html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Охотник за молниями для меня — воплощенный кинематограф»: Мануэла Морген о своем фильме «Молния»

«Молния» — четырехчасовая легенда, в которой сложным образом переплетаются реальность и вымысел, поражения молнией, клинические депрессии, история Симеона Столпника и легенда о трюфеле-афродизиаке Кама, а также пьесы Мариво и Бертольда Брехта. 22 июня в рамках Медиафорума в Мультимедиа Арт Музее состоится единственный показ этого фильма, а до этого режиссер Мануэла Морген расскажет о том, как работала над ним в течение девяти лет. «Теории и практики» поговорили с ней о меланхолии, об охотниках за молниями и о том, как соотносятся наука, легенды и поэзия.

— Молния в вашем фильме выражает очень много: она метафора и рока, и любви, и исцеления, и всей той энергии, что пронизывает нашу жизнь, порождает ее или забирает. Было сложно узнать что-то о вашей жизни. Расскажите, как вы пришли к этой теме.

— Между 2003-м и 2004-м на год я оказалась в глубокой черной дыре, произошло что-то вроде психической смерти. Это слишком личное, но могу сказать, что одно политическое событие полностью изменило мою жизнь, это было как солнечное затмение: я потеряла способность видеть цвета, все стало черно-белым. Я думала, что никогда не вернусь к свету и к жизни. Я была поглощена периодом с 1939 по 1945 годы, поскольку то, что изменило меня, пришло оттуда.

Кино спасло меня. Так как никто не верил моей истории, жестокости того, что происходило, что могло убить меня и мою семью, я взяла маленькую камеру и стала снимать происходящее. Каждую неделю я относила отснятый материал в полицию, а потом сделала фильм. Показ был сопряжен с большим риском, поэтому фильм был анонимным, но он изменил мою жизнь и спас всех нас от преследований, он обладал большей силой, чем правосудие. Съемка фильмов стала для меня новым способом жить, дышать. После этого опыта меланхолии и ощущения космической черной дыры у меня появилась возможность написать для France Culture (французская радиостанция) пьесу на тему энергии, и я выбрала сильнейшую энергию, которую знала, — так в 2004 году я начала работать над «Молнией». Пьеса называлась Le Ciel Electrique / The Electric Sky; работая над этим саунд-документом, я узнала об охотниках за молниями и была заворожена ими.

Уже в пьесе я связала молнию с любовью с первого взгляда: во французском языке это довольно простая языковая игра — la foudre и le coup de foudre. По-русски говорят «любовь с первого взгляда», но по-французски это звучит как молниеносный удар. Я слышала о лечении меланхолии с помощью электрошока, и в какой-то момент мне стало очевидно, что нужно смешать все три эти темы — переживание молнии телом и душой. Когда пьеса была уже закончена, я была по-прежнему увлечена этим и продолжала видеться с другими охотниками за молниями по всей Франции, даже не думая о фильме.

Нужен был голос, способный передать интенсивность и силу предмета фильма — я попросила рок-звезду Рудольфа Бюргера стать этим голосом. Его эротичный рок-н-ролльный бас — это глас громовержца.

— Баал, от чьего лица идет повествование, по сюжету тоже охотник за молниями, да и многие кадры электрических разрядов из фильма наверняка были сняты другими охотниками. Как вы думаете, что движет такими людьми?

В какой-то момент я встретила охотника за молниями Алекса Эрмана, и он стал главным героем «Молнии», прототипом персонажа Баала. Именно он подал мне идею сделать фильм, просто показывая в течение недели свои архивы, фотографии и съемки движения молний, которые он делал в течение 30 лет. Это было по-настоящему мощное столкновение и интенсивный художественный обмен. Для меня он был кем-то вроде Билла Виолы: талантливым видеохудожником, не знающим о ценности своих работ. Баал — бог-громовержец в древней сирийской мифологии, поэтому главный герой получил такое имя, так же, как и персонаж психиатра получил имя Сатурна. Фильм должен был превратиться в легенду, и всем персонажам я дала мифологические имена.

Что за люди — охотники за молниями? Худшие любовники, потому что единственной их настоящей страстью является молния: она их жена и любовница, их фантазия и мечта, их навязчивая идея, они рискуют своей жизнью, чтобы обладать ею. Единственные люди, из тех кого я встречала, обладающие той же страстью — это мистики, влюбленные в Бога. Они живут в другой реальности, и потому кино было единственным способом выразить всю силу и чрезмерность этих отношений. В фильме я могла использовать съемки, сделанные этим охотником за молниями за 30 лет, и дематериализовать его, поскольку он хотел быть впечатан в свои снимки. Еще нужен был голос, способный передать интенсивность и силу предмета фильма — я попросила рок-звезду Рудольфа Бюргера стать этим голосом. Его эротичный рок-н-ролльный бас — это глас громовержца.

Охотник за молниями для меня — воплощенный кинематограф, потому что это отчаянная страсть, порожденная образом и сопутствующим, окружающим его звуком. Они ищут истоки кинематографа с помощью света: все охотники за молниями — это Frères lumière (братья света). Для них преследование подобного сверхъестественного феномена — поиск движения жизни и, возможно, преследование невидимого Бога. Они не религиозны, но по сути своей мистики. Ничто не может их остановить. Благодаря Алексу, Баалу, я познала напряженность такого поиска.

— Фильм имеет сложную закольцованную структуру, разбитую на 4 сезона, в которой нашлось место и документальному исследованию случаев поражения молнией, и арабской легенде о священном трюфеле-афродизиаке, размышлениям о психотерапевтическом потенциале электрошока и пьесам Мариво и Бертольда Брехта. Как собиралась ваша космогония?

Структура фильма соответствует структуре вспышки света при ударе молнии — она не прямая, зигзагообразная. Чтобы молния из одной точки достигла другой, она должна уйти в сторону, исследовать собственные границы. Молния по сути своей антимагистральна. Небо широко и охватывает всю историю жизни, все страны — это позволило мне соединить образы из разных времен: Древнюю Аравию, первый опыт использования шоковой терапии (электрических скатов) для лечения душевнобольных арабским врачем Галеном, пьесу Мариво XVIII века, музыку Гайдна, рок, Брехта. Молния — это универсальная вещь, феномен, существовавший вечно, что позволяет свободно путешествовать во времени и пространстве.

Мануэла Морген во время съемок фильма



Мануэла Морген во время съемок фильма

Этот феномен несет в себе и науку, и мифологию — он сам по себе обладает внутренней космогонией. Я придала фильму структуру легенды, и таким образом мне не пришлось выбирать между художественной и документальной формами — легенда единовременно и то, и другое. Разные сезоны позволяют фильму сочетать разные истории и цвета внутри одного большого нарратива, как, например, в «Андрее Рублеве» или «Трех цветах» Кесьлевского. Я выбрала разбивку по сезонам вместо отдельных частей, поскольку молния является метеорологическим термином и еще потому, что у всех у нас есть жизненные сезоны. Это способ большего погружения в легенду.

Между наукой, мифами и поэзией находится человек. Мы частички, атомы, кровь, сперма, у нас есть вены; наше сердце — коробка ритмов. У нас есть наши истоки, мифологии наших стран и религий — это наши основы, наши корни.

— Глава о депрессии кажется сердцем фильма, которому противопоставлено все остальное — как зоны низкого и высокого давления, вызывающие грозы; депрессии в нем сравниваются с черными дырами. Во время работы над ним вы вроде даже написали книгу о меланхолии вместе с психиатром Вильямом–де Карвальо (Сатурн в фильме). Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?

Я уже сказала кое-что о том, почему Pathos Mathos (выражение взято из древнегреческой трагедии Эсхила «Агамемнон» и означает примерно «страсть, заставляя страдать, учит меня») направляет мою судьбу. Это действительно сердце фильма, его ядро, как вы правильно поняли. Облака вокруг души в осеннем сезоне (BAAL), и внутри нее — в зимнем (PATHOS MATHOS). В конце фильма во время летнего сезона (ATOMS) дефект любви, ее смещение представляется астрофизику Жан-Пьеру Люмине в форме черной дыры. Он очень известный ученый, специалист по черным дырам. Важно было всегда помнить, что молния — это разрыв в небе и что все мы — дети неба, атомы, малейшие частицы, которые легко могут исчезнуть.

Меланхолия — это одновременно состояние осознанности и наваждения. Кадры с мертвой рыжей коровой в начале фильма, сопровождающиеся чтением куска из «Баала» Бертольда Брехта, нужны были в качестве напоминания о том, что все мы смертны и что свет есть лишь в наших глазах. Все, что нам нужно, — это держать их широко открытыми; мы словно персонаж «Божественной комедии» Данте, идем с факелом в руках. Мне кажется, факел — это наше видение. В древности люди считали, что свет исходит из наших глаз. Я согласна с таким представлением, мне нравится думать о взгляде, о выглядывании (watching out). Мы светлячки.

Работая над книгой о меланхолии с доктором Вильямом–де Карвальо, узнавая все больше об этой части человеческого опыта, много лет работая с его пациентами, наблюдая за тем, как меланхолия исчезает, я все больше понимала как смешивать кино и реальность, как ощутить другого, побывать в нем и в его чувствах. Так я пришла к съемке акул в аквариуме: одна из пациенток, которую я называла Мадонной Акул, говорила мне, что она страдает от меланхолии. Ее преследовало чувство, будто она встречает акул под водой, — поэтому этот образ присутствует в фильме. Все образы, выражающие меланхолию, были придуманы самими пациентами, я нашла способ снимать то, что рождалось в их воображении: мне потребовалось несколько лет, чтобы эти люди могли довериться мне и поделиться своими чувствами и картинами, возникающими в их голове. Так же было и со съемками сеансов электросудорожной терапии. Ни пациенты, ни их семьи не смогли бы на это согласиться, если бы я не провела с ними много лет, рассказывала им о проекте, снимала без съемочной группы, приносила отснятый материал и обсуждала его с ними. Выбор планеты Сатурн неслучаен — это холодная планета, символ меланхолии.

— Работая над «Молнией», вы изучили множество научных материалов и органично интегрировали их в мифологию и поэтику фильма. Как вообще, по-вашему, соотносятся наука, мифы и поэзия?

Между наукой, мифами и поэзией находится человек. Мы частички, атомы, кровь, сперма, у нас есть вены; наше сердце — коробка ритмов. У нас есть наши истоки, мифологии наших стран и религий — это наши основы, наши корни. Поэзия — язык, стремящийся к передаче видений. Для меня нет разделения и противоречия в этих разных подходах к человеку. Их правда лучше всего объединять с помощью слова «органично». Возможно, «Молния» органичный фильм, и в этом смысле он объединяет науку, мифологию и поэзию. Мое мнение таково, потому что поэзия — наиболее органичный из всех языков.

— Музыка во вселенной фильма тоже играет большую роль, ведь Баал диджей, а в эпилоге герои фильма, реальные и выдуманные, оказываются на одном танцполе. Что для вас это значит?

Музыка имеет огромное значения и для меня, и для моего творчества, но в «Молнии» особенно, поскольку молния — это звук и изображение. Я задумывала этот фильм не только как легенду, протекающую через 4 сезона, но также как тетралогию. Этот фильм — опера, музыкальный стих. Голоса и звуки очень важны, они создавались совместно с музыкантом Филиппом Ланглуа как феномены: мы вместе искали звуки меланхолии, звуки любви с первого взгляда, органические звуки молнии. Что касается музыкального сопровождения, то основной идеей было пригласить музыканта Эммануэля Хуссейна Дьюринга для записи традиционной сирийской музыки. Для каждого сезона были подобраны свои звуки и разная музыка.

На французский «ночной клуб» переводится, как la boite de nuit, что в дословном переводе на английский будет the night box. Первым, что я придумала, когда писала сценарий, было то, что в фильме должен быть пролог и эпилог. Пролог должен был ввести зрителя в поэтику молнии, показать врата в магический мир Баала. Мой голос и голос Рудольфа Бюргера представляли бы собой голоса Адама и Евы, отражали их первое видение примитивного мира. После разорванного на сезоны мира, отдельных историй эпилог должен был объединить всю оперу в едином хоре, греческом хоре. Я хотела, чтобы все персонажи встретились в клубе ночи, словно бы ночь была их общим миром. Ночь как единство. Финальный танец это своеобразное посвящение Флоренце Лонсеаль, танцовщице, оказавшейся в инвалидном кресле, — дань энергии жизни, энергии выживания.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции