html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Движение»-2015: что показали на фестивале молодого российского кино

Омск — большой, старый, не слишком уютный сибирский город, стоящий на двух реках, — уже в третий раз принимал десант москвичей, устроивших здесь кинофестиваль «Движение». Местные жители с любопытством и не без опаски всматривались в экран, пытаясь понять, что там творится. Иные фильмы собирали полные залы и вызывали овации, на сеансах других зал быстро пустел. Тем не менее, кажется, «Движение» сегодня органично вписалось в нишу «российского фестиваля №2», следующего за сочинским «Кинотавром». Пусть здесь редко показывают безусловные шедевры — зато векторы и тенденции развития современного кино Омск демонстрирует наглядно и изобретательно.

Даже средние фильмы можно собрать в интересный фестиваль (а из блестящих слепить слабый, бывает и такое). Все зависит от концепции отборщиков. Программный директор «Движения», критик Стас Тыркин, соединяет в одном котле мейнстримное игровое кино и сугубо экспериментальное, жанровое и бесформенно-авангардное, документальное и телевизионное — причем речь идет не только о сериалах, пилоты которых ежегодно участвуют в состязании за приз и регулярно кладут на лопатки так называемое большое кино, но даже о телерепортажах. Единственное формальное разделение фильмов-участников — на три конкурса: основной, неигровой и короткометражный.

Объединяла же многие из них в этом году идея, сформулированная кем-то в грубом словосочетании «пора валить». Участники «Движения» пытались понять для себя: валить куда? Нет, речь шла не об эмиграции, а о том, чтобы покинуть Москву или Питер, наконец сделав столичное кино всероссийским, а то, чем черт ни шутит, и всемирным.

Режиссер бойкого и энергичного фильма открытия «Как поднять миллион. Исповедь Z@Drota» Клим Шипенко отправился в провинциальный городок, чтобы показать генезис московских искателей счастья. Его герои, сыгранные одаренными молодыми артистами, — хваткие и безграмотные стартаперы, мечтающие о счастье и больших деньгах, но до поры до времени не понимающие, что это не одно и то же. Темой этой социальной, местами сатирической картины стала спекуляция на порнографии в интернете — материал, которого до сих пор российское кино стеснялось. Виталий Суслин, напротив, послал героинь своего дебюта «Дефиле» — вероятно, москвичек, и уж точно жительниц большого города, в захолустье. Брюнетка и блондинка, приехав на летний отдых в деревню, привлекают внимание всех ее жителей, в частности, троих молодых людей, встретившихся после долгого перерыва друзей детства. Проходя, как по подиуму, по здешней неторопливой жизни, красавицы с айпэдами и в дорогих темных очках холодно радуются ее преимуществам — свежий воздух, прозрачная вода в реке, живописный пейзаж с обрывом и лесом, собачки, свинки, а впрочем, и шашлык из свинины. Весь фильм ждешь события: соблазнения, изнасилования, иного преступления — стереотипного, но кажущегося неизбежным разрешения ленивой псевдоинтриги. Напрасно. Вместо предполагавшихся жанром поворотов или хотя бы исконной русской духовности «Дефиле» (невзирая на многозначительную сцену в православном монастыре) наполнено буддистским равнодушием к сущему миру. Поматросили и бросили: девушки — парней, парни — девушек.


  • Кадр из фильма «Дефиле»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    1/5

  • Кадр из фильма «Алхимия Арктики»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    2/5

  • Кадр из фильма «Поездка к матери»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    3/5

  • Кадр из фильма «Дуракам здесь не место»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    4/5

  • Кадр из фильма «Как поднять миллион. Исповедь Z@Drota»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    5/5

Пожалуй, ничем не заполнить зазор между большим городом и глубинкой, какими бы благородными целями ты ни руководствовался. Актеры московского «Гоголь-центра» под предводительством своего худрука Кирилла Серебренникова — недавно, вспомним, успешно поставившего на сцене «Мертвые души» и «Обыкновенную историю» — поехали по деревням и райцентрам в поисках истинной России. Цель — подготовка к еще одной фундаментальной работе, спектаклю по некрасовской эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо». Промежуточный итог — награжденный спецдипломом жюри документальный фильм Александра Горчилина (вообще-то, актера: скандальный «Да и да» Валерии Гай Германики с его участием тоже показали в Омске) «#комунарусижитьхорошо». Театральная молодежь сперва хихикает, а потом уже хохочет почти истерическим образом над гротескными ужасами провинции — пьяницами, нищими, разваленными домами и памятниками архитектуры, руинами когда-то процветавших совхозов — и серьезнеет ненадолго лишь тогда, когда автомобиль застревает в традиционном бездорожье. А вдруг придется здесь задержаться? Как портрет нынешней России картина вышла безобразно поверхностной, зато в качестве демонстрации космической бездны между «творческой интеллигенцией» и «простым народом» — почти шедевр.

Неудивительно, что доминирующее движение в молодом кино — не центростремительное (да и кто знает, где он — этот центр?), а центробежное. Пока вокруг твердят об изоляции России, режиссеры стараются снимать кино мирового класса, причем подальше от наших границ. «Поездка к матери» Михаила Косырева-Нестерова могла бы участвовать в любом уважающем себя европейском фестивале: к этому располагают и здравый сценарий, и награжденная по заслугам операторская работа как всегда виртуозного Олега Лукичева. К тому же снят фильм в неприлично прекрасном французском Провансе, а сестру героя (Артем Алексеев, приз за лучшую мужскую роль) сыграла обладательница каннской «Золотой пальмовой ветви» Адель Экзаркопулос, та самая, из «Жизни Адель». Сюжет — оплакивание сводными братом и сестрой, русским и француженкой, внезапно умершей матери. Ее черты, в фильме вовсе не показанные, изящно ограничены голосом за кадром. Голос принадлежит великой Маргарите Тереховой — прозрачное напоминание о другой Матери, из «Зеркала» Тарковского, и о тех временах, когда с подачи этого режиссера российское кино было органичной частью мирового.

Нынешнее время знать не хочет о столь радикальных формах авторского самовыражения. Пожалуй, позволяет их себе только на самой дальней окраине, которая для остальных — не просто периферия, а почти миф. Речь о самодеятельной и самобытной якутской кинематографии, о которой так часто пишут и говорят, но показывать в одном ряду с другими фильмами будто опасаются («Движение» здесь — единственное отрадное исключение). Полуигровая «Неразгаданная любовь» Михаила Лукачевского — удивительное явление, наш эквивалент экзотически-авангардных киномедитаций Апичатпонга Вирасетакуна. Девушка по имени Сайсары ищет следы своего отца — умершего через десять дней после ее рождения рок-певца Степана Семенова, якутского Джима Морриссона, от которого остались считаные записи. Ее мечта — исполнить на концерте его балладу «Неразгаданная любовь», которую никто после смерти Семенова петь не берется. Причудливая смесь основанного на архивных записях байопика, документального исследования и магического реализма, с призраками и видениями, пожалуй, уникальна. Лукачевский — природный талант; только к России его кино относится уже исключительно по касательной, хоть Якутия и является официально частью РФ. Этот путь к себе — не в направлении России и не от нее, а попросту вне.  

Также трудно опознать отечественную картину в «Алхимии Арктики», документальной ленте, снятой в США и Канаде, где не звучит ни одного слова по-русски. Ее автор Настя Тарасова рассказывает увлекательную повесть о путешествии пятерых байкеров-пивоваров из Пенсильвании в вечные снега и льды в поисках рецепта редчайшего эля. В картине есть как минимум одна выдающаяся сцена: здоровенные татуированные мужики слаженно проводят операцию по спасению белки из мусорного бака (она так там наелась, что растолстела и застряла в щели, через которую влезла: сюжет «Винни-Пуха», воплощенный в реальности!). Чувство освобождения, испытанное белкой, вероятно, сродни ощущениям российского кинематографиста, освобожденного от внутреннего обязательства как-то отображать на экране свою родину.


  • Кадр из фильма «Эликсир»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    1/5

  • Кадр из фильма «Красные браслеты»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    2/5

  • Кадр из фильма «На кончиках пальцев»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    3/5

  • Кадр из фильма «Неразгаданная любовь»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    4/5

  • Кадр из фильма «#комунарусижитьхорошо»
    Фотография: кинофестиваль «Движение»
    5/5

Предыдущий фильм Тарасовой «Линар», показанный два года назад здесь же, в Омске, говорил о счастливой судьбе тяжелобольного мальчика-россиянина, которому смогли пересадить сердце в итальянской клинике. В этом году схожая история оказалась в центре фильма «На кончиках пальцев» — полнометражной документальной кинопробы известного тележурналиста Романа Супера, родившейся из серии его же репортажей на РЕН ТВ (приз зрительских симпатий и награда героине фильма Насте Кузнецовой). Невыносимо откровенная и вызывающе сентиментальная картина — хроника рукотворного чуда. Больной с рождения буллезным эпидермолизом девушке из Великого Новгорода, о которой государство позаботиться не в состоянии, делают сложнейшую операцию в Германии, рождая в зрителе вместо привычных на наших широтах ужаса и брезгливости искренние сочувствие и боль. Несколько наивный пафос фильма — оружие прямого действия: в стране, где больные просто умирают от нехватки лекарств и заботы, не до эстетических тонкостей. Куда эффективней бронебойная сила телерепортажа, что и доказывает зрительское голосование.

Самый же интересный случай — победивший фильм, удостоенный и Гран-при, и приза за режиссуру. «Красные браслеты» (вообще-то, две первые серии снятого по заказу Первого канала сериала) Натальи Мещаниновой, автора нашумевшего, но так и не выпущенного в прокат из-за нецензурной лексики фильма «Комбинат «Надежда», рассказывают, вроде бы не о той чудесной Германии, куда увез лечиться свою героиню Роман Супер, а о нашей, российской больнице. Там встречаются и завязывают дружбу тяжело больные подростки — одному из них, больному раком, ампутировали ногу, второму вот-вот ампутируют, а третий вообще лежит в коме. Несмотря на тяжесть их положения, они сохраняют остроумие и завидный оптимизм. Превосходный кастинг, отличные диалоги, удивительное чувство ритма — и все это на фоне, который невозможно признать даже поверхностно правдоподобным. Таких больниц, врачей и медсестер в России попросту не бывает, и пейзаж, предположительно, сочинский, выглядит как средиземноморский. Неудивительно: «Красные браслеты» — купленная у Испании франшиза, переписанная и переснятая для нас. И действие будто происходит в воображаемой Испании. С другой стороны, язык не повернется упрекнуть в этом картину, убедительно превращающую больного — то есть в нашей системе координат парию, изгоя — в привлекательного и яркого героя.

Как ни крепись, ни бодрись — со всех сторон выходит, что любая форма авторского кинематографа в России сегодня говорит прямо или косвенно о невыносимой тяжести нашего национального бытия. Впрочем, чаще косвенно. Не каждый рискнет коснуться этой болезненной материи; отрадное исключение из правил — объединение «Синефантом», представившее в Омске сразу два фильма о том, что такое настоящая Россия и кому в ней все-таки жить хорошо. Первый — игровой «Эликсир» Даниила Зинченко, вдохновенная абстракция на грани графомании, где космонавты и партизаны встречают в лесу нового Христа (его мертвое тело преображает воду не в вино, но в вожделенную нефть), а демоны с факелами, в костюмах и темных очках, норовят прикончить вернувшегося на землю Мессию. Второй — пожалуй, самый яркий и неординарный из числа показанных на «Движении», документальный эпос художника Олега Мавромати «Дуракам здесь не место». Он и получил из рук жюри неигрового конкурса абсолютно заслуженный главный приз. К слову, эта лента, сюжетно не выходящая за пределы России, — единственный фильм из омской программы, у которого успешная международная судьба: его показывали на фестивале в Роттердаме.

Герой этой выдающейся и шокирующей летописи — блогер Астахов Сергий (так он сам себя называет), обрюзгший тонкоголосый мужчина 28 лет, проживающий на окраине Москвы с матерью, отчимом и бабушкой, а все свое время, свободное от посещений психиатра, отдающий созданию видеопотока в социальных сетях. Из сотен часов его откровений Мавромати смонтировал — добавляя уместную музыку и другие неожиданные видео из ютьюба, — поразительную хронику деградации не конкретной личности (вызывающей, безусловно, сочувствие), а общества, умильно воспевающего родство и любовь, патриотизм и духовность, православие и здоровую пищу: в представлении Сергия таковой являются вареные сосиски и жареные беляши. Также герой фильма является убежденным поклонником торгового центра «Золотой Вавилон», Первого канала и президента Владимира Владимировича Путина. Финал, в котором закадровый монолог Сергия смонтирован с пущенными задом наперед съемками инфернального пожара, показывает апокалипсис по-русски. Даже в крайней стадии разложения мы ухитряемся двигаться не к преображению старых — отживших и отмерших — форм во что-то новое, а к восстановлению прошлого, к алхимическому возрождению мертвецов. Регресс как он есть: зрелище жуткое, но завораживающее, не оторваться. Остается совершить выбор между этой неприглядной правдой (залезьте в любую соцсеть, Сергия Астахова найдете без труда, а он ведь не один такой) и душеспасительной сказкой о страждущих детях, которые непременно вылечатся и спасутся. Между Россией факта и Россией мечты, над созданием которой продолжает биться кинематограф.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с afisha.ru

6

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • vozduh.afisha
          • домен vozduh.afisha.ru
          • домен afisha.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции