html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью с Вольфом Приксом

Вольф Д. Прикс родился в Вене в 1942 году, окончил Венский технический университет, Школу архитектурной ассоциации в Лондоне и Архитектурный институт Южной Калифорнии (SCI-Arc) в Лос-Анджелесе. В 1968 году вместе с Хельмутом Свичински и Майклом Хольцером основал архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au, которое возглавляет по сей день.

Photo Prix_CF.jpg

Вольфу Приксу нравится шокировать законопослушных американцев. Он не расстается с сигарой даже в тех местах, где курить строго запрещено. А когда на строительной площадке его вынуждают надеть каску, морщится и демонстративно нацепляет ее задом наперед – типичный пожилой тинейджер в бейсбольной кепке. В отличие от большинства американских архитекторов, для которых быть в спортивной форме – чуть ли не профессиональный долг, Вольф Прикс не испытывает ни малейшего дискомфорта от своего антиатлетического облика. И конечно же, для пуританского американского сознания крайне странно звучат высказывания вроде “ложь и притворство в архитектуре гораздо интереснее правды”.

Photo P_0018_R8_AH.jpg

Музей современного искусства в Лионе, 2007 год

Мы сидим на балконе его лос-анджелесского офиса с почти открыточным видом на даунтаун. Вчера ночью Вольф прилетел в Калифорнию, чтобы показать мне и нескольким друзьям строящуюся по его проекту школу для одаренных детей.

– Вы, наверное, измучены перелетом?

– Вы как хотите, – спрашивает Прикс, – чтобы я соврал из вежливости или сказал правду?

Я показываю Приксу книжку, изданную Институтом технической эстетики в 1972 году тиражом пятьсот экземпляров. Он с интересом ее листает.

– Наше “Небесно-голубое облако”. А вот “Аркигрэм”, “Хаус-Рюкер”. Откуда это?

– Это мы с двумя соавторами издали. Как видите, я писал про вас уже тридцать пять лет назад. Мне бы хотелось, чтобы вы рассказали, как вы пришли к футурологическому проектированию и что оно для вас значило.

– В 1960-е, – начинает Прикс, помешивая “настоящий австрийский кофе”, – архитектура была уныло-рациональной. Мы, студенты, находились под влиянием музыки. Нам хотелось быть чем-то вроде архитектурных “Битлз”. Против славы и денег мы тоже не возражали. Поэтому группа называлась не как обычно – “Прикс, Свичински и Хольцер”, а Himmelblau, “небесно-голубое”. Мы считали, что архитектура должна быть подвижной, как облака, гибко реагирующей на меняющиеся потребности людей.

– Когда вы добавили скобки в название группы?

– Как только начали реально строить. Заключив букву l в скобки, мы из небесно-голубых превратились в строителей небес – Himmelb(l)au.

– Ваши утопические проекты 1960-х были только желанием эпатировать архитектурный истеблишмент?

– Ни в коем случае, – отвечает Вольф. – Мы не хотели никого шокировать. Боб Дилан тоже не хотел никого шокировать своими песнями. Мы хотели все это строить, просто общество не было готово к нашим идеям. Мы искали слабое звено в существующей архитектуре, чтобы сделать первый шаг на пути к ее обновлению, чтобы создать новый архитектурный язык.

Вольф начинает рисовать на клочке бумаги.

Photo VP_6802_M08.jpg

Инсталляция The Cloud,  проект Coop Himmelb(l)au, 1968 год

– В немецком языке есть слово entwurf, оно переводится как “дизайн” или “набросок”, но буквально означает выбрасывание чего-то наружу. Если мы будем считать объектом броска подсознание, тогда дизайн – это выплескивание подсознания. Исходя из такого понимания проектирования, мы создали свой собственный “деконструктивистский” архитектурный язык. Язык отрицания.

– В вашем проекте 1968 года я вижу влияние татлинской башни. Это сознательно или подсознательно?

– Несознательно, но мы, безусловно, находились под сильным влиянием архитектуры революционной России и прекрасно знали и татлинскую башню, и “Ленинскую трибуну” Лисицкого. Мы считали себя революционерами, хотя и не были членами революционных партий – коммунистической, троцкистской, маоистской.

Я показываю Вольфу наши утопические проекты в книжке 1972 года. Идеологически мы находились по разные стороны баррикад. Капитализм и общество потребления, с которым боролись небесно-голубые, были нашим, пусть не всегда осознанным, идеалом. Не парадоксально ли, что одни и те же формы служили для выражения противоположных идей? Вольф категорически не согласен.

– Никакого противоречия тут нет. И вы, и мы боролись с одним и тем же врагом – тоталитарным государством, не важно, коммунистическим или капиталистическим. Заметили ли вы, что все тоталитарные общества, начиная с Древнего Египта и Рима, всегда используют один и тот же архитектурный язык – оси симметрии, нечеловеческий масштаб, камень, неподвижность, ориентацию на вечность?

Photo P_8401_F3_GZ.jpg

Реконструкция квартиры на верхнем этаже дома по Falkestraße в Вене, 1988 год

Я пытаюсь возразить. Пьер-Шарль Ланфан, архитектор Вашингтона, использовал и масштаб, и оси, и камень, но пытался ими выразить совсем противоположное: открытость и демократию.

– Он так думал, – смеется Вольф, – а подсознательно выразил другое. В Австрии сейчас идет дискуссия, можно ли считать колонну и камень непременными атрибутами фашизма. С таким экстремизмом я не согласен, но колонны ненавижу и почти никогда не использую камень.

– Чем же так провинились колонны?

Вольф оживляется. Это его любимая тема.

– Возможно, вас это удивит, но идея преодоления земного притяжения, “жидкого” пространства принадлежит Ле Корбюзье. Вспомните его сооружения на ходулях. Вспомните его кресло. Замечали ли вы, что в этом кресле человек занимает позу, точно соответствующую положению космонавта при взлете? Если бы у Корбюзье и Бакминстера Фуллера были компьютеры, их здания взмывали бы ввысь, как наши. Теперь о колоннах. В дорическом храме в греческом Пестуме тридцать шесть колонн. Они поддерживают крышу площадью в полторы тысячи квадратных метров. В нашем проекте BMW крыша ровно в десять раз больше, но нам понадобилось всего одиннадцать опор. Архитекторы всех времен всегда видели в земном притяжении своего врага и мечтали победить его любыми средствами.

Photo P_0102_F001_DM.jpg

Фрагмент фасада масштабного комплекса BMW Welt, Мюнхен, 2007 год

– Я не уверен, что с вами все согласятся. Рикардо Легоррета, например, сказал бы, что ему нравится тяжесть каменной стены.

– Легоррета замечательный архитектор, но по сути своей консерватор. Он едет на гоночной “феррари” со скоростью пять километров в час.

– В Мехико-Сити особо не разгонишься. А удалось ли вам реализовать мечту о подвижной архитектуре? Ваши здания гибко реагируют на изменяющиеся потребности человека?

– Пока нет. Время еще не настало.

– Вы хотите сказать, что крыло вашего музея в Огайо когда-нибудь взмоет в небо?

Прикс смеется:

– А почему бы и нет?

В заключение я задаю три традиционных вопроса.

– В афоризме прародителя органической архитектуры Луиса Салливана “форму определяет функция” чем бы вы заменили слово “функция”?

– Ничем. Эта формулировка устарела сама по себе. Нет больше никакого прямого подчинения, есть только постоянный диалог между задачей и формой, который к тому же чаще всего происходит на уровне подсознания.

– Второй вопрос. Представьте, что планете Земля грозит глобальная катастрофа и все здания будут разрушены. В вашей власти спасти три из них, что вы выберете?

Вольф отвечает не задумываясь:

– Гуггенхайм Райта, Софию Константинопольскую и мой BMW.

– А теперь вам надо снести три здания, с чего вы начнете?

– Как, всего три? – смеется он. – Мне мало. Начал бы я с тюрем, потом перешел к военным сооружениям, а под конец расправился бы со всеми атомными объектами.

– Как, даже с мирными?

– Даже с ними, – настаивает Прикс.

Из вежливости я не говорю, что, разрушив все тюрьмы, об остальном можно уже не беспокоиться.

Photo P_0804_R04.jpg

Проект международного конференц-центра в китайском городе Далянь, 2012

Беседовал Владимир Паперный

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с admagazine.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • admagazine
          • домен admagazine.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции