html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

В кинотеатрах все еще можно посмотреть фильм Оливье Ассаяса «Что-то в воздухе». Для «Сеанса» о картине написал главный редактор альманаха «Транслит» Павел Арсеньев.

После (не) значит вследствие

Павел Арсеньев
«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

Русскоязычное название фильма «Что-то в воздухе» как всегда в случае отличия от оригинального деформирует смысл фильма Оливье Ассаяса, стереотипизирует его. По-французски фильм называется «После мая», и именно в этом его главное послание: речь не о самом событии, не о мае 68-го, но об осмыслении экзистенциальных и социальных траекторий его участников. Не о моменте употребления биографического допинга, но о последствиях.

Хотя начинается фильм, как типичная ода эпохе молодости режиссера и молодости как таковой («Мы не против старости, мы против того, что нас старит», — утверждают студенты Сорбонны). Рассказывая о политической сцене Франции на рубеже 60-70-х, Ассаяс сосредоточивается на истории молодежной группы, непосредственно вовлеченной в вооруженную борьбу за права студентов (лицеистов). Они подпольно печатают газету, которую продают выходящим с занятий однокурсников (по минимальной, но неукоснительной плате — что не может не поражать воображение завсегдатая политических тусовок современной России, где никто и бесплатно ничего не хочет брать у распространителей). Они встречаются на манифестации и убегают от полиции. Бьют их явно не первый раз: на головах у них шлемы, в руках — биты. После они беззаботно возвращаются в свои мастерские продолжить работу над картиной и заняться любовью с подружкой, а ночью отправляются «бомбить» университет: сперва фигурально — граффити и афишами, а после избиения охраной одного из своих уже вполне буквально — бутылками с коктейлем Молотова. Их жизнь идет как-то плавно, священная граница между частным и публичным, политическим и художественным, научным 1 и гражданским, которые часто в заголовках круглых столов в современной России оказываются противопоставлены, не то что размыта, ее попросту не существует. Словно все это — элементы сложно сконструированного образа жизни, равно захватывающие и друг с другом не конфликтующие. Собственно, именно то, за что принято критиковать поколение soixante-neuf — гедонизм, богемность, наслаждение своей исторической биографией — является их главным открытием и достоинством, которое до того было присуще только немногочисленным авангардным группам. Придумать себе жизнь более интересную, чем ежедневное чередование работы и сна, можно только занимаясь политикой и искусством. Сколотить культурное поколение можно только в независимой коллективной деятельности — вроде независимого издания, т.е. культурного или любого другого рода активизма. Никакое продолжение «дела отца» к этому не ведет, даже если старшее поколение не давит, а предлагает сценарии цивилизованной социализации («Ты мог бы быть моим секретарем, ты же хотел снимать кино — Да, но не таким образом»). Итак, требовать всего и сразу (газета, которую распространяет главный герой носит название Tout, т.е. «Все»), остро ощущать фронт поколения и сознавать его политические и художественные задачи — это единственный способ манифестировать свое присутствие в истории. Показателен диалог главного героя с отцом (тоже занимающимся кино, но соответственно «папиным») о Сименоне: «Пусть он великий, но он мусолит одно и то же. — С чего ты взял, что можешь смотреть на Сименона свысока? — Я просто вижу, что он жульничает, так же как телевидение, это средство для оболванивания масс». Последние слова резонно уличают в том, что они тоже заемные, чужие, просто рождены другим пластом культурной индустрии — газетами и журналами так называемой свободной прессы. Но на это следует безапелляционный в своей расхожести аргумент о господствующей культуре, подавляющей как эстетически так и политически.

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

Есть, впрочем, и поколенческий сюжет куда более сложный. Он связан с ожесточенным конфликтным диалогом различных контркультурных и политически оппозиционных поколений. Сложное устройство политической сцены позволяет не сбиваться в общий оппозиционный колтун, но критиковать прежние призывы левых, руководствуясь тем, что коммунисты, маоисты и троцкисты устаревают как и всякое означающее, и требовать смещения для того, чтобы обозначать качественно новое (эту роль в фильме исполняет означающее «автономы»). Характерно, что внутривидовые претензии озвучены одновременно в двух регистрах: «Их кино скучное, а политика примитивная». Одно как бы следует из другого: рутинизированное искусство ведет к примитивной (если не вредной) политике и наоборот. Несмотря на то, что отдельные «товарищи рисковали жизнью, снимая фильм и вывозя его из страны» (что как бы намекает, что подвиг обладает эстетическими квотами и не может быть политически не эффективным), молодое поколение культурной фронды чувствительно к тому, как меняются способы высказывания в новом медиальном и эстетическом режиме: одно абстрактное изображение может скорее служить (будучи воспроизведено с помощью прогрессивных медиа) целям (культурной) революции, чем исполненное благоговения к угнетенным монологическое киноповествование.

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

Впрочем, эта же чувствительность к культурной современности, позволяет и вовсе преодолеть политизацию (о чем ниже). Разумеется, не могла не проскользнуть в этом фильме ставшая в наши дни расхожей формула Годара-Маркера («Нужно снимать не политическое кино, а снимать кино политически»), но важно, что она как раз передоверяется старшему поколению. Методологическую проблему этой программы также не замалчивают: для свежего взгляда, которого ожидают от рабочих, впервые взявшего в руки камеру, рядом — либо на предварительном этапе самого акта наделения инструментом или на последующем этапе обработки — должен быть кто-то хоть немного искушенный. Если снимать кино еще и можно чисто «политически», то монтировать приходится опираясь на мастерство и только с помощью определенных технических навыков, каковые имеются преимущественно у тех, кто имел возможность учиться мастерству до того, как стал «предателем своего класса» (буржуазии). Тем самым, педагогика равенства оказывается более затрудненной в случае тех, кто стремился быть понятным (оказаться «ближе к народу»), а на деле только упрочил разрыв между просвещающим и просвещаемым. В тоже время тот, чьим убеждениями была не столько поэзия на службе революции, сколько революция на службе поэзии, оказывается способен выскользнуть из этих иерархических отношений (главный герой цитирует эмблематичного в данном случае Малевича: «Всякий раз, когда художник хочет избавиться от репрезентативности [i.e. стать «безоговорочно современным», быть авангардом, etc], он может это сделать лишь ценой разрушения картины и собственного выживания как художника»).

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

Наконец, возвращаясь к политике, необходимо напомнить, что почти все фабульное время фильма — это именно «после мая», закончившегося для героев Ассаяса не то чтобы бесславно, но характерно. Причинив увечье одному из охранников режима, им приходится залечь на дно и рассеяться по биографическим закоулкам. Несмотря на эту сюжетную мотивировку, не оставляет ощущение, что систематическая эскалация политического насилия идет лишь ради того, чтобы поскорее появился повод биографически оправданно отойти от дел и передать эстафету другим. Эта стратегия, хорошо известная и местной художественно-политической сцене, так и остается чем-то средним между способностью мыслить коллективным историческим телом и индивидуальным стремлением к нарабатыванию релевантного биографического бэкграунда. Ассаяс снял фильм-хронику о вяло текущей деполитизации 2 и о нескольких успешных сценариях социализации, вытекающей из первой. Грубо говоря, герои занимаются политикой, но мечтают быть художниками. К этому они в том или ином варианте приходят, получая долгожданный белый билет за переход победной черты политической безобидности. Этот билет оказывается как бы положительной характеристикой от старшего поколения, удостоверившегося в серьезности намерений младшего, карт-бланшем за успешное обучение гражданской культуре и поколенческой логике.

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

«Что-то в воздухе». Реж. Оливье Ассаяс, 2012

Молодой активизм оказывается тренингом социальной пробиваемости, которая впоследствии реализуется в культуре, как привилегированной области, куда ссылают (не)исправимых революционеров. Молодая тусовка со всеми ее допингами и любовями сконструирована как зал ожидания социальных шансов: как только появляются шансы социализоваться, об этом недавним соратникам или любовникам сообщают прямо и без затей. Звучит в каждом конкретном случае совсем не катастрофично, ведь считается, что насыщение общества былыми милитантами только повышает в нем градус гражданственности. Однако закономерным образом с каждой такой социализацией постепенно повышается и общий градус конформизма среды/поколения 3. После мая всегда начинается июнь. Все разъезжаются на лето, а после него выпускники встречаются на символическом рынке в то время, как новая молодежь собирается на студенческой сходке и, перебивая друг друга, озвучивает требования одно радикальнее другого, пока все не повторится снова.

Примечания

1 В университете преподают ровно тех, чьи теории реализуют на практике участники аффинити-группы в свободное от учебы время (Маркс, Ницше, Штирнер)Назад к тексту.

2 По магистральной логике поколения soixante-neuf системная политическая (профсоюзная) борьба оборачивается предательски рационалистическим занятием, чем-то схожим с тем, что Малевич (который цитируется в фильме по другому поводу) называл «харчовый принцип».Назад к тексту.

3 «Молодежь» была тем понятием, которое могло вмещать в себя любого, кто был исключен из экономики — и всякого, кто волевым решением или, наоборот, своим беспутным образом жизни выражает отказ занимать предопределенное место в социальной иерархии. <...> непонимание, которое всегда и до сих пор отделяет экстремистов от тех, кто все больше отдаляется от крайностей, отделяет нас от тех, кто отвернулся от «горечи своей юности» и «улыбается» навстречу авторитетному величию — и, наконец, отделяет тех, кому за двадцать от тех, кому за тридцать«, — так Ги Дебор, которого, разумеется, читает в одной из сцен главный герой, пишет для «Combat» после первой акции на пресс-конференции Чарли Чаплина.Назад к тексту.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции