html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Марат Гельман: «Те, кто внутри власти, боятся больше, чем те, кто вне»


Марат Гельман, руководитель пермского культурного проекта, отстранен от руководства созданного им Музея современного искусства PERMM. В чем тут дело и что вообще происходит с культурой в Перми и в стране — известного галериста и культуртрегера расспрашивал The New Times
16_01.jpg
При организации выставок Марат Гельман никогда не чурался острых политических и социальных тем

В течение одной недели в Перми закрыли выставку красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014», следом прикрыли экспозицию группы «Новый Барбизон» — за то что художницы из Израиля выразили солидарность с коллегой, потом — «Российское барокко» Сергея Каменного с аллюзиями на протестное движение. После того как выставки перенесли в музей PERMM, туда пришли с обыском. Гельман, приезжавший в Москву на презентацию, немедленно вылетел в Пермь. The New Times связался с ним в пятницу вечером, перед подписанием номера в печать.

Что сейчас происходит в музее? Каковы результаты обыска?

Анекдотические. Они потребовали всю документацию за прошлый и нынешний год — надеялись найти злоупотребления. Когда не получилось то, на что они рассчитывали, сказали, что проверят картины Слонова на экстремизм. Я думаю, посмотрели на них и поняли, что это бесперспективно. И в итоге, как мне сказали, будет возбуждаться дело о «незаконном использовании олимпийской символики». Это вообще смешно! Все равно что студии Грекова, например, предъявить иск за то, что они используют в батальных картинах армейскую символику или фирменный стиль фашистов. То есть сейчас местные власти пытаются сохранить лицо, хоть что-то мне предъявить. Реального ничего нет, но у них, конечно, все ресурсы, чем закончится дело — трудно сказать...

Закрыть и отменить

С чего начался накат?

*1 июня 2012 г.
Было несколько моментов. Пять лет назад я начинал работать над пермским культурным проектом с Олегом Чиркуновым (губернатор Пермского края в 2004–2012 гг. — The New Times). Ему пришлось уйти досрочно, несмотря на то что была договоренность с Медведевым, что доработает до вступления в силу закона о выборах губернаторов*. Медведев или ничего не решает, или он нас обманул, но в результате Чиркунов ушел раньше, и тут же быстро-быстро назначили нового губернатора. Я считаю, что началось с этого. Когда пришел (Виктор) Басаргин, у него сразу были настроения все закрыть и отменить.

Почему?

Его накрутили из Москвы.

А как в Перми реагировали?

**«Белые ночи» Гельмана обошлись бюджету и «Лукойлу» в 250 млн рублей». «Известия» от 6 июня 2013 г.
А тут другое. Те, которые раньше ругали меня («что его поддерживать, его Чиркунов поддерживает»), вдруг осознали, что все культурные начинания могут закончиться. Это был очень важный момент — сентябрь, октябрь, ноябрь прошлого года, когда через общественные советы, через депутатов сами пермяки, без моего участия, отстояли культурный проект. То есть если раньше это был, условно говоря, проект Гельмана и Чиркунова, то после той осени это стал пермский проект. Отстояли бюджеты, деньги на музеи, на фестивали… Со мной подписали новый контракт — уже новая администрация. Но когда случился вот этот агрессивный наезд через «Известия»**, администрация испугалась. Потом еще один наезд — приехали сенатор Климов и депутат Госдумы от Перми Куранов. У них была какая-то другая программа, она была связана с ЖКХ, но тут им показалось, что есть очень удобный повод и острый момент, чтобы нажать на Басаргина.

А им надо было именно на Басаргина надавить?

Никого ведь не интересует искусство. Здесь чистая политика. Они между собой разбираются. Чиркунов имел опыт — как уходить и как лавировать. А эти взяли и с испугу закрыли все три выставки. Да еще сделали это открыто, объявив прессе, что мы, мол, закрываем… Если до этого момента я еще был готов входить в положение администрации, на которую нападают, может, даже чем-то помогать, то после того как они закрыли выставки, для меня все закончилось. С моей точки зрения, можно идти на разные компромиссы. Но закрывать нельзя. Цензура — это губительно. С этого момента я прекращаю сотрудничество и начинаю войнушку. И мы забрали эти выставки из фестивального проекта и перенесли их к себе в музей современного искусства.

А они тут же вас уволили с должности директора?

Я узнал об этом в Москве, там они ничего не говорили.

16_02.jpg
Организаторов выставки «Welcome! Sochi 2014» могут привлечь за «незаконное использование олимпийской символики»
А кто этот человек-герой, который уволил «самого Гельмана»?

Игорь Гладнев, бывший актер, потом он был организатором корпоративов в какой-то крупной корпорации. Сейчас исполняет обязанности министра культуры Пермского края.

Он просто испугался или что-то еще произошло?

Нет-нет, это вопрос точно не его. Его вина в одном — он этого не стыдится. А наоборот, говорит: я считаю, что мы имеем право запрещать смотреть, закрывать, проверять. Но то, что не он принимал решение, — стопроцентно.

А он про закон, запрещающий цензуру, не знает?

Такое ощущение, что они уверены: надо поменять закон. Они все-таки очень советские люди. Так легко перешли на советскую риторику, демагогию, так это мгновенно сделали… Такому невозможно научиться, тут надо просто вспомнить.

Чем вы это объясняете как политолог?

У чиновников это сидит в подкорке. Кроме того — провинция.

Но чиновники ведь умеют приспосабливаться. Почему они вдруг вспоминают, что они советские люди? Что происходит и что произойдет еще?

Почему они испугались — это уже вопрос не про искусство, а про то, что произошло за год в стране. Есть три модели — сурковская, володинская и путинская. Сурков говорил так: будьте лояльны, то есть не наезжайте на власть, не участвуйте в митингах, и будет все нормально. Это была такая зона, в которую еще как-то можно было уместиться Гребенщикову, мне… То есть не будьте активными противниками, больше от вас ничего не требуется. Володин говорит: нет, так не годится, либо ты с нами, либо ты против нас — вы уж определитесь. Вы с нами — тогда вы защищены. Вы против нас — тогда, значит, все прелести. И в этой ситуации тоже все понятно. А сейчас третий этап, я его еще называю «сорокинский», имея в виду «День опричника»: даже если ты с нами, ты тоже должен бояться — ты, министр, который присягнул, и ты, губернатор, который облизал всех, — все должны бояться.
  

Как часть мировой художественной среды мы продолжаем двигаться вперед, а они хотят превратить страну в такой православный Иран  

 
Помимо вот этой опричнины есть близкий круг. Причем тебе неизвестно, кто к нему принадлежит. Басаргин, понятно, не принадлежит, а этот принадлежит? А этот? То есть сейчас наступило время, когда бояться надо всем и всех. Те, которые внутри власти, боятся больше, чем те, которые вне. Внутри свободно разговаривать невозможно в принципе. Более того, они даже думать боятся. Этот новый этап поселил страх в самой власти. Потому что теперь есть какой-то круг неприкасаемых, а все остальные тоже уязвимы. Поэтому, как только на пермскую администрацию наехали, они сразу же испугались и пошли делать глупые поступки.

У художественной среды в 90-е годы было ощущение, что мы движемся в одном направлении с обществом и с властью, просто немножко с разными скоростями, с разным пониманием, но в принципе движемся в будущее. В 2000-х я еще делал выставку «Россия-2», казалось, что мы можем построить для себя автономную жизнь. Сейчас у меня ощущение, что мы движемся в прямо противоположном направлении. То есть как часть мировой художественной среды мы продолжаем двигаться вперед, пытаемся мыслить категориями будущего, а они возвращают нас, они идут в прошлое, они закрываются. Условно говоря, хотят превратить страну в такой православный Иран и вместо будущего предлагают прошлое. Коммунисты — Сталина, а капиталисты — Столыпина. Но и то и другое не имеет к нашей реальности никакого отношения. Раньше хоть и подшучивали над Медведевым, над его какими-то не очень ловкими проектами, но это было частью атмосферы, в которой мы жили. Слово «модернизация» вообще исчезло из лексикона, сейчас говорят о «возвращении к традиционным ценностям». Вот что происходит в стране.

Не быть декораторами

16_03.jpg
Сергей Каменный, «Стратегия 31»
Какие события в этом новом путинском периоде вы считаете знаковыми?

Все, что связано с Болотной площадью, с делом Pussy Riot и судом над ними. До этого художественное сообщество считало, что заниматься и даже интересоваться политикой — не комильфо. Ситуация на Болотной резко все поменяла. Вдруг в один день обнаружилось, что искусство перестало быть авангардом общества, что общество гораздо дальше продвинулось, а для художественного сообщества это смертельный диагноз: если оно не является авангардом общества, то оно не нужно никому, кроме тех людей, которые украшают свои интерьеры. А быть декораторами такие люди, как, например, Олег Кулик, не хотят — они хотят определять смысловые вещи, важные для страны. Поэтому художники стали активно интересоваться социальными практиками, политикой и т. д.

Когда абсолютно ни за что посадили девушек из Pussy Riot, художники поняли, что они должны быть солидарны. Как коллеги из Европы, Америки, для которых солидарность — это рефлекс, обычное дело. Прошлой осенью, когда девушек приговорили, когда начали принимать ужасные законы, художественное сообщество начало определяться уже политически. И это третий важный период, который сегодня заставляет как минимум дистанцироваться от власти. Я вот с марта перестал сотрудничать с «Большим правительством», членом которого был, — я считался коллаборационистом, то есть человеком, который ради цели — пермского проекта — пошел на кооперацию с властью. Сейчас это невозможно. Это касается всех. Сегодня невозможно найти аргументы, по которым ты сотрудничаешь с властью, которая просто так сажает твоих коллег. Вот что произошло за это время в художественном сообществе.

А вы не преувеличиваете? Что-то не слышно пока голосов в вашу защиту, например.

Возможно, когда я говорю про сообщество, я имею в виду тот круг людей, с которыми взаимодействую. Надо, наверное, говорить скорее о тенденции. Человек, который занимается искусством, тоже должен быть мужественным. Ты не можешь от него требовать героических поступков, но на уровне порядочности в общем-то я не знаю никого, кто бы встал на сторону власти.

Политика против культуры

Когда с одной стороны закручиваются гайки, с другой, по логике, сильнее сопротивление. Как вы считаете, конфронтация будет расти, как было в советское время, когда появился художественный андеграунд, эмиграция?

Эмиграция уже происходит. Не буду называть имен, но многие художники, режиссеры, музыканты, которые, как нам кажется, здесь, — они уже там.

А здесь, у нас, что будет с искусством?

С творческой точки зрения в этой сложной ситуации очень много интересных проектов. То есть одно дело условия, в которых мы существуем, другое — творческие процессы. Они не параллельны. В ситуации напряжения художнику проще, чем просто обывателю: он может отвечать искусством, и он так и делает. Другой вопрос, что часть того, что делается, уходит, пропадает, не приносит пользу — вот как с Пермью.

Трудно поверить, что это приехавшие депутаты виноваты в том, что на вас начались гонения.

Нет, конечно, они — исполнители.

А вы знаете, кто инициатор?

Я не хочу называть имен. Потому что это, с одной стороны, всем известно, скажешь банальность, а с другой — какая разница? Важно, что это делается в рамках задачи «построить» местную власть — губернатор должен быть управляемый.

Чем это может кончиться для вас?

Я не знаю их намерений. Надо закончить фестиваль «Белые ночи». 



фотографии: ИТАР-ТАСС




Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с newtimes.ru

0

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • newtimes.ru
          • домен newtimes.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции