html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Уpоки Pеставpиpованных Автоpитаpий. Часть первая. Факторы и этапы 

На предыдущую страницу

Часть первая. Факторы и этапы

Два социально-психологических типа личностей

Люди, как составляющие социум единицы, тяготеют к двум системообразующим психологическим типам (см.также в "Стихия плановой экономики или Знал бы Маркс", часть 2 "За место под солнцем"):

1. Люди, более приспособленные существовать в обществе построенном, как система взаимодействующих индивидуальностей.

Такое общество, функционирует как сетевая система, где каждый может взаимодействовать с каждым, и эффективность таких  взаимодействий – это главное, на что она ориентирована.

Соответственно этой цели ориентирована и система психологических установок и практических навыков этих людей:

- Право собственности и жизненные блага в их восприятии являются заработанным вознаграждением, то есть вознаграждением за продуктивный результат взаимодействия.

- Средством достижения благосостояния, соответственно, являются практические навыки во взаимно-полезной деятельности  –  хозяйственно-предпринимательской или профессиональной. Отсюда вытекает стремление людей этого типа к совершенствованию в себе этих навыков и к их применению в жизни.

Для личностей данного типа характерно стремление к самостоятельности и независимости. Назовём их условно Самостоятельные.

2. Люди более приспособленные существовать в обществе, построенном по иерархическому принципу.

Такое общество функционирует как управляемая с вершины пирамидальная структура, и основным принципом, определяющим её эффективность, является подчинение нижестоящих индивидуумов вышестоящим.

Соответственно этому принципу ориентирована и система психологических установок и практических навыков этих людей:

- Право собственности и жизненные блага в их восприятии, являются следствием достигнутого  общественного положения или вознаграждением, пожалованным за преданность и исполнительность.

- Средством достижения благосостояния, соответственно, являются навыки в продвижении по ступеням иерархии и в умении служить. Отсюда следует стремление людей этого типа к совершенствованию в себе этих навыков и к их применению в жизни.

Для личностей данного типа характерно стремление подчинять и подчиняться. Назовём их условно Авторитарные.

* * *

В составе реального общества присутствует как люди Самостоятельного, так и Авторитарного типа. Причём определённое количество индивидуумов может гибко приспособится и к одной и к другой линии поведения. Результирующий характер поведения общества и порядки в нём, определяется тем, какой тип в общей массе людей преобладает.

Самостоятельные и Авторитарные требуют для своего процветания и комфортного существования разные принципы распределения собственности и благ и, соответственно, разные принципы устройства общества. В связи с этим они конкурируют и противостоят друг другу, и каждый психологический тип старается обеспечить для себя более благоприятно организованную социальную среду.

Принадлежность к Авторитарным или Самостоятельным не носит характера осознанного участия в некоторой заговорщицкой организации. Это просто психологические типы, ведущие себя одинаково не сговариваясь. Хотя это и не означает, что люди определённого психотипа действуют бессознательно, и не осознают, что делают, к чему стремятся и какие методы используют для достижения своих целей.

Не следует также путать принадлежность к Авторитарным или к Самостоятельным с принадлежностью к какой-нибудь социальной прослойке, классу или касте. Это генетически заложенный тип поведения, а не социальная принадлежность или позиция.

Ещё раз подчеркну – речь не идёт о сговоре. Речь идёт о поведении людей определённого психологического типа ищущих возможность самореализоваться, удовлетворить свои материальные и амбициозные запросы, и действующих в этом направлении, используя свои природные данные и складывающуюся внешнюю социальную и политическую обстановку.

Так, например, все педанты  или  меланхолики, склонны действовать похожим образом в похожих условиях, и одинаково реагировать на одинаковые жизненные ситуации. Люди одного и того же психотипа будут не сговариваясь мыслить и действовать одинаково, и понимать при этом мотивы и намерения друг друга, т.к. у них одинаковы цели, восприятие действительности, образ мышления и поведенческие алгоритмы.

Несмотря на кажущуюся взаимосвязь с политическим устройством общества, данные личностные типы в основе своей совершенно аполитичны. Они не имеют никакого идейного наполнения. Они всего лишь реагируют на социальные условия, в которых находятся, и стараются изменить их таким образом, чтобы наилучшим образом приспособить к своим естественным способностям. Идеологическая подоплёка получаемого в результате политического режима для них значения не имеет.

Движущие силы и этапы развития социума

1) Человеческое общество – это действующая как единое целое система, сформированная множеством взаимодействующих между собой разумных единиц - людей. Это коллективный организм, в котором жизнедеятельность и удовлетворение потребностей индивидуальных единиц обеспечиваются их совместной организованной деятельностью. В результате чего поддерживается существование и функционирование системы в целом.

2) Все стороны прогресса человеческого общества: историческая, социальная, научно-техническая, экономическая, мировоззренческая, морально-этическая, художественно-эстетическая, и т.д. являются результатом одного единственного процесса – роста интеллектуального уровня составляющих общество человеческих индивидуумов. Каждого человека в отдельности и среднего уровня всех в целом.

3) Рост интеллектуального уровня среднестатистической человеческой единицы состоит в развитии умственных способностей, в обновлении, накоплении и уточнении знаний, совершенствовании мировоззрения, приобретении и улучшении навыков во всех видах физической и интеллектуальной деятельности и социального взаимодействия.

С течением исторического времени люди, как системообразующие единицы общества развиваются и совершенствуются. Модификация составляющих единиц вызывает модификацию системы, которую они образуют. Эти изменения накапливаются постепенно, но периодически происходят качественные переходы.

* * *

4) Примерно 6000 лет назад в результате этого процесса началась эпоха перехода человеческой популяции от существования в виде разобщённых племён к Авторитарному Обществу (АО), объединившему большие массы людей единым централизованным управлением. Назовём эту эпоху – Первый Переходный Период (ПП1).

С формированием Авторитарного Общества массы невежественных, способных только к простому труду или бою человеческих существ, приобрели интеллектуальную управляющую надстройку в лице единоличного правителя и сплотившейся вокруг него элитарной группы. Правящая надстройка приняла на себя решение всех основных вопросов, касающихся обеспечения жизнедеятельности социума в целом.

В условиях существенной разницы в уровне интеллекта отдельных наиболее одарённых особей и основной человеческой массы, возникновение симбиоза мыслящего и принимающего решения "мозга" и исполняющего решения "тела" было естественным, закономерным и рациональным. На данном этапе развития глобальной человеческой цивилизации такое системное преобразование увеличило эффективность коллективной деятельности людей и принципиально повысило конкурентоспособность объединённых социумов по сравнению с множеством раздробленных племён.

5) Занимая лидирующее положение и держа в руках рычаги управления социумом, элита, что вполне естественно, использует социум в своих интересах. При авторитарной системе материальные активы общества – природные ресурсы ареала проживания и человеческие ресурсы – являются корпоративной собственностью элитарной надстройки.

Принадлежность к элитарной группе означает обладание правами и привилегиями, из которых вытекает высокий (для данных исторических условий) уровень материального достатка и удовлетворённости личностных амбиций. Объём прав, а значит, материальных благ и возможностей удовлетворения личностных амбиций  определяется положением индивидуума в правящей элитарной иерархии.

6) Положение в иерархии добывается в конкурентной борьбе с себе подобными.  При этом основных приёмов всего два: захватить желаемое место силой или хитростью, либо выслужиться перед более сильным, доказать ему свою полезность и, став опорой его позиции, укрепить свою. В данной социальной системе это наиболее эффективные и результативные способы добиться благосостояния, дающие наибольшую отдачу от приложенных усилий.

7) Длительное время принципы Авторитарного Общества создавали благоприятную почву для самореализации, социального роста, обогащения и доминирования людей Авторитарного типа. Людей более талантливых и приспособленных к борьбе за принадлежность к элитарной общественной группе, за положение в иерархии этой группы и за извлечение благ из этого положения.

* * *

8) Тем временем в рамках Авторитарного Общества интеллектуальное развитие массы составляющих его человеческих индивидуумов продолжается. Растёт объём знаний, расширяется диапазон практических навыков, развиваются умственные способности, позволяющие оперировать возрастающим количеством информации и алгоритмов действий, совершенствуются приёмы коллективного взаимодействия.

Одновременно, как результат этого процесса, растёт количество и сложность технологий и продуктов, профессий и видов деятельности, совершенствуются структуры и формы организации коллективных действий, усложняется окружающий человека предметный мир и рукотворная среда обитания. Это в свою очередь поднимет планку требований к интеллектуальному потенциалу каждого члена общества.

Для обеспечения функционирования общественной системы знания и квалификация становятся всё нужнее, а образование – всё доступнее, переставая быть атрибутом лишь правящей элитарной группы. Интеллектуальный уровень низов общества растёт и разница в умственном развитии и в количестве знаний, существующая между верхами и низами, постепенно сокращается. Индивидуумы с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития начинают появляться в обществе вне границ элитарной управляющей надстройки и число их увеличивается.

9) Рост интеллектуального уровня ведёт к постепенному росту самостоятельности и независимости неэлитарного контингента общества.

Можно выделить три основных аспекта этой самостоятельности, и соответствующие им проявления в функционировании общественной системы:

- самостоятельность в экономической деятельности, проявляющаяся как частная хозяйственно-предпринимательская деятельность. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;

- самостоятельность в общественном самоуправлении, проявляющаяся как формирование власти на выборной основе. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ;

- самостоятельность в создании и распространении общественно-значимой информации, проявляющаяся в формировании независимых личностных взглядов и убеждений, мировоззренческих и идеологических концепций, в развитии философии, литературы, публицистики, в критике общества, религии и государства, в функционировании частных средств массовой информации, частного издательского дела, и т.д. ИНФОРМАЦИОННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

10) Постепенно общество всё в большей степени становится способным само обеспечивать свою жизнедеятельность, опираясь на самостоятельно организованное производство товаров и услуг, на отношения товарно-денежного обмена, на навыки в самоорганизации и самоуправлении. Т.е. организация функционирования общества, как системы коллективного жизнеобеспечения, начинает осуществляться в среде неэлитарной массы общества без директив со стороны управляющей иерархии.

11) В связи с происходящими изменениями системы меняются функции и целевое подчинение механизма централизованного управления. Его назначение постепенно смещается от прямого управления всеми функциями общества к поддержанию оптимальных условий, при которых массовая экономическая и организационная деятельность успешно осуществляется.

При этом влияние масс на механизм центральной власти усиливается. Это влияние осуществляется прямо, через механизм выборов, и косвенно, но не менее весомо, через рост объёма экономической деятельности и части общественного богатства, сосредоточенной в руках массы рядовых членов общества.

Постепенно меняется также принцип обретения власти: на смену захвату силой или интригой приходит конкурентная борьба за благосклонность избирателей. 

12) По мере роста самостоятельности рядовых членов общества, и расширения сферы их деятельности по организации процессов функционирования социума, сфера, охваченная контролем и деятельностью элитарной правящей надстройки, сокращается, и значение этой деятельности для обеспечения жизнедеятельности социума снижается.

Эти изменения накапливаются постепенно и исподволь в течение тысячелетий. Пока не наступает период следующего, второго качественного перехода. От Авторитарного Общества к Обществу Свободной Инициативы (ОСИ). Общество вступает в эпоху, когда на смену общественным взаимодействиям, осуществляемым на основе феодальной социально-иерархической подчинённости, приходят взаимодействия, осуществляемые на основе буржуазных экономических, политических и социальных прав и свобод.

13) На рубеже XVIII-XIX ст. в период промышленной революции буржуазный мир делает резкий рывок в расширении сферы своей деятельности, открывая широкие возможности самореализации и обогащения для выходцев из "низов".

Правила игры в обществе вдруг достаточно быстро меняются. Определяющей жизненный успех линией поведения индивидуума становится личная инициатива, труд по её реализации, а говоря в общем – успешное участие в продуктивных и в обменных экономических процессах. Преимущества принадлежности к избранному сословию, к правящей иерархии меркнут.

14) Впервые в истории благодаря техническим и организационным достижениям буржуазной эпохи, способ обретения жизненных благ - "организовать дело и заработать" не только получает широкое распространение, но и по эффективности (по отдаче на приложенные человеком усилия) существенно опережает способ - "занять высокое привилегированное положение".

Применение машин и научной организации труда делает массовое промышленное производство инструментом быстрого накопления значительных денежных средств и материальных ценностей людьми Самостоятельного типа. Это вооружает их средствами борьбы в соперничестве с Авторитарными за вес и влияние в обществе.

Рост промышленного предпринимательства дополнительно активизирует развитие финансового, торгового и других видов бизнеса. Промышленник помогает расширить дело и укрепится Торговцу и Банкиру.

15) Будем называть эту эпоху – Второй Переходный Период (ПП2). Хотя предпосылки его наступления формировались длительно и выраженного исторического момента его начала не существует, условно Второй Переходный Период можно отсчитывать со времени становления капитализма в Европе. Этот период продолжается в настоящее время, охватывая всё большее число стран и народов.

* * *

Изложенная здесь схема развития социума является упрощенной. В реальной истории имел место, как рост интеллектуального уровня людей, так и регресс, и периоды невежества. Человечество знало и античность, и Тёмные века, и Возрождение. И формы демократического самоуправления начали формироваться и проходить "полевые испытания" ещё в эпоху рабовладения. И не всегда более высокоорганизованный социум побеждал в противостоянии с низкоорганизованными социальными формами. Человечество развивалось рывками, то отступая, то продолжая движение вперёд. Но общая тенденция и причинно-следственная логика развития социума соответствует предложенной схеме.

* * *

16) Происходящее преобразование общества создаёт условия, которые всё больше благоволят к Самостоятельным и сводят на нет преимущества и способности Авторитарных. Поле деятельности, количество общественных институций, где может самореализоваться и обеспечить своё благосостояние человек со способностями Авторитарного типа сужается, а для Самостоятельного расширяется. И, соответственно, усиливается общественное влияние людей Самостоятельного типа.

В том числе, влияние на форму и содержание власти – традиционного источника силы и благосостояния Авторитарных.

17) Осознанно или неосознанно, люди Авторитарного типа ищут общественную ситуацию, когда бы потребность в господстве правящей элитарной группы возникла снова, когда бы восстановилась благоприятствующая им иерархичность социальной среды. Но эта иерархичность и доминирование над обществом властной пирамиды обществу для его успешного функционирования объективно уже не нужны.

18) И поэтому восстановление авторитарной системы в среде людей, интеллектуально переросших авторитарную систему и в покровительстве лидера и элиты не нуждающихся, возможно только принудительным образом и с помощью искусственных мер.

На следующую страницу

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rotozeev
          • домен engineer-kpi.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции