. Денег нет».
 

10 июля 2011 года дизель-электроход «Булгария» входил в Камское устье с открытыми иллюминаторами – 11 по правому борту и 23 – по левому. На повороте судно накренилось. Почувствовав резкий крен, старший механик Константин Пузанков побежал в машинное отделение и увидел, что из иллюминаторов хлещет вода.

– Иллюминаторы были открыты в машинном отделении?

– Да-к везде были открыты. Потому что жара градусов 60 в машинном отделении – просто невыносимо. Я стал их закрывать, но крен увеличивался. Успел под напором воды три штуки закрыть и еще три не успел…


Продолжение следует…


См.также: 

«Министерства нету. Пароходства нету» .Крушение парохода «Булгария». Почему это может случиться снова? Собственное расследование «РР». Часть вторая

Крушение парохода «Булгария». Почему это может случиться снова? Собственное расследование «РР». Часть первая

«На глубине — город мертвых». Катастрофа «Булгарии»: репортаж и свидетельства

«Ретростиль в каждой детали». Почему отечественный транспорт остался в прошлом веке

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rusrep.ru

0

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rusrep.ru
          • домен rusrep.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции