html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Министерства нету. Пароходства нету»

Крушение парохода «Булгария». Почему это может случиться снова? Собственное расследование «РР». Часть вторая

Откуда в Казани большая вода, за счет чего снижают цены на речные круизы и почему капитан круизного судна не может отменить рейс накануне грозы – об этом во второй части расследования «РР» о причинах крушения «Булгарии».

Казань – выгодное место для судоходства. Здесь Кама впадает в Волгу. Большая деревянная пристань и склады были еще в XIX веке. А вот водохранилища не было.

Но стране нужна была плотина, ГЭС, большая вода. И в 1950-м году Совет министров СССР постановил затопить всю Волжско-Камскую пойму.

В ширину Куйбышевское водохранилище достигает 35 километров. Это самое большое в мире речное водохранилище. Вода покрывает 6,5 тысяч квадратных километров – от Тольятти до Новочебоксарска, от Казани до Набережных Челнов.

Большая вода опасна. Здесь неожиданно может разыграться шторм. В том месте, где идут теплоходы из Казани в Болгар, от берега до берега 10 километров.

Речные круизы в Казани популярны. Билеты продаются круглый год. Круиз для всей семьи – нагрузка для бюджета, и люди планируют заранее. «Булгария» работала в востребованной пассажирами, но неприбыльной нише лоу-кост. Тур выходного дня стоил 1700 рублей – против 3500 у других. Взяв билет без питания, можно сэкономить еще семьсот.

Привлекала она и другим – тем, что один из самых старых судов – дизель-электроход. На «Форуме речных путешественников» пассажиры увлеченно обсуждали «Булгарию» и делились фотографиями. И только объявили, что в сентябре «электричка» придет в Москву, – сразу нашлись желающие.
 

Август-сентябрь 2010 года, «Форум речных путешественников»

Вероника: А за счет чего на нем такие дешёвые цены?

Slayder2K: Вот как раз подумываю, не закрыть ли навигацию на этом раритете в октябре. Я думаю, за счет отдельной оплаты экскурсий, да и осень...

Вероника: Стас, экскурсии стоят копейки. Посмотри вон на «Маркса» цены, что, они дешевле в несколько раз на осенние рейсы?

Линар: Судно очень старое, каюты, конечно, не марксовские, и обслуживание в нем не московское. Одним словом – теплоход эконом-класса.

ЛЮМакс: Очень заманчивое предложение. 785-ый! (Номер проекта судна – «РР»). Из Москвы! И цены! Предложение «Водафлоту»: даешь 1 «электричку» в 2011 году в Москву на весь сезон.

Миша55: Да, действительно, на «Булгарию» в октябрьский круиз, в который собрались форумчане, осталось всего 3 «двушки».

Radiohead: Есть в ней что-то магическое.
 

«Булгарию» продавали многие турфирмы, с каждого билета они получали всего 100–200 рублей. Офис фирмы «Казанские путешествия» – улица Пушкина, 25 – старинный двухэтажный особнячок с мансардами. Многие купили билеты в последний рейс здесь.

– Потерпевшие приходили, старались им помочь, – говорит менеджер компании. – Это трагедия такая… Женщина, которая продавала билеты на этот рейс, уволилась из-за этого. Сказала: «Еще что-то случится – я себя винить буду».

Его голос в трубке перебивают голоса людей, пришедших купить круиз. В первые две недели продажи упали наполовину. Потом речники снизили цены, и все пошло на лад.

– Клиентам были предложены множество вариантов. Да, неплохой, с экскурсией, маршрут. Болгар – исторический центр республики Татарстан. Мы сами были в ужасе, когда узнали, что в таком техническом состоянии…

И в 2010-м с компанией «Водафлот», и в 2011-м с «Агроречтуром» – «Булгария» работала в нише лоу-кост. Билеты на нее покупали те, кто не мог платить дороже.

– У нас прямой партнер «ИнтурВолга». Мы их тур реализовывали. Мы даже не знали о том, что такая «Агроречтур» есть. Дешевые билеты, тур выходного дня – много молодоженов. Мы этот теплоход видели в начале навигации – он был нормальный…
 

11-й причал, от которого 9 июля 2011 года ушла «Булгария». У причала одиноко стоит 56-й «Метеор», два года назад взявший на борт нескольких пострадавших. Волны бьют по дну. Пусто и тихо.
 

В штормовую погоду нельзя теплоход выпускать. Раньше в коммунистическое время везде были аварийно-спасательные суда. Понимашь? В Затоне стоял, в Камском Устье стоял, в Чистополе. Как штормовая погода – по всей Волге сообщали. Метеостанция была в Камском Устье. Натурально погоду через 10–20 минут передавали по всем судам. А щас – хрен вам советская власть!
 

– Здесь кто-нибудь есть?

– А то ж! – поворачивается что-то в темном кубрике, и на свет появляется человек, похожий на сатира. Обрывистая, взбрыкивающая речь. Говорит загадками, спрашивает-хохочет.

– Вон вишь – 4 градуса. По кренометру! – кренометр висит над головой в центре салона. – А там все 40 градусов было! В каюте стоя спишь!

Он преувеличивает. При крене в 10 градусов уже трудно устоять на палубе.

– Как бы они техосмотр прошли?

– Мил-мая! За взятки все можно купить! Я тебя могу за взятки купить! А?

– А капитан не боялся на ней ходить?

– Мил-моя, семью кормить-то надо, нет?

– А он не боялся, что столько людей погибнет?

– Авось, кривая выведет!

– Кривая выведет?

– Да-а. Куда, на хрен, ему деваться-то! Если два года зарплату он не получал. Все обещали: завтра-завтра.

Этот капитан знал капитана Островского. Зимой, когда он водил по льду катер на воздушной подушке, капитан Островский поднимался к нему на борт, по пути на рыбалку.

– Вон предыдущий день посмотри! У метеора стекло вышибло, – кивает на переднюю палубу странный капитан.

– Из-за чего?

– Почаму-почаму! Потому что шторм! В штормовую погоду нельзя теплоход выпускать. Раньше в коммунистическое время везде были аварийно-спасательные суда. Понимашь? В Затоне стоял, в Камском Устье стоял, в Чистополе. Как штормовая погода – по всей Волге сообщали. Метеостанция была в Камском Устье. Натурально погоду через 10–20 минут передавали по всем судам. А щас – хрен вам советская власть! Вон в компьютере какая погода будет – такую тебе дают. Я отказался в этот день выходить.

– Почему?

– А потому что перед тем встретил шквал. За 55 километров до Казани он ка-а-ак дал! Но я на ветер поставил «Метеор», оба двигателя вперед работают, меня тащит, я, естественно, прибавляю! Минут 15–20 – потом тишина… В Казань звоню, говорю: «Я пошел в Казань, шквал переждал». Диспетчер мне: «Вы пойдете в Болгары!» Я говорю, я в Болгары не пойду. Она требует: «Почему?!» Прогноз погоды, говорю, принимали? Вот согласно этого прогноза. «У нас здесь тишина», – не верит диспетчер. Я говорю, меня не волнует ваша тишина. Я и сам прогноз знаю: с семи вечера до семи утра – 25–30 метров в секунду ветер! И второй капитан отказался. Диспетчер мне: «Меня завтра с работы снимут!» Я говорю: «Согласно этого прогноза, тебя никто с работы не снимет!» Им бабки нужны, хм, жуликам-то… Конечно, уметь надо постоять за себя. Если будешь много спорить – за воротами окажешься. Н-дэ. Это ведь... мы – наемные рабочие. Мы даже не капитаны. Я – не капитан.

– А кто?

– Сотрудник! Сотрудник – понимашь, нет? Вон какую херню придумали ваши компьютерщики! В каком месте должен я сотрудничать с ним! Это раньше было: капитан – «доверенное лицо начальника порта»! Капитан был бог и царь! Мог крестить – мог убить!
 

До этого уже «Булгар» чуть в причал не въехал, в предыдущем рейсе. Все у него отказало, успели якорь бросить. Как кишка здесь плавал! С таким креном ходил – никому на хрен не надо – буржуйский теплоход!
 

– Вы преувеличиваете.

– Я уж так говорю! – хохочет он довольно. – А сейчас – всё. Звонит своему хозяину: «Я могу не идти?» А хозяин: «Нет, не можешь, иди». А куда, на хрен, он денется. Ну, не пойдешь – завтра у тебя зарплату урежут. Один раз урежут, другой раз урежут.

– Но люди не погибнут.

– Ну, и ты будешь на бобах. Как ходил в дырявых сандалиях – так и будешь ходить. Ни приказа, ни указа. Министерства нету. Пароходства нету!

– Ну, отдел какой-нибудь-то есть?

– Какой?! До этого уже «Булгар» чуть в причал не въехал, в предыдущем рейсе. Все у него отказало, успели якорь бросить. Как кишка здесь плавал! С таким креном ходил – никому на хрен не надо – буржуйский теплоход!

Я собираюсь уходить, а капитан остается.

– Сейчас печку включу – здесь знаешь, какой Ташкент будет! Только кошмары всю ночь снятся – кислород сжигает… При коммуняках, мил-мая, мы не должны здесь ночевать – это служебная каюта… Я должен ночевать в гостинице.

Я почти ушла, но вернулась. Чтобы спросить.

– Но ваш «Метеор» более устойчив, чем «Булгария»?

– Ну конечно, это ж ванька-встанька. У меня ноги длинные. Там! – он тыкает пальцем вниз, в подводные крылья. – Крылья тяжелей, чем «Метеор». Его никогда не перевернешь.
 

Новый вокзал, фасадом выходящий к реке, скалится из-под козырька щербатыми колоннами – их не успели облицевать. Почти готовый, но не сданный, он ждет лучших времен. Речной вокзал теснится в маленьком здании сбоку. Когда после трагедии сняли Рашида Сафина, директора речного порта, люди отказывались верить в его вину.

– Он с моториста, прошел все с самого низа, мальчишкой. Он человек на своем месте. Много ли сейчас людей на своих местах! Всем заправляют юристы да экономисты!

Дежурный жалуется на «Булгарию» – всегда с ней были проблемы, опоздания, скандалы с пассажирами.

– «Булгария» стояла у причала – мало ли кто там стоит. Он не надзорный орган. Сейчас все частники, никто не пустит на борт. Ты кто? – скажут. – Директор порта? Ну, и иди отсюда!

– Наверно, сто раз пожалел, что согласился! – жалеет дежурная по вокзалу.

– На что согласился?

– Его же с пенсии вызвали. Чтоб порядок навел, когда теплоходы государству вернули. И он наводил потихоньку, за год до трагедии все суда отремонтировал.

– Сто раз пожалел он, конечно, – соглашается женщина из грузового порта. – Его пригласили весной 10-го года, чтобы порт восстановить. Уговорили даже. Он отвечал за вокзал, привокзальную площадь, за «Метеоры», которые под его началом. А вот этот – «Булгария» – пришел из Перми, он просто у причальной стенки стоял. Стоял, платил за аренду. Это как если упадет самолет из Питера, а уволят директора «Домодедово» – за то, что он оттуда взлетал!

Была политическая воля: приехал президент, сказал – уволить. На следующий день в 8 утра все было сделано. Никто не разбирался в степени вины. Бывший директор порта долго судился с решением о его увольнении. Но это мало связано с гибелью «Булгарии».

Продолжение следует…
 

См. также:

Крушение парохода «Булгария». Почему это может случиться снова? Собственное расследование «РР». Часть первая

«На глубине — город мертвых». Катастрофа «Булгарии»: репортаж и свидетельства

«Ретростиль в каждой детали». Почему отечественный транспорт остался в прошлом веке

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rusrep.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rusrep.ru
          • домен rusrep.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции