html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Джон Маэда: «Задача творческого лидера — легитимизировать новые формы искусства»

Джон Маэда: *«Задача творческого лидера — легитимизировать новые формы искусства»*

Джона Маэду легче понять, чем определить. У него есть научные степени инженера-электрика, бизнес-администратора и специалиста по информатике, докторская по теории дизайна, он написал четыре книги и получил несколько дизайн-премий, но главное, что делает его выдающимся ученым современности, — способность свести все это в одну осмысленную систему.

Его работы, входящие в постоянные собрания MOMA, Музея современного искусства Сан-Франциско и парижского Фонда Cartier раскрывают человеческий аспект технологий, часто остающийся в тени. Он написал ряд компьютерных программ, включая пособие по программированию для художников, чтобы вместо изучения фотошопа они могли заняться созданием собственного визуального редактора. Его последняя книга «Законы простоты» — путеводитель для желающих разобраться в том, что такое дизайн и жизнь в цифровую эпоху. Покинув пост профессора медиа-искусств и наук в Массачусетском технологическом институте (MIT), где он совмещал в своем курсе опыт графического дизайнера с опытом ученого и программиста, сейчас он занимает должность директора Род-Айлендской школы дизайна.

Исходя из собственной практики нестандартного сочетания дисциплин, Маэда пришел к идее о том, что ученым в их деятельности не обойтись без художников, а грань между наукой и искусством — тоньше, чем мы привыкли считать. С этой мыслью он ездил по миру, продвигая идею о том, что одобренный правительством США комплекс приоритетных предметов STEM (science, technology, engineering and maths) должен быть дополнен творческим курсом и превратиться в STEAM (science, technology, engineering, arts and maths).


О значении искусства

В детстве мы в семье сами делали тофу, и с тех самых пор у меня осталось четкое понимание того, как важно делать что-то вручную, по старинке — живьем. Мы часто забываем, что инновации появляются не из уравнений или новых химических веществ, а из человеческой головы. Открытия в науке всегда, прямо или косвенно, связаны с человеческим опытом. А человеческий опыт — это переживание искусства: услышанная музыка, прочитанные книги, столкновение с произведением.

Мне кажется, что ключ к выживанию в сегодняшнем мире — открытость, доверие к собственным устремлениям и готовность рисковать. Так что я стараюсь быть гибким в оценке вещей. Мне, например, не кажется, что за искусством нужно идти в музей. Куда бы вы ни поехали, где бы ни присели поесть — во всем, что вы видите вокруг, есть своя доля искусства.

Совместная работа ученых и художников уже происходит в малочисленных пока что научных лабораториях, которые по специальной программе предоставляются последним в качестве временной резиденции. Это совсем небольшие программы, но на них наблюдается высокий спрос. Потому что все ученые — люди, а значит, в душе гуманитарии, и, высвобождая эту свою сторону, им легче приходить к новым выводам и решениям.

Я получаю очень много сообщений в фейсбуке, где люди пишут, что им нравятся мои работы, они пробуют делать похожие вещи. Потому что из–за того, что я занимаюсь этим, это становится нормальным. Я думаю, функция лидера заключается в том, чтобы что-то легитимизировать, сделать нормальным в понимании остальных.

Недавно мне попалась на глаза иллюстрация в Time: известный химик, нобелевский лауреат, сделал молекулярные модели из глины — обычные конструкторы из палочек и шариков показались ему неподходящими, так как давали слишком условное преставление о предмете. Это как раз тот случай, когда гибкие, абстрактные материалы, больше привычные для художников, позволяют подойти ближе к живой реальности. Искусство помогает нам видеть вещи непредвзято, расширяет рамки.

Наша экономика построена на сосредоточенных мыслителях — людях, которые подминают под себя цели, ставят задачи и решают их. Художники и дизайнеры, напротив, мыслят рассредоточенно: они исследуют горизонты возможностей. Лучшие инновации рождаются на стыке двух этих типов мышления. Вспомните успех Apple iPod: прекрасное достижение технологий, mp3-плеер, долго существовал и сам по себе почти никому не был нужен, пока дизайн не сделал его чем-то желанным, необходимой деталью определенного стиля жизни. Посмотрите на успех Mint.com. Это красочное приложение для управления финансами, ценность которого на 80% заключается в том, как оно выглядит. Не в технологии, а в том, как красиво тебе предлагают ее использовать.


О лидерстве

Меня очень интересует лидерство. Я убежден, что новые лидеры придут из области дизайна и искусства — я верю в концепцию творческого лидера. Традиционный лидер всегда озабочен собственной правотой, творческий же в первую очередь стремится быть настоящим: эти люди обычно лучше справляются с тем, чтобы принимать себя такими, какие они есть, со всеми противоречиями. Большинство из нас очень привязаны к «да» и «нет». А меня лично вполне устраивает «может быть», и многие выдающиеся люди тоже не видят в «может быть» ничего зазорного. Когда ты, например, делаешь фотографию, она всегда представляет собой такое «может быть» — кадр просто не может быть на сто процентов правильным.Так что мои варианты — это «возможно» и «возможно, нет».

Конечно, у меня из–за этого куча проблем — но творческий лидер должен уметь принимать свои неудачи. Если никогда не ошибаться, ничего верного в итоге тоже не сделаешь. Единственный способ избежать ошибок — не делать ничего. Это называется нулевой риск. Именно поэтому мне кажется, что творческие люди смелее всех остальных.

Я получаю очень много сообщений в фейсбуке, где люди пишут, что им нравятся мои работы, они пробуют делать похожие вещи. Потому что из–за того, что я занимаюсь этим, это становится нормальным. Я думаю, функция лидера заключается в том, чтобы что-то легитимизировать, сделать нормальным в понимании остальных. Недавно я читал речь в церкви, и прямо передо мной сидели афроамериканские дети. И я не могу не отметить, что это стало гораздо более «обычным» делом с тех пор, как пост президента занял Барак Обама. Просто кто-то должен сделать первый шаг.


Об образовании

Политикам проще иметь дело с точными науками, которые поддаются измерению. Вы заполняете тест, где из 100 вопросов отвечаете верно на 50 или на 0, и здесь все понятно — эти знания легко оценить. Но нет теста, который даст вам ответ по шкале от 0 до 100 на вопрос, является ли студент хорошим писателем. А наше общество, к сожалению, предельно сфокусировано на измерениях и оценках — это нелепо и грустно. У Сингапура и Японии самый высокий процент хороших баллов по техническим и научным тестам, а ничего нового у них почему-то не придумывают. И где они ищут? Им приходится смотреть на Запад в поисках новых идей. То, как все они охотятся за идеями — абстракциями, лежащими где-то в интуитивной сфере, — немного напоминает собаку, гоняющуюся за собственным хвостом. Понимаете, сложно не замечать иронию в том, что те, кто высказывается против преподавания искусства как серьезной дисциплины, доносят до нас свое сообщение с помощью искусно подобранных слов и красиво оформленных изображений, воспринимая эти медиа как данность.

Образование — очень неповоротливая сфера, и новые идеи проникают туда медленно. Примерно как кухонный фильтр — чтобы залитая в него вода очистилась, нужна уйма времени. Когда я был главой комитета по расовым культурам в MIT, я заметил, что в школу можно привести студентов со сколько угодно богатым жизненным опытом, но они не останутся там, если в вашей культуре не чувствуют себя комфортно. И теперь я работаю над этим на новом месте. Мне больше не надо пробивать свои инициативы — я президент Школы, и то, что меня реально волнует, могу без лишних согласований воплощать в жизнь.

Я верю в гибриды. Будучи этническим японцем, выросшим в Сиэттле, я прошел по этой части солидную школу. Ты садишься в такси, и водитель тебя спрашивает, откуда ты, ты говоришь — Сиэттл, а он тебе в ответ — нет, по-настоящему откуда?

По какой-то дикой случайности я, простой айтишник, стал тут главным парнем, и в этом качестве я могу сколько угодно писать в блог, фотографировать, загружать что угодно в общий доступ. И я действительно делаю все это сам, это много времени не отнимает. У нас единственный университет в мире, который сделал специальный блог, чтобы студенты общались с ректором — это помимо того, что я и так постоянно ошиваюсь в кафетерии и спрашиваю у них, как им тут все нравится. У нас в блоге еще есть специальная опция — по вторникам все могут общаться со мной анонимно — это иногда выливается в довольно пикантные ситуации.

Не так давно совершенно неожиданно образовалась еще одна традиция, располагающая к общению. Я читал какую-то очередную публичную речь, и в конце выступления человек из зала встал и спросил: «А мы вас в последний раз видим, да? Потому что каждый раз, когда объявляется новый президент, он тут же улетает куда-нибудь на самолете, и мы больше его никогда не встречаем». Я сказал: «Нет, я буду здесь». И тогда парень с первого ряда предложил бегать вместе, и мы стали устраивать пробежки по утрам со студентами и всеми желающими, они называются Jogging with John.


Зачем выбирать?

Я рос в Чайнатауне Сиэттла, который тогда еще не стал международным районом. Это был довольно сплоченный анклав, и все знакомые нашей семьи были азиатами, но потом я пошел в школу — и там все оказалось совершенно иначе, это была настоящая Америка. Именно там я начал осознавать свою национальность и японскую культуру как отдельную сторону личности, наравне с многими другими ее сторонами. Их всегда было сложно примирить межу собой, но сложности — это всегда прямой путь научиться чему-то новому.

Я верю в гибриды. Будучи этническим японцем, выросшим в Сиэттле, я прошел по этой части солидную школу. Ты садишься в такси, и водитель тебя спрашивает, откуда ты, ты говоришь — Сиэттл, а он тебе в ответ — нет, по-настоящему откуда? Потому что они не могут просто поверить тебе на слово. В Техасе в меня вообще бросали бутылки. Сейчас мы живем уже в другое время, но все это со мной было, и это было важным уроком о моей природе — зачем выбирать, если можно совмещать одно с другим?

У Сингапура и Японии самый высокий процент хороших баллов по техническим и научным тестам, а ничего нового у них почему-то не придумывают. И где они ищут? Им приходится смотреть на Запад в поисках новых идей. То, как все они охотятся за идеями — абстракциями, лежащими где-то в интуитивной сфере, — немного напоминает собаку, гоняющуюся за собственным хвостом.

Это же касается людей науки. Сами они с этим обычно спорят, но человеческая, живая сторона их личности чаще всего развита плохо. Они тяготеют к гигиене мысли, к жизни в «концептуальном пространстве». И, задаваясь этой целью, часто сами не замечают, как отдаляются от ключевых принципов гуманизма, которые у них с самого рождения в крови, как и у любого другого человека.

И уж тем более не стоит ограничивать себя в творчестве. Во время учебы в колледже я обожал классическое искусство, и когда мой профессор по истории искусств спросил меня, чем я хочу заниматься в этой жизни, я честно ответил: «Я хочу стать таким же, как вы, сэр». Он на меня тогда очень разозлился и сказал: «Пока ты молод, иди лучше сделай с собой что-нибудь свежее. Потому что когда ты состаришься и будешь ни на что не годен, классика все еще никуда не денется, и тогда ты сможешь ей заняться». Мне тогда понравилась эта перспектива, но в итоге я много работаю с классическим искусством, переводя его на цифровой язык. Как я уже говорил — зачем выбирать?

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции