html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Душенов на суде Н. С. Лескова: «Однодум» против повышения пенсий

 

Многим знакома такая сцена: заходишь в подъезд и обнаруживаешь на стареньком столике вперемешку с детективами-однодневками запылившуюся, но от этого не менее замечательную классику, оставленную соседями. Чаще всего в таких старых советских томах издательств «Всемирной» или «Художественной литературы» мы находим нетленную общечеловеческую правду, не требующую каких-либо сиюминутных подтверждений. Но как же удивляешься, когда спустя считанные дни нами встречается такая же вечная человеческая глупость и подлость, по которой как раз и бьет прочитанная давеча книга. Этот колосс глупости будто в суде предстает пред книгой и ее автором – а мы лишь сидим на скамье присяжных в ожидании справедливого приговора. Представим, как мог бы выглядеть подобный суд.

 

Действующие лица:

В роли судьи выступает Н. С. Лесков

В роли судебного молотка и Фемиды выступает рассказ «Однодум», напечатанный в журнале «Еженедельное новое время» в 1879 г.

В роли подсудимого выступает К. Ю. Душенов

В роли прокурора выступает главный герой «Однодума» Рыжов А. А. из города Солигач, который в Костромскую губернию входит.

 

Пропуская толщу регламентов, не обязательных в литературном суде, прокурор Рыжов зачитывает обвинение:

– К. Душенов обвиняется в покушении на здравый смысл и человеческую совесть за позицию по вопросу пенсионной реформы, озвученную в ролике «Китайская логика споткнулась о еврейскую мафию» от 01.08.18 (YouTube-канал «День-ТВ» – https://youtu.be/DwfPZnJW69w?t=1063).

Приводим слова подсудимого:

         “Я удивляюсь людям, которые называют себя православными и поддерживают эти акции протеста. Для православного христианина источником вероучения и главным маяком в жизни является текст Священного Писания – Библии.

         Может быть, профессора давно не открывали текст Священного Писания, но ведь копаться и не надо. Откройте Книгу Бытия, третью главу. Что Господь Бог сказал Адаму? Со скорбью будешь добывать себе пропитание на земле, в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю – пока не умрешь. Пахать ты будешь до самой смерти, в поте лица своего.

         Если Вы христиане, то не надо ничего вымогать у Господа Бога, если это сказано в священном писании. Если жизнь складывается таким образом, что у государства есть возможность платить пенсии – что в этом плохого? Но вот вымогать – а дайте больше, а отпустите раньше – это совсем не по-христиански”.

После решительного отказа К. Душенова от услуг адвоката прокурор приступает к вопросам:

– Знаешь ли, Константин Юрьевич, посмотришь на нас обоих – будто мы и схожи. Оба Всевышнему поклоняемся, Библией по жизни руководствуемся и стараемся жить праведно. Да только на деле разница между нами превеликая. Уж не сомневаешься ли? Вот, к примеру, что наш судья про меня написал, освежи память:

         “–  Каялся, –  говорит, –  в одном, другом, в третьем, –  во всем не свят по малости, но грехи все простые, человеческие, а против начальства особого зла не мыслит и ни на вас, ни на меня “по касающему” доносить не думает. А что “даров не приемлет”, – то это по одной вредной фантазии.

–  Все же, значит, есть в нем вредная фантазия. А в чем она заключается?

–  Библии начитался.

–  Ишь его, дурака, угораздило!

–  Да; начитался от скуки и позабыть не может.

–  Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?

–  Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.

–  Неужели до самого до “Христа” дошел?

–  Всю, всю прочитал.

–  Ну, значит, шабаш.

         Пожалели и стали к Рыжову милостивее. На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и “до Христа дочитался”, с того резонных поступков строго спрашивать нельзя; но зато этакие люди что юродивые, –  они чудесят, а никому не вредны, и их не боятся”.

Не сомневаюсь, Константин Юрьевич, и ты до Христа дошел, да только, боюсь, понял мало. Знаешь, почему меня за юродивого принимали? Да потому, что все законы и наставления божьи я исполнял. Только за тобой такое не наблюдается. Кто позволил тебе, Константин Юрьевич, решать – кого можно христианином звать, а кого нельзя? «Не судите, да не судимы будете» – не слова ли Святого Писания, на которое ты ссылался не раз? Иль бревна в глазу твоем не видишь? Я сам, будь моя воля, не судил бы тебя – да воля тут не моя – художественная, так что вынужден литературному суду служить.

Думаешь, в этом твой главный грех пред совестью состоит? Зря, Константин Юрьевич, зря. Преступление твое на обмане зиждиться, будто христианство праведного гнева лишено, будто вышестоящий человек может человеком нижестоящим питаться, а сопротивляться ему – против Бога идти. Вот, вспомни слова судьи, вложенные в уста мои при разговоре с министром:

         “И на поле опять отметка: “Исполнилось, –  зри страницу такую-то”, а на той странице запись о кончине юной дочери императора Александра Первого с отметкою: “Сие последовало за назначение налога на лес”.

–  Но позвольте однако, – спросил Ланской, – ведь леса составляют собственность?

–  Да, а греть воздух в жилье составляет потребность.

–  Вы против собственности?

–  Нет, я только чтобы всем тепло было в стужу. Не надо давать лесов тем, кому и без того тепло.

–  А как вы судите о податях: следует ли облагать людей податью?

–  Надо наложить, и еще прибавить на всякую вещь роскошную, чтобы богатый платил казне за бедного.

–  Гм, гм! вы ниоткуда это учение не почерпаете?

–  Из священного писания и моей совести”.

Скажи, Константин Юрьевич, налоговая реформа, которую ты так опекаешь, не подобна ли она тому же налогу на лес? Куда делась вся твоя храбрость, с которой ты вещаешь в украшенной автоматом студии? Когда спросил меня министр, уважаю ли я власти, я без кривизны души ответил – «не уважаю». Иль ты боишься, иль поддерживаешь – везде на совесть покушаешься.

 

Осужденному начали видеться еврейские кипы и шелковистые пейсы – посыпались обвинения в сговоре…

Следуя заветам литературного судилища, Н. С. Лесков не вынес приговор – решение должны принять присяжные, т.е. читатели.

Занавес закрывается.

 

Небольшое послесловие

К вопросу о праведном смирении общества под весом новых антинародных законов правительства. Отмечу только два момента. Во-первых, предсказываю упреки, почему я не привел в пример слова В. И.Ленина, И. В. Сталина, К. Маркса, Ф. Энгельса или хотя бы писателей-демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Мне кажется, что в данном случае личность цитируемого не менее важна, чем сами слова – нужен более мягкий подход. Если бы я вспомнил имена революционеров, меня бы, наверное, никто и не пытался слушать с позиций противоположного лагеря. Это бы напоминало беседы Базарова и Кирсанова – мы бы выглядели для них глупенькими нигилистами, они для нас – дряблыми монархистами. Я же, на свое удивление, обнаружил близкие социализму идеи в произведениях Н. С. Лескова – по признанию многих «самого русского из всех наших писателей», крупнейшего знатока народной жизни. Его уж точно не обвинишь в нигилизме и увлечении западными учениями. К тому же мне близки мысли Лескова о поиске справедливых социальных идей в недрах народной жизни. Вдвойне интересно, как подобные тексты воспримет представитель монархического и охранительного мировоззрения.

Во-вторых, меня сильно беспокоят познания нашего подсудимого в истории христианства (не только православия). Обратимся, например, к Реформации конца XVI в. – деятельности Мартина Лютера и Томаса Мюнцера. Обвиняемый, возможно, сильно удивится, но знаменитые немецкие реформаторы так же призывали к жизни по библейским законам, но это не отнимало у них смелости в борьбе с паразитирующими народ помещиками, поддерживаемыми католической церковью. Христианские идеи сочетались с прогрессивной для той эпохи борьбой против феодализма, и никакого смирения перед несправедливостью христиане не искали. Константин Юрьевич же, попав в то лихолетье в Западную Европу, наверное, всеми силами поддерживал и защищал бы индульгенции и призывал немецкий народ терпеть в ожидании скорой могилы.

Сергей Рыбачук
Сергей Рыбачук
Сергей Рыбачук

Образование: РУДН (Филологический факультет - Журналистика)
китаист, специализируется на китайской литературе и истории развития публицистики в Китае.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rabkor.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • cultrab
          • писатель
          • домен rabkor.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции